Найти в Дзене
Мои страницы

Международная биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде (часть II)

В залах выставки "Земное/Планетарное". Фото автора.
В залах выставки "Земное/Планетарное". Фото автора.

Но что же в следующих залах? Что предложили другие художники-экологи на суд нижегородских зрителей? Спешим туда, где нас ждёт много интересного.

Экспонат экологической бионнале. Фото автора.
Экспонат экологической бионнале. Фото автора.

Сегодня среда - день бесплатного посещения, и на выставке много людей, очередь в кассу не уменьшается. Здесь выдают чек с суммой - 0 руб.

Кстати, выставку предваряет литературная экспозиция, где можно купить книги на любой возраст и любую тему, но особенно много - про Нижний Новгород, его историю.

Книжный базар на выставке. Фото автора.
Книжный базар на выставке. Фото автора.

Литературная экспозиция. Фото автора.
Литературная экспозиция. Фото автора.

Это и понятно - сейчас лето, в Нижнем Новгороде много туристов. Вот и хорошо: увидят выставку, задумаются о том, что каждый может сделать для решения проблем экологии на Земле.

Туристы идут на выставку. Фото автора.
Туристы идут на выставку. Фото автора.

Разрезы по резине

Итак, мы идём по залам экологической выставки. Перед нами - черные "кружева" причудливой формы. Подходим поближе. Фантазия человека безгранична! Это "кружево" оказывается обычной резиной, отработавшей свой срок, на которую нанесены разрезы. И сегодня эта композиция украшает выставку!

Конго. 2023. Фото автора.
Конго. 2023. Фото автора.

Автор её - Александр Кьюнгу Мвиламбве из Демократической республики Конго (многие годы государство было европейской колонией, людей безжалостно эксплуатировали и истребляли). Проблемы постколониального государства (с 1960 года) нашли отражение в творчестве художника. Александр Мвиламбве - выпускник Национальной академии изящных искусств в Киншасе, участник многих групповых выставок и арт-резиденций в своей стране и за рубежом.

Слева направо разрезы по резине: 1. Шрам Земли IV. 2022. 2. Конго. 2023. 3. Без названия. 2024. Фото автора.
Слева направо разрезы по резине: 1. Шрам Земли IV. 2022. 2. Конго. 2023. 3. Без названия. 2024. Фото автора.

Что означают разрезы? Тысячелетия племена Африканского континента, и в том числе жители Конго, практиковали шрамирование, которое являлось своеобразным паспортом и биографией человека, "записанными" на его теле, определяя его место в системе доколониальных границ. Кьюнгу сопоставляет картографию и шрамирование. На резине он вырезает контуры по своему усмотрению, создавая уникальные ландшафты "без границ", символизирующие независимость своей страны. Работать в данной технике автору помогает комбинирование традиционных для практики скарификации, или шрамирования, предметов, которые он находит - дверей, резиновых камер, старых карт и символов.

Экспонат выставки "Земное/Планетарное". Фото автора.
Экспонат выставки "Земное/Планетарное". Фото автора.

Фотогалерея Жени Миронова. Язык цветов.

А вот и еще один своеобразный микромир. Видишь фотографии, но не сразу понимаешь, что на них. Издали можно не понять, подходишь поближе, и вдруг в одном цветке угадываются кусочки лосося, в другом - обыкновенная дыра в стене.

Цветок из кусков лосося. Фото автора.
Цветок из кусков лосося. Фото автора.

Цветок - пролом в стене. Фото автора.
Цветок - пролом в стене. Фото автора.

Художник дает возможность проникнуть в ту суть окружающих вещей, которая обычно остается „за кадром“ рационального видения и сознания. Честно говоря, я была покорена работами талантливого человека. Видеть сущность там, где ее нет, и убирать оттуда, где она есть, это дано не каждому. Россиянин Женя Миронов - участник десятков персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Его по праву можно назвать "Героем нашего времени".

Фотовыставка "Язык цветов, самоцветы"". Фото автора.
Фотовыставка "Язык цветов, самоцветы"". Фото автора.

"Фотография долго прощупывала мир, она создавала каталоги ситуаций, явлений, объектов, она прорабатывала то, что можно назвать основой визуального языка. Она заполняла сознание зрителя пространством простых, внятных, устойчивых форм - архетипов. Но было бы очень печально, если бы изобретение ручки дало возможность просто описывать мир в его номинальном ключе. Нет, фотография - это не просто способ описывать действительность, а еще возможность создавать новую реальность, драматургию.

"Язык цветов, самоцветы" Жени Миронова. Фото автора.
"Язык цветов, самоцветы" Жени Миронова. Фото автора.

В серии "Язык цветов" я пользуюсь этим наработанным опытом нашего сознания, в котором собраны все элементы - архетипы - визуального языка, включая главный - цветы! Я буквально выращиваю их! Термин "язык цветов" не нов, он означает символику или значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений и идей. В викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.

Цветок из тюбиков из-под краски. Фото автора.
Цветок из тюбиков из-под краски. Фото автора.

Мой же гербарий собран у подножия новой эпохи. Это опыт проживания тонких чувств. Каждый цветок самобытен, он раскрыл себя как новое качество присутствия, где мы можем творить, по-новому видеть мир. Эти цветы сами проросли внутри меня, они собраны вниманием, как инструменты самоисследования. Сложившийся гербарий - своеобразный дневник наблюдений за самим вниманием и его тонкими состояниями", - поясняет автор для нас, посетителей выставки, свою экспозицию.

Цветок - свернувшаяся гусеница. Фото автора.
Цветок - свернувшаяся гусеница. Фото автора.

Пластиковые ножи

Проблема колониализма нашла отражение в работах еще одного художника из Африки - жителя Зимбабве Моффата Такадивы.

Композиция "Пластиковые ножи". Фото автора.
Композиция "Пластиковые ножи". Фото автора.

"Пластиковые ножи" - так называется его композиция, выполненная из отработавших своё пластиковых предметов - кнопок клавиатуры, пластиковых ножей и бутылок, колпачков ручек.

Композиция создана из того, чем мы пользуемся ежедневно, а потом выбрасываем. Фото автора.
Композиция создана из того, чем мы пользуемся ежедневно, а потом выбрасываем. Фото автора.

Компьютерные клавиши и колпачки авторучек создали целую картину. Фото автора.
Компьютерные клавиши и колпачки авторучек создали целую картину. Фото автора.

Они же. Компьютер сейчас есть почти у каждого. Фото автора.
Они же. Компьютер сейчас есть почти у каждого. Фото автора.

Отходы становятся отражением экологического неравенства. "Правительства большинства африканских стран борются с проблемой управления отходами. Ключевые ресурсы континента экспортируются и возвращаются в Африку в виде продуктов, которые затем заполняют местные свалки и становятся опасными для окружающей среды. Большинство экологических проблем, которые мы имеем сегодня, проистекают из проблем колониализма", - заключает Моффат Такадива.

Колпачки и одноразовые ножи. Фото автора.
Колпачки и одноразовые ножи. Фото автора.

"Сад камней"

Цикличность жизни и неразделимость всего сущего - тема серии "Сад камней" 24-летней нижегородской художницы Веры Ширдиной. Действительно, грань между человеком и окружающим миром очень тонка и узнаваема. Воображение художницы воплотилось в человеческие лица, которые угадываются в объектах, похожих на цветы.

На переднем плане - "Сад камней". Фото автора.
На переднем плане - "Сад камней". Фото автора.

А разве человек не самый красивейший цветок земли?

Бесконечность инь и ян. Дмитрий Плавинский. 2012. Холст, масло. Собственность семьи художника.
Бесконечность инь и ян. Дмитрий Плавинский. 2012. Холст, масло. Собственность семьи художника.

Забытые следы

Да, совершенно прав художник из Республики Корея Янгкура, создавая свои композиции "Мусорные монстры" из морского мусора с островов Цусима и Чеджу, - с этим нужно что-то делать. Проблема загрязнения морской среды становится глобальной. Его скульптуры собраны из бытового мусора, который был выброшен прямо в воду в Китае, Республике Корея и Японии, а затем, подхваченный течениями, достиг острова Цусимы. На побережье смешались отходы, которые неправильно утилизировали в разных странах и городах. Важно следить за своими действиями - результаты их могут быть не только сиюминутными, но и распространяться в пространстве и времени.

Океанический мусор в виде "Мусорного монстра". Похоже, правда? Фото автора.
Океанический мусор в виде "Мусорного монстра". Похоже, правда? Фото автора.

А вот кадры из документального фильма о работе по сбору океанического пластикового мусора художником и его боли за экологию своей страны.

Вон там прибивает мусор. Фото автора.
Вон там прибивает мусор. Фото автора.

Природные красоты завалены бытовыми отходами жизнедеятельности человека. Фото автора.
Природные красоты завалены бытовыми отходами жизнедеятельности человека. Фото автора.

Природе не выжить в таких условиях. Фото автора.
Природе не выжить в таких условиях. Фото автора.

При выходе с экспозиции - тематическая комната. Здесь на удобном диване можно посмотреть документальный фильм о красоте природных комплексов России. И посетители выставки этим воспользовались.

Посетители выставки смотрят фильм о природе России. Фото автора.
Посетители выставки смотрят фильм о природе России. Фото автора.

Продолжение следует.

Материалы блога на тему экологии читайте здесь:

Экология и мы | Мои страницы | Дзен

Если понравился материал - поставьте лайк! Подписаться не забыли?

Ссылка на донат для развития канала - здесь. Пишу и пишу для вас.