Культовая лента «Калина красная» в далеком 1974-м году стала для советского зрителя настоящим шоком. Впервые с экрана на полном серьезе показан был в ярчайших красках уголовный мир, сидельцы, воры в законе.
- Сам фильм вышел в прокат лишь каким то чудом да стараниями его режиссера и исполнителя главной роли - великого Василия Шукшина. Стал для него последним, снятым по собственным сценарию. И единственным из всех 6 - цветным.
Любопытно, что лента удостоилась порции неодобрения не только со стороны официальных критиков. Но и со стороны бандитов - воров в законе, писавших Шукшину осуждающие письма, обвиняя его в искажении понятий.
- За что же именно уголовники так фильм осудили? Ведь лента снималась в реальной колонии ИК-256/5 (ныне ФКУ ИК-5 УФСИН России - «Огненный остров» или «Вологодский пятак») в Вологодской области. И сама атмосфера тюрьмы показана достаточно реалистично с точки зрения обстановки. Но вовсе не в том вопрос.
Законникам весьма не понравился момент, где главный герой, откинувшийся бывший рецидивист Егор «Горе» Прокудин решает уйти из криминального мира и начать с нуля новую чистую жизнь «мужиком».
- Дело в том, что согласно всем воровским понятиям, блатных, что решают добровольно покинуть уголовную «семью», никто смертью не наказывает. Разумеется, если ушедший не начинает вдруг активного сотрудничества с властями и правоохранителями, не начинает разбалтывать лишнее. В остальных случаях просто лишают той же воровской короны.
Еще одно крупное нарушение воровских понятий в фильме - присутствие при совершении убийства женщины. В реальности, Губошлепа в реальной жизни блатные самого бы убили, дабы пресечь чистый беспредел.
В общем, уголовники остались глубоко недовольны сценой показанной расправа над бывшим вором, что по понятиям считается невозможным беспределом. Впрочем, такая реакция наглядно нам говорит о том, что воры приняли художественный фильм так серьезно, что даже начали обсуждать его сюжет как реальное отражение жизни криминального мира. А значит лента их души реально зацепила.
- Интересно, что сам Шукшин был еще с юных довольно хорошо знаком с уголовной средой. И даже консультировался перед съемкой с реальными бандитами. Однако снял такой финал ради пущего драматизма, словно подчеркивая, что даже раскаявшемуся бандиту ничего хорошо не светит. И за все проступки в жизни приходится платить...
Осуждающие письма от воров Шукшин получал, будучи уже тяжело болен. И как вспоминали родные режиссера, именно критика ленты со стороны уголовников стала для его здоровья дополнительным тяжелым ударом.
Кстати, еще на самих съемках Василий Шукшин дважды едва не расстался с жизнью. Правда, воры тут совсем не при чем.
Первый раз все произошло во время съемок у той самой колонии «Огненный остров» в Вологодской области. Там Василий Макарович в компании сельских мальчишек как-то решился прогуляться по берегу местного озерца, на котором и расположена строгая тюрьма. К берегу причалил катер с сидельцами и конвоем...
Один из сельских пацанов, узнав в охраннике отца, тут же рванул к нему. Побежал сдуру за мальчишкой и сам Шукшин, не знавший, что согласно инструкции конвоир, видя бегущего прямо на него взрослого человека, обязан стрелять на поражение. Что едва и не сделал охранник - спас режиссера лишь гулявший рядом актер Лев Дуров, вовремя поваливший Шукшина на землю.
- А вот в финальной сцене Шукшина едва не сбил грузовик, которым на съемках управлял актер-каскадер Алексей Ванин, игравший мстившего убийцам брата Любы. Но актер не справился управлением, тяжелую машину резко занесло. Она пролетела буквально в метре от оцепеневшего знаменитого режиссера....