Найти в Дзене
Lace Wars

Смеющаяся султанша: реальная история Роксоланы

Оглавление

Девушка без имени

В лабиринтах истории есть фигуры, чьи реальные лица навсегда скрыты под слоями легенд, слухов и откровенных выдумок. Хюррем-султан, известная в Европе как Роксолана, — одна из них. Её история, превращённая современным кинематографом в красочную сказку о любви и мести, на самом деле — туманный гобелен, сотканный из обрывков донесений венецианских послов, противоречивых записей османских хронистов и домыслов, родившихся столетиями позже. Мы даже не знаем её настоящего имени. Имя Анастасия Лисовская, дочь священника из Рогатина, что на современной Украине, — это не более чем красивая версия, появившаяся в польской литературе XIX века. Ни один османский источник XVI века не упоминает ни этого имени, ни её «благородного» происхождения. Для них она была просто Роксоланой — «девушкой из Рутении», безымянным товаром, попавшим на стамбульский невольничий рынок.

Как именно она оказалась во дворце Топкапы, тоже загадка. По одной версии, её, захваченную во время набега крымских татар, преподнесли в дар молодому султану Сулейману. По другой, её купили на рынке евнухи, ответственные за пополнение султанского гарема. В любом случае, её путь начинался не с романтического похищения, а с суровой прозы невольничьих караванов. Она была одной из тысяч девушек, чьи судьбы меняли своего владельца. Никакой семьи, оплакивающей её, никакого жениха, клянущегося её найти. Лишь статус рабыни и туманные перспективы в стенах сераля.

Популярный миф о том, что юная рабыня с первых дней начала дерзко прокладывать себе путь к сердцу султана, очаровывая его своей красотой и непокорностью, — это тоже, скорее всего, дань драматическому жанру. Гарем был не местом для бунтарей. Это была жёсткая, иерархическая система, настоящая школа выживания, где любое неповиновение имело самые печальные последствия. Чтобы выжить, а тем более возвыситься, нужно было не бунтовать, а приспосабливаться, учиться, интриговать и, главное, найти себе могущественного покровителя.

И таким покровителем для Роксоланы, как ни странно, стала мать Сулеймана, могущественная валиде Хафса-султан. Именно она, по свидетельству некоторых современников, разглядела в рыжеволосой славянке нечто большее, чем просто красивую игрушку для сына. Валиде взяла её под своё крыло, обеспечила ей прекрасное образование. Хюррем изучала языки, поэзию, историю, искусство каллиграфии. Её готовили не просто для ночи с султаном, её готовили для того, чтобы она стала интересным и достойным собеседником для повелителя мира. Именно ум, образованность и весёлый нрав, а не только внешность, стали её главным оружием. Её прозвище «Хюррем» переводится как «Смеющаяся» или «Весёлая». В мрачной и полной интриг атмосфере дворца её смех и лёгкость были для Сулеймана глотком свежего воздуха.

Игра престолов в серале

Гарем османского султана был не просто местом, где содержались сотни красивых женщин. Это был сложнейший политический институт, змеиный клубок, где велась непрерывная и беспощадная борьба за власть. Каждая наложница, родившая султану сына, становилась не просто матерью, а главой собственной «партии», целью которой было возведение на трон именно её шехзаде. В этой игре все средства были хороши: интриги, подкупы, тайные эликсиры, клевета. И Хюррем, войдя в эту игру, очень быстро усвоила её правила.

Её главной соперницей была Махидевран, «весенняя роза», мать старшего сына и наследника Сулеймана, красавца Мустафы. Поначалу Сулейман делил своё внимание между двумя фаворитками. Но Хюррем, обладавшая не только красотой, но и острым умом, быстро поняла, что статус «одной из» её не устраивает. Она не могла смириться с тем, что будущее её и её детей полностью зависит от каприза повелителя и от того, взойдёт ли на трон Мустафа. Ведь по закону Фатиха, новый султан, взойдя на престол, имел право устранить своих братьев с политической сцены самым окончательным образом. Для Хюррем это означало, что если султаном станет Мустафа, будущее её сыновей будет предрешено.

Началось долгое и изнурительное противостояние двух женщин. Это была не та мелодраматическая борьба с вырыванием волос и битьём посуды, которую нам показывают в сериалах. Это была тихая, подковёрная война, в которой использовались куда более тонкие инструменты. Хюррем, пользуясь своей близостью к Сулейману, постепенно настраивала его против Мустафы и его матери. Она умело играла на страхах и подозрениях султана, нашептывая ему о растущей популярности наследника в армии и народе, намекая на возможный заговор.

Ещё одним её могущественным врагом был великий визирь Ибрагим-паша, друг детства Сулеймана и муж его сестры Хатидже. Ибрагим был ярым сторонником Мустафы и видел в Хюррем угрозу своему влиянию и стабильности империи. Их противостояние было не просто личной неприязнью, а столкновением двух политических сил. Ибрагим олицетворял старую османскую аристократию, Хюррем — новую элиту, пришедшую к власти благодаря личным талантам и милости султана. В этой борьбе Хюррем снова победила. В 1536 году земной путь Ибрагима-паши был прерван по приказу Сулеймана. Его падение расчистило Хюррем путь к вершине власти.

Но вершиной её триумфа стал беспрецедентный шаг, на который до неё не решалась ни одна наложница. Она убедила Сулеймана заключить с ней официальный брак. В 1534 году состоялась пышная свадьба. Рабыня стала законной женой султана, получив титул Хасеки-султан. Это был скандал, нарушение всех вековых традиций. Но Сулейман, ослеплённый любовью, пошёл на это. Хюррем добилась своего. Она стала не просто фавориткой, а полновластной хозяйкой сераля и одной из самых влиятельных фигур в империи.

Не просто любимица: политическое влияние Хюррем

Став законной женой султана, Хюррем не удовольствовалась ролью матери его детей и хозяйки гарема. Она начала активно вмешиваться в государственные дела, став, по сути, главным политическим советником Сулеймана. Это было неслыханно для османского общества, где женщинам, даже самым знатным, была уготована лишь роль тени своего мужа. Но Хюррем сломала и этот стереотип. Сулейман, уходя в долгие военные походы, оставлял её в столице не просто как хранительницу очага, а как своего доверенного представителя.

Она вела активную переписку с правителями европейских государств, в том числе с польским королём Сигизмундом II Августом. Сохранились её письма, написанные изящным слогом, в которых она обсуждала не только вопросы династических браков, но и сложные политические проблемы. Европейские послы в своих донесениях с удивлением и уважением писали о её уме, проницательности и огромном влиянии на султана. Они понимали, что для решения любого важного вопроса в Стамбуле нужно было заручиться поддержкой не только великого визиря, но и всемогущей Хасеки.

Её влияние было особенно велико в кадровых вопросах. Именно с её подачи на высшие государственные посты назначались её зятья и сторонники. Великим визирем после Ибрагима стал её верный союзник Рустем-паша, женатый на их с Сулейманом единственной дочери Михримах. Так Хюррем создала свою собственную «партию власти», которая контролировала все ключевые рычаги управления империей. Она была серым кардиналом, который из-за занавеса гарема дёргал за ниточки большой политики.

Но её деятельность не ограничивалась интригами. Хюррем вошла в историю и как щедрая благотворительница. На её средства в Стамбуле и других городах империи строились мечети, медресе, больницы, караван-сараи, бани. Она основала огромный благотворительный комплекс (вакф) в Стамбуле, который включал в себя столовую для бедных, где ежедневно кормили сотни нуждающихся. Эта деятельность принесла ей любовь и уважение простого народа. Для них она была не коварной интриганкой, а милосердной и благочестивой правительницей.

Её роль в истории Османской империи была настолько значительной, что историки даже выделяют особый период, названный «Женский султанат». Именно Хюррем положила начало этой эпохе, когда женщины — матери и жёны султанов — на протяжении почти полутора веков оказывали решающее влияние на государственную политику. Она доказала, что женщина в мусульманском мире может быть не только объектом желания, но и субъектом власти, равным по уму и влиянию любому мужчине.

Мать шехзаде: битва за будущее

Главной целью и смыслом жизни Хюррем была не столько личная власть, сколько обеспечение будущего её детей. Она родила Сулейману шестерых детей: пятерых сыновей (Мехмеда, Абдуллаха, Селима, Баязида и Джихангира) и одну дочь (Михримах). Судьба шехзаде Абдуллаха была трагичной — он ушёл в младенчестве. Но остальные сыновья были её главной надеждой и главной болью. Она понимала, что в жестоком мире османской политики выжить мог только один — тот, кто станет султаном. Путь остальных был предопределён.

Её старший и самый любимый сын, Мехмед, был талантливым и многообещающим юношей. Сулейман души в нём не чаял и готовил его в свои преемники. Но в 1543 году Мехмед внезапно угас от оспы. Это был страшный удар для Хюррем и Сулеймана. После его ухода главным претендентом на трон снова стал Мустафа, сын Махидевран. Мустафа был популярен в народе и, что самое опасное, в армии, особенно среди янычар. Он был талантливым воином и администратором, и многие видели в нём идеального будущего султана. Для Хюррем и её оставшихся сыновей это было равносильно смертному приговору.

Борьба за престол вступила в решающую фазу. Хюррем и её зять, великий визирь Рустем-паша, начали планомерную кампанию по дискредитации Мустафы. Они перехватывали его переписку, подделывали письма, распространяли слухи о том, что он готовит заговор против отца и собирается захватить трон при поддержке янычар. Сулейман, стареющий и подозрительный, поверил в эти наветы. В 1553 году во время персидского похода он вызвал Мустафу в свой шатёр. По приказу султана молчаливые исполнители его воли оборвали жизнь шехзаде прикосновением шёлкового шнурка. Уход любимца армии вызвал волнения среди янычар, но Сулейман решительно пресёк бунт. Путь к трону для сыновей Хюррем был расчищен.

Но на этом трагедия не закончилась. Теперь борьба за власть развернулась между её собственными сыновьями — Селимом и Баязидом. Селим был старшим, но Баязид был более амбициозным, талантливым и популярным в армии, напоминая молодого Мустафу. Хюррем пыталась примирить сыновей, но после её смерти в 1558 году конфликт перешёл в открытую фазу. Началась настоящая гражданская война. Сулейман поддержал Селима. Баязид, потерпев поражение, бежал в Персию вместе со своими сыновьями. Но персидский шах, получив от Сулеймана щедрые дары, предал его. Участь Баязида и всех его сыновей была решена окончательно.

Так, из всех сыновей Хюррем в живых остался только один — Селим. Он и взошёл на престол после смерти Сулеймана в 1566 году, став султаном Селимом II. Но он был далеко не лучшим правителем. В отличие от своих братьев, он не обладал ни талантами, ни амбициями, предпочитая государственным делам гаремные утехи. Хюррем добилась своей цели — её сын стал султаном. Но цена этой победы была ужасной. Она заплатила за неё не только будущим своего врага Мустафы, но и будущим своего собственного сына Баязида и внуков. Такова была логика борьбы за власть в Османской империи — логика, в которой не было места сантиментам и родственным чувствам.

Портрет, написанный слухами

Какой же была на самом деле эта женщина, сумевшая пройти путь от безымянной рабыни до одной из самых могущественных правительниц в истории? Сериалы рисуют нам образ ослепительной красавицы с огненно-рыжими волосами и точёной фигурой. Но реальность, скорее всего, была иной. Венецианский посол Пьетро Брагадин, видевший её, описывал Хюррем как «молодую, но некрасивую, однако грациозную и невысокую ростом». Другой венецианец, Бергалини, был ещё более категоричен, упоминая её «оплывшую» фигуру и крупный нос. Знаменитый портрет, приписываемый кисти великого Тициана, также, скорее всего, был написан не с натуры, а по словесным описаниям. Никто, кроме султана и евнухов, не имел права видеть лицо султанши.

Очевидно, что её главным оружием была не красота, а нечто иное. Все современники в один голос отмечали её невероятный шарм, живой ум, прекрасное чувство юмора и умение вести увлекательную беседу. Она была не просто любовницей, она была другом, соратником, интереснейшим собеседником для Сулеймана, человека высокообразованного, писавшего стихи и ценившего интеллектуальное общение. В то время как её соперница Махидевран, по общему мнению, была классической красавицей, но не отличалась большим умом, Хюррем брала другим. Она покорила Сулеймана не столько телом, сколько душой и интеллектом.

Её характер был сложным и противоречивым. С одной стороны, она была любящей матерью и верной женой, щедрой благотворительницей и покровительницей искусств. С другой — хладнокровным и расчётливым политиком, не останавливавшимся ни перед чем для достижения своих целей. Она была продуктом своей жестокой эпохи и своей среды — гарема, где выживал сильнейший. Её можно обвинять в уходе со сцены Ибрагима и Мустафы, но с её точки зрения, это была не подлость, а борьба за жизнь — её собственную и её детей.

История Хюррем-султан — это история о невероятной силе духа, уме и амбициях. Это история женщины, которая в мире, где ей была уготована лишь роль тени, сумела стать солнцем, вокруг которого вращалась целая империя. Она сломала все возможные стереотипы и правила, доказав, что происхождение и пол не имеют значения, если у тебя есть воля к власти. Её образ, окутанный мифами, до сих пор волнует воображение, заставляя спорить о том, кем же она была на самом деле — коварным демоном или великой женщиной. А правда, скорее всего, в том, что она была и тем, и другим одновременно.