К началу 80-х годов XIX века военно-морской флот США еще не был той мощной силой, которой он является в настоящее время, его создание только начиналось (по сути заново, после событий Гражданской войны и последующего периода застоя). И одним из первых кораблей возрождаемого флота стал бронепалубный крейсер "Атланта", который вместе с крейсерами "Бостон", "Чикаго" и посыльным судном "Дельфин" считается одним из первых кораблей флота этой страны. Назвать эти корабли идеальными для того времени вряд ли можно, однако именно начиная с них американский флот начала свое развитие, дойдя до самого сильного флота в мире, и с чего то надо было начинать. По мере строительства новых кораблей военно-морские верфи США получали опыт, а военные моряки - учились использовать современные системы вооружения, обнаружения, защиты, решая тактические задачи, осваивая новые тактические приемы.
Для справки: верфь "Джон Роуч и Сын", на которой заложили "Атланту", благополучно обанкротилась, выполняемые работы не отвечали требуемому уровню, и крейсер достраивался уже на верфи "Нью-Йорк Нэви Ярд", а вооружение устанавливать военно-морской арсенал США. Крейсер "Атланта" вступил в строй флота летом 1886 года (хотя еще год и достраивался), войдя в состав Североатлантической эскадры.
1.Отражение минной атаки
Одним из таких новых тактических приемов, видимо, в то время было отражение атаки миноносок и миноносцев на боевой корабль, и в американском флоте этому вопросу уделяли должное внимание, о чем свидетельствует хотя бы то, что в октябре 1890 года было решено провести специальное учение по отражению минной атаки. Выбрали как раз "Атланту", которая к этому времени была самым современным кораблем.
Учения, призванные показать условия современной морской войны и средства, которыми располагают наиболее усовершенствованные броненосцы для защиты от атак торпедных катеров, произошло в Ньюпорте, в ночь на 11 октября, в соответствии с заранее подготовленным планом адмирала Люса из Североатлантической эскадры и совета офицеров.
Для заметок: Любопытно, что описание этого события было отражено на страницах американского журнала "Scientific American" в номере 1897 года, когда "Атланта" находился на верфи для модернизации. Или я ошибаюсь? В любом случае - есть сомнения в определении года проведения мероприятия
Новый бронепалубный крейсер «Атланта», который вместе с «Ричмондом» (шлюпом времен Гражданской войны?), новым посыльным судном «Дельфин» и другими судами эскадры прибыл в Ньюпорт, стал объектом предполагаемой атаки паровых катеров, катеров, вельботов и гигов с других судов эскадры, имитирующих торпедные катера. «Атланту» защищала ее собственная артиллерия.
Для справок: по проекту вооружение "Атланты" включало - 2-203-мм/30 орудия, 6-152-мм/30 нескорострельных орудия, 2-6-фунтовых пушки, 2-3-фунтовых пушки, 2-1-фунтовых скорострельных пушки, 2 пушки Гатлинга, 3 торпедных трубы, 2 десантных пушки.
Согласно плану, разработанному для боя, приближающиеся лодки должны были быть выведены из строя и отступить, когда «Атланта» обнаружит их вовремя, чтобы находиться под огнем тяжелых орудий достаточно долго, чтобы получить три выстрела из них, или под огнем пушки Гатлинга в пределах 500 ярдов (450 м) в течение полутора минут, или под огнем стрелкового оружия в течение того же времени, или под эффективным огнем в течение 15 секунд, находясь в лучах прожекторов. Любой минный катер, которому удалось прикрепить заряд взрывчатого вещества к какой-либо части борта, или любой катер, который, не будучи обнаружен, должен был приблизиться к «Атланте» на расстояние 20 футов (6 м), чтобы считаться успешно торпедировавшим крейсер. Если «Атланту» торпедировали один раз, то она считалась выведенной из строя, а если торпедировали дважды, то потопленной.
Ночь нападения была темной, но море было спокойным, хотя прилив был довольно сильным против атакующих миноносцев, которые все были пронумерованы, снабжены специальными сигналами и назначены на свои определенные места в общем плане наступательных действий. «Атланта» ожидала нападения только паровых катеров, но в нем участвовало большое количество и других миноносцев. На каждом, как и на «Атланта», были посредники, чтобы судить о происходящих событиях, связанных с боем. Атакующие должны были находиться в засаде под прикрытием соседних островов, чтобы они могли все сразу под покровом темноты подойти к «Атланта» с разных направлений. Таким образом, организаторы постарались продумать максимально большое количество различных деталей.
Нам сейчас представляет интерес, какие работы были проведены непосредственно на крейсере. Казалось бы, чего проще - опустить противоторпедные сети, подготовить орудийные расчеты, наблюдателе и прожектора и этого достаточно. Но нет, в тот период, видимо, противоторпедные сети еще не были так распространены как позже.
Как писали в журнале "Scientific American": "...Подготовка на борту крейсера к отражению атаки включала в себя отправку вниз всего, что находилось наверху, такелаж и снаряжение были надежно принайтовлены, и судно выглядело почти «разобранным», как и характерный внешний вид современных военных кораблей, подготовленных к бою. Командир «Атланты» во второй половине дня, предшествовавшего сражению, перевел корабль дальше в море и занял новую якорную стоянку во внешней гавани Ньюпорта, тем самым, обеспечив крейсеру более эффективную позицию для обороны".
Отмеченные выше действия командира можно считать обоснованными и разумные, но дальше следует разбираться. Описание устройства защиты (ниже) напоминает как раз противоторпедную сеть, но речь идет о каких то "тросах".
Журнал "Scientific American": "...Крепкий пятидюймовый стальной канат, был опущен вокруг корабля, достаточно высоко над водой, чтобы не допустить, чтобы миноноска прошла над ним или под ним, и он был отодвинут от корабля с помощью шестов. Две запасные стрелы были установлены на 24 фута (7,2 м) вперед и к ним был прикреплен дополнительный стальной трос, который окружал корабль от носа до кормы. На главном канате на расстоянии 30 футов (9 м) друг от друга были подвешены торпеды, каждая из которых управлялась электрически и была устроена таким образом, чтобы вести огонь по замкнутой цепи при контакте, и с таким радиусом огня, чтобы любая лодка, наскочившая на канат, подвергалась разрушительному действию одной или двух торпед на расстоянии не более 15 футов (4,5 м)."
В написанном лично мне не ясно, что имеется ввиду под "подвешенными торпедами", которые управлялись дистанционно. Получается корабль обнесли тросом, на котором развесили боеприпасы, взрываемые дистанционно или от столкновения? Странное устройство.
Странным также было решение разместить за кормой крейсера на буксире вельбот, к которому провести паровой шланг и его установить в таком положении, чтобы поток горячей воды мог быть направлен против любой приближающейся лодки. Существовал еще один способ также использовать это средство защиты (по прописанным правилам) при условии, что атакующая лодка должна была быть исключена из учений, если она получит воду из этого шланга в течение четверти минуты. Также указывается, что в 50 ярдах (45 м) за кормой корабля на якоре установили веху с запасными буями, поддерживаемая пустыми бочонками из-под воды и веревками, предназначенными для опутывания винтов атакующих катеров. Еще одно странное приспособление! Это какой то тип бонового заграждения?
Любопытно, что по меркам того времени основная защита «Атланта» состояла в ее поисковых огнях и готовых средствах наведения орудий в любом направлении, которое могло потребоваться. Два прожектора были установлены, один на корме по правому борту и один спереди по левому борту, и их 24-дм линзы были расположены так, что мощность в 16000 свечей была направлена в любом желаемом направлении, близко к воде и с дальностью более полутора тысяч ярдов (1350 м). Как видим, здесь использующий прожектора корабль рассматривался как "более готовым к отражению" атаки миноносцев противника, чем корабль, который скрывает темнота. Корабли русской Первой и Второй Тихоокеанской эскадры могли высказать иное мнение на данный счет, но до Порт-Артура и Цусимы было еще далеко.
Интересно, что в ходе тех учений прожектора как раз сыграли позитивную роль. По отзывам очевидцев, сам крейсер, казалось, находился в полной темноте, но яркие лучи света, посылаемые далеко по воде вокруг, когда они были направлены сначала в одном направлении, а затем в другом, представляли прекрасный вид и быстро обнаруживали приближение одной за другой атакующих лодок, задолго до того, как они подошли достаточно близко, чтобы произвести атаку. Одновременно с этой "операцией поисковых огней" артиллеристы на своих батареях, обученные люди, которые управляют пулеметами Гатлинга, и снайперы с винтовками - все они указывали заранее подготовленными сигналами на свою готовность вступить в бой с врагом, чье приближение обнаружили "поисковые oгни" (прожектора).
В итоге, ни одна из многочисленных атакующих лодок не подошла достаточно близко, чтобы добраться до внешнего яруса или получить горячую воду из шланга, протянутого вперед и назад, и защита «Атланты» от этой тщательно спланированной предполагаемой атаки была единогласно признана судьями идеальной. Как могло бы обернуться дело, если бы атака была произведена настоящими торпедными катерами, которые могут делать почти полмили в минуту, тем более которые не остановить горячей водой - это, возможно, совсем другой вопрос. Но большая заслуга, безусловно, принадлежит адмиралу Люсу и офицерам, связанным с ним, как отметили обозреватели журнала, "поскольку урок, полученный в результате такого испытания, не может не иметь существенного значения для службы".
2.Когда таран крайне уместен
Заметной особенностью в конструкции военных кораблей мира в 80-90-е годы XIx века, как хорошо известно, являлся "таранный нос", предназначенный для нанесения удара и уничтожения кораблей противника в бою. С этой целью таран выступает на некоторое расстояние вперед ниже ватерлинии и делается исключительно прочным, а также прочно закрепляется и удерживается в конструкции корпуса корабля. Обычно использование тарана бывает необходимым в ходе боевых действий, однако крейсер "Атланта" успешно применила свой таран в мирное время, 4 августа 1894 года
В этот день крейсер «Атланта» протаранил брошенный грузовой корабль, и это событие нашло свое отражение не просто на страницах все того же журнала "Scientific American" - на первой странице журнала было размещена соответствующая иллюстрация. Вероятно, для большинства кораблей и судов это было чрезвычайным происшествием и потребовало бы разбирательства. Все таки потоплено гражданское грузовое судно. Но нет.
Как было отмечено в журнале, это судно, плывущее наугад в водах, где развито судоходство, представляло опасность для торговли, и по этой причине капитан «Атланты» Бартлетт решил утопить его. Вот так просто - увидел судно и решил утопить, чего тут думать.
В последствии Бартлетт писал: «Мы шли на приличной скорости, когда вахтенный офицер заметил брошенное судно. Мы прибавили оборотов винту и врезались в обломки примерно посередине корабля, пронзив его насквозь, как разрезают сыр».
Однако затонувшее судно, хотя и было, таким образом, разрезано надвое, не затонуло, так как было легким и высокобортным, а его грузом были пустые бочки. То есть обломки так и остались на поверхности? Можно только удивляться как спокойно все "обоснованно", и как легко вахтенный определил, что "судно брошенное", и что на нем нет людей. Любопытно, что сначала газеты, которые освещали эту новость ошибочно сообщали, что сама «Атланта» была серьезно повреждена, однако это не подтвердилось
По этому поводу капитан Бартлетт говорит: «Как обычно после тарана, мы тщательно осмотрели весь корабль, включая наши машины, и обнаружили, что подшипник в коленчатом валу цилиндра высокого давления был ослаблен и находился в пределах 1/8 дм от нормального. Мы немедленно остановили машины. Если бы мы прошли десять, даже, возможно, пять минут дольше, то имели бы более серьезную поломку».
Как видим, командира крейсера больше заботит подшипник в машине, а не то, какова обстановка на встреченном судне! С другой стороны имеются данные, что ситуация с брошенными и оставленными судами у американского побережья была не простой!
Отчет Военно-морского гидрографического управления в том году содержал интересную информацию о большом количестве брошенных судов в океане. В течение семи лет с 1887 по 1893 год это управление получило 5024 сообщений об общем количестве 1628 брошенных судов, из которых 482 были опознаны, а 1146 нет. По оценкам, среднее число брошенных судов, постоянно находящихся на плаву, составляет 232 в год, или около 19 в месяц. Статистические данные, собранные на основе полученных отчетов показывают, что средний период, в течение которого брошенный корабль находится на плаву после того, как его покинула команда, составляет около 30 дней.
Об опасном характере этих плавающих объектов свидетельствует тот факт, что за этот семилетний период с ними произошло 45 столкновений, которые привели к гибели девяти столкнувшихся с ними судов и значительно повредили еще семнадцать. 70 брошенных судов были уничтожены: одно - торпедами и тараном крейсера Соединенных Штатов «Сан-Франциско» и 69 - огнем артиллерии.
Семь попыток, уничтожить брошенные суда артиллерией, считаются неудачными, поскольку они оставались на плаву в течение некоторого времени даже после того, как были подожжены. Пять из этих семи были загружены лесом, который был настолько мокрым, что не мог воспламеняться. В случаях 69 попыток, которые считаются успешными, тот факт, что эти обломки никогда не были замечены после того, как они были подожжены, считается достаточным доказательством их уничтожения.
Для справки: Самым известным из всех заброшенных судов в океане (по данным журнала "Scientific American" на время), считалась шхуна «Фанни Э. Уолстон», покинутая 15 октября 1891 года и с тех пор о ней сообщалось 44 раза. Шхуна плавала 1025 дней, в течение которых продрейфовала 8575 миль, и, как тогда предполагалось, все еще находилось на плаву. Видимо ждала своей встречи с "Атлантой" или другим не менее решительным американским крейсером, )).
В принципе, таран встреченного гражданского судна - не редкость, но чтобы к этому относились настолько просто! По меньшей мере странно.
Вот такими историями была отмечена в принципе спокойная служба американского бронепалубного крейсера "Атланта" - одного из "первенцев" американского флота.
PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).