Найти в Дзене

Летопись, 5 августа: Есть только «МиГ»!

На самолётах, разработанных под его руководством, установлено 35 мировых рекордов! 120 лет назад - в 1905 году – в бедной крестьянской семье в армянском селении Санаин родился авиаконструктор Анушаван Ованесович Микоян. Привычное русскому уху имя-отчество «Артём Иванович» появилось позднее.

Окончив два класса сельской школы, в 1918 году 13-летний Артём переехал в Тифлис, к родственникам, где продолжил обучение в школе. Революционный настрой старшего брата сказался и на Артёме: в 1921 году он, приехав в родное село, создал в нём первую комсомольскую ячейку.

Потом работал в Ростове-на-Дону на заводе сельскохозяйственных машин токарем, служил в армии. В 1931-м IX съезд ВЛКСМ принял шефство комсомола над Военно-Воздушным флотом. Авиаотрасли нужны были новые кадры, и тысячи молодых коммунистов и комсомольцев направили на обучение в соответствующие вузы. Ответственный и работоспособный Артём Микоян был рекомендован в Военно-воздушную академию имени Жуковского.

Учился Микоян с полной самоотдачей. В 1935 году проходил производственную практику в Харькове, в КБ местного авиационного завода. По возвращении вместе со своими однокурсниками Самариным и Павловым сконструировал лёгкий самолёт «Октябрёнок».

После академии был назначен военным представителем на Государственный авиазавод №1. А в феврале 1939 года на завод было переведено конструкторское бюро одного из ведущих специалистов той поры Николая Поликарпова. Который и обратил внимание на Микояна, выделявшегося своей работоспособностью, желанием вникать в самые сложные нюансы и выдвигать собственные предложения.

-2

Поликарпов поручил Микояну заняться работой над истребителем И-153 «Чайка». Началось всё с испытаний стрелкового оружия на трёх головных машинах проекта, но дальше молодой инженер всё больше занимался работой над совершенствованием самолётов, порой выходя за пределы тех поручений, которые получал от Поликарпова.

В ходе этих работ Микоян близко сошёлся с главой отдела группы общих видов КБ Поликарпова Михаилом Гуревичем. Так начал формироваться тандем конструкторов, который впоследствии стал известен на весь мир.

Затем руководство завода создает Опытно-конструкторский отдел, начальником которого стал Артём Микоян, а его заместителем — Михаил Гуревич. Первой разработкой отдела стал МиГ-1. 5 апреля 1940 года он совершил первый полёт. Потом успешно прошёл испытания и был принят в серийное производство. Его модификацией стал МиГ-3, которых в 1940-1941 гг. было выпущено свыше трех тысяч.

В конце Великой Отечественной войны КБ Микояна включилось в работы по созданию реактивной авиации. 24 апреля 1946 года в небо поднялся первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9.

30 декабря 1947 года свой первый полёт совершил истребитель МиГ-15. В отличие от «девятки», при разработке которой использовались трофейные немецкие двигатели, новая машина была абсолютно новым и крайне удачным проектом.

Не склонный к комплиментам Андрей Туполев заметил: «МиГ-15 был лучший самолёт, бесспорно, лучший самолёт в мире!».

-3

13 апреля 1951 года в воздушном бою в небе Кореи советские пилоты на истребителях МиГ-15 сбили несколько американских бомбардировщиков В-29 и истребителей прикрытия. В результате боя американские ВВС потеряли 10 бомбардировщиков и несколько истребителей, а 15 самолетов были подбиты и вышли из строя.

Тактическое превосходство МиГ-15 в Корее зиждилось на его аэродинамической концепции: стреловидное крыло, выдающаяся скороподъёмность и мощное вооружение превращали его в ударный инструмент высотной войны. Основу огневой мощи составляли три пушки, чья суммарная масса секундного залпа почти втрое превосходила вооружение F-86. Американские летчики признавались, что попадание пары снарядов калибра 23-мм было смертельным для всех американских истребителей, включая «Сейбры».

МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолётом в истории самолётостроения, всего было выпущено свыше 15.000 машин. Он стоял на вооружении ВВС 40 стран мира и окончательно был выведен из эксплуатации лишь в 2006 году.

-4

Новые разработки Артёма Микояна только подтвердили неслучайность успеха МиГ-15. Достигший скорости звука Миг-17, первый серийный советский сверхзвуковой истребитель МиГ-19, один из самых массовых и успешных истребителей мира МиГ-21. Последними работами Артёма Микояна стали истребитель с изменяемой в полёте стреловидностью крыла МиГ-23 и истребитель-перехватчик МиГ-25.

Достижения конструктора были по достоинству оценены государством. Генерал-полковник инженерно-технической службы Артём Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией.

-5

Вот некоторые цитаты авиаконструктора:

«Машина и лётчик в минуту схватки с коварным врагом должны составлять единое целое, единый организм. Лётчик должен чувствовать машину, как самого себя. И если это так, тогда конструкторы и люди, её создавшие, испытывают настоящее удовлетворение, подлинную творческую радость».

«Когда трудности кажутся непреодолимыми и препятствия множатся — это значит, что успех близок».

«Меня часто спрашивают: что главное в работе авиационного конструктора? Я отвечаю: это работа творческая и главное в ней — умение мечтать».

«То, что было событием пару месяцев назад, сегодня становится совершенно устаревшим», — говорил Микоян и продолжал работать.

9 декабря 1970 года после операции на сердце Артём Иванович Микоян умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

* * *

Заметки выпускаются ежедневно двумя блоками – в 07:00 и 16:00 по мскв. вр. Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.

#«МиГ» #самолет #истребитель #война #конструктор