Когда образуются так называемые "супергруппы", участники которых уже получили ранее известность, не всегда получается что-то впечатляющее. Многие супергруппы запомнились не интересными музыкальными номерами, а лишь "звездным" списком имен. Сколько их было только в 1970-е: Emerson, Lake and Palmer, Derek and The Dominos, Beck, Bogert and Appice, Bad Company. В каждой из них играли музыканты, уже раньше зарекомендовавшие себя на сцене. И поэтому интерес к таким супергруппам был повышенным, ведь слушатели и критики ждали от таких составов откровений. Кто-то оправдал ожидания и вошёл в историю, а кто-то вызвал неудомение.
На их фоне затерялся один студийный проект, который, быть может, показывает нам самый разношерстный состав, который только можно было собрать. Подумать только, разве могли вместе собраться и что-то записать такие музыканты, как Эл Ди Меола, Клаус Шульце, Стив Уинвуд и барабанщик Сантаны Майкл Шрив? Ведь у этих музыкантов нет ничего общего, каждый из них играл очень разную музыку.
Эта супергруппа называлась Go, и у нее был лидер - Стому Ямашита. Как можно догадаться по имени, он был родом из Японии. Стому - вундеркинд. В возрасте 13 лет он поступил в музыкальную академию в Киото, обучался игре на перкуссии, играл в симфоническом оркестре, учился в Беркли. И это всё еще до совершеннолетия. В 1969-м году он прославился на весь мир благодаря выступлению с Чикагским Симфоническим оркестром, когда американская публика воочию увидела его уникальный и необычно артистичный стиль игры на ударных.
После этого в 1970-е он занимался разными проектами: писал музыку для кино, играл с джазовыми музыкантами, пробовал себя в роке. И в середине 1970-х решил попробовать силы в прогрессиве, решив собрать группу известных музыкантов. Слово "Го" по-японски - это "Пять". В то время Стому активно общался с разными артистами, в итоге собрался на зависть звездный состав.
В то время Ямашита стал осваивать синтезаторы, хотел звук своего нового проекта сделать по-пинкфлойдовски космическим. Но редко кто владел синтезаторами так, что раскрывал весь его потенциал. Клавишники играли на них, как на фортепиано, что совершенно не подходило для Стому. Однако, ему очень повезло, ведь он повстречал на своем пути Клауса Шульце.
Герр Клаус тогда уже заявил о себе как гение электронной музыки. Его альбомы состояли из длинных синтезаторных импровизаций, и редко какой исполнитель так чувствовал эти инструменты, наполнял свою музыку различными нюансами, раскрывая потенциал различных секвенсоров, стрингс-машин и всяких минимугов. Шульце в 1976-1976-м году работал в Японии, продюсируя музыку местного спейс-рок коллектива Far East Family Band, в котором начинал свой путь Китаро. И через общих знакомых его представили Стому Ямашите.
Остальные музыканты согласились принять участие. Близким по мышлению для японца стал барабанщик Сантаны Майкл Шрив, увлекавшийся различными этническими инструментами и стремившийся постичь основы музыки разных народов. В итоге два вектора интересов Ямашиты уже присутствовали в проекте: электроника и этника прекрасно уживались. Но к проекту присоединились еще и Стив Уинвуд, недавно начавший сольную карьеру, когда его группа Traffic распалась. Его джаз-роковая манера игры дополняла ударные сбивки Шрива. Басист Роско Джи пришел вместе с Уинвудом вслед, и раньше был сессионным участником Traffic.
Вообще, говорить про устоявшийся состав в отношении Go не получается: в студии к ним присоединялись еще разные музыканты. Конечно, по-своему запоминающимся было присутствие Эла Ди Меолы. Но его гитара присутствует далеко не везде на записях Ямашиты, а временами соло играл другой известный гитарист - Пэт Тралл. Помимо них, в студии был Пол Бакмастер, аранжировщик и виолончелист, когда-то засветившийся на альбоме Майлза Дэвиса Bitches Brew, а затем работавший с Элтоном Джоном. Он аранжировал струнные и духовые для некоторых записей. А это означает, что в студии Go превратился в настоящий оркестр.
Были и забавные случаи. Например, утверждают, что между Шульце и Ди Меолой возник конфликт. Дело в том, что гитарист так сильно "выпендривался" своими скоростными пассажами, что в какой-то момент Клаус стал его подначивать, включив в своем синтезаторе арпеджиатор, а затем демонстративно увеличив на нем скорость. Тем самым показав, что это лишь спорт, и не более того ,и скоростные пассажи не везде уместны.
Запись первого альбома Go проходила в феврале 1976-го года в Лондоне на студии фирмы Island. Это был очень неоднородный альбом: в нем уживались рядом эмбиент, эпический симфонический рок, фанк-джаз с вокалом Уинвуда и подпевками студийной группы Thundertights, этника, синтезаторы и секвенсоры Шульце в стиле Берлинской школы электронной музыки и много чего еще. Такой микс напоминал джем-сессию, ведь чем-то подобным занимался Клаус еще в начале 1970-х, когда "случайно" оказался в проекте Cosmic Jokers. Но на самом деле всё было отрепетировано и продуманно.
Go выпустили два студийных альбома. Второй вышел годом спустя и назывался Go Too. На нём уже изменился состав: Уинвуд ушел, поэтому вокалистом стал Джесс Роден, а басистом в группу пришел Пол Джексон-младший, до этого игравший в группе The Headhunters. Стилистически он мало отличался от предшественника, развивал те же самые идеи, но был более амбициозным. Появилось, быть может, больше джаза, но он и так порой выпирал на первом альбоме.
Интересно, что Go привлекли внимание публики, и многие хотели услышать их живьем. Так что в сборном составе, Ямашита и компания поехали на гастроли по Европе и США. В 1976-м году они дали два грандиозных концерта: один в Королевском Альберт-Холле, другой - в Париже. Второй вышел своего рода бенефисом Шульце. Он давно не давал там концертов, и местная публика пришла смотреть прежде всего на него. В состав к Go присоединился еще барабанщик Харольд Гроскопф, с которым у Клауса уже наметились будущие концерты.
Это выступление 12 июля во Дворце Спорта в Париже было выпущено отдельной пластинкой.
Однако, проект был недолговечным, и очень скоро Шульце ушел с головой в сольное творчество, и так занимавшее много времени в его жизни. Лейбл Island заинтересовался им, и в скором времени предпринял удачные попытки сделать Клауса суперзвездой электронной музыки. Так что участие в GO существенно помогло ему повысить свой авторитет. А для нас этот проект остается одним из самых амбициозных и неоднозначных. Когда такие разные музыканты собираются вместе, всегда есть риск провала.
Добро пожаловать! Подписывайтесь, буду рад лайкам и комментариям!