Михаил Гинзбург, врач психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор АСИЗ
Одна моя читательница задала вопрос, буквально совпадающий с названием статьи "Как перестать постоянно думать о еде, как отвлечься?" И оказалось, что вопрос этот задают люди весьма часто. Особенно те, кто следит за весом и стремится похудеть. Потому что, стоит только взяться за себя, мысли о еде становятся особенно навязчивыми, и провоцируют срыв. И так из раза в раз: собираем свою волю в кулак, клянемся себе не есть ничего вкусного, только полезное! Ни жиринки, ни сахаринки! С утра все идет не плохо. Но уже к обеду набегают мысли о всяких лакомствах. К вечеру они становятся совсем невыносимыми. Отвлечься не получается, чем сильнее пытаемся "выбросить их из головы", тем упорнее они становятся. Работать мы не можем, все раздражает. Уснуть не можем. И стоит себе уступить, поддаться соблазну, съесть конфетку, маленькую пироженку, наступает срыв, переедание, набор веса, и так до следующего раза.
Это нам следует понять и принять: навязчивые мысли о еде провоцируют переедание, злоупотребление жирными и сладкими лакомствами, и сопровождаются новыми килограммами. И отсюда понятно, почему люди, озабоченные проблемой веса, стремятся от них избавиться. Но что их провоцирует? Откуда они берутся, что заставляет нас все время думать о еде?
Две вещи! Желание "наконец-то" победить себя и похудеть, и страх, что у тебя в очередной раз ничего не получится. Победить себя и похудеть? Почему-то задача ставится именно так. Победить себя, это убрать из еды все мало-мальски соблазнительное. И тогда, внимание, если я все это теперь не ем, все это в виде списка существует у меня перед глазами. Я пытаюсь заставить себя об этом не думать, но не получается Я же должен себя контролировать! И опять этот запретный список во всей красе всплывает у меня в голове. Список состоит исключительно из продуктов, которые я очень хочу (а иначе, зачем бы мне их запрещать), продуктов сочных, вкусных, жирных и сладких. Я очень боюсь сорваться, не выдержать, и от этого вижу запретное еще более ярко, и никак мне от этого не избавиться. Чем сильнее хочу, тем ярче вижу, тем сильнее боюсь нарушить данное себе обещание, и от этого хочу, вижу и боюсь еще сильнее. И так по кругу, пока я не сорвусь в очередной раз. Ничего нового.
Со временем, когда эта череда запретов и срывов повторится несколько раз, когда усилится страх своего бессилия перед лакомствами, страх безысходности, может появиться ощущение навязчивости: мысли о еде и о своей слабости перед ней будут присутствовать теперь уже не только, когда собираешься похудеть, но и вообще всегда.
Здесь на ум приходит такое образное сравнение, если кто не знает - попробуйте, постарайтесь хотя бы пять минут, собрав всю свою силу воли, не думать о лысой обезьяне, например шимпанзе, хотя бы пять минут не представлять себе, как она скачет, как гы-гычет, хотя бы пять минут, хотя бы минуту!
Попробовали? Получилось? Нет! И не получится! Ни у кого не получится! И какая бы у вас ни была сила воли, пока вы изо всех сил стараетесь не думать о лысой обезьяне, вы будете думать о ней еще сильнее. Но как только у вас пропадет нужда удерживать эту мысль, она исчезнет сама.
Отсюда и выход из нашей проблемы. Для похудения, для соблюдения норм здорового питания совсем не обязательно с собой бороться, пытаться себя победить, что-то себе запрещать, совсем не обязательно исключать лакомства даже на время похудения. В мыслях о еде, да и в самой еде тоже, нет ничего страшного, ничего предосудительного, ничего, что представляло бы опасность для вас или вашего будущего. Лакомства нужны, они делают нашу жизнь ярче, а нас самих добрее, умнее и дружелюбнее.
А дальше одно из двух - либо вы соглашаетесь с этой идеей и тогда уже можно поискать простые диетологические приемы, как при естественной любви покушать сделать так, чтобы еда шла вам в удовольствие и на пользу, и при этом не мешала здоровью, не полнила. Либо не соглашаетесь, говорите, или думаете, что необходимо себя контролировать, держать в строгости, раз и на всегда запретить себе..., и так далее, тогда, поверьте, вам лучше поработать с психологом или психотерапевтом. По сути вы ставите запрос, как вам силой мысли, силой сознания победить свой витальный могучий пищевой поведенческий инстинкт? Хороших исходов борьбы с собой не предвидится. Победа сознания в данном случае называется нервной анорексией в тяжелой прогрессирующей форме ее течения. Победа подсознания (инстинкта), это приступы булимии и бурное нарастание веса. Немного упрощенно, есть нюансы, но главное, думаю, понятно. Победить себя и хорошо себя при этом чувствовать, не получится.
И в первом, и во втором случае есть свои техники, свои приемы. Но если вы согласны, что лучше с удовольствием есть все и не париться, ваш путь к счастью значительно короче, главное вы уже понимаете. Если же путь борьбы с собой в вашем сознании продолжает присутствовать, вам необходимо потратить время, усилия, и возможно деньги, чтобы научиться любить себя, полюбить свою жизнь, и полюбить свою пищу.
О приемах диетологических (и не только), как ХОТЕТЬ есть меньше и есть при этом столько, сколько хочешь, совсем недавно, меньше недели назад, у меня вышла статья, которую вы легко найдете на моем канале. Приемов действительно много, и по каждому можно написать развернутую статью. Но сначала, повторю, необходимо придти к убеждению, что путь любви и сотрудничества с собой единственно возможный.
Кстати, ответ на вопрос той моей читательницы выглядел так:
"Если не получается отвлечься, помочь может психолог или психотерапевт. Чаще мысль о еде становится навязчивой именно потому что стараешься ее отогнать. И запрос обычно такой: "Доктор, помогите мне отогнать эту мысль!". Но часто помогает противоположная тактика - не запрещать себе думать о еде, а именно думать. И тогда уже найдешь способ думать так, чтобы ни еда, ни мысли о ней тебе не мешали жить"