Найти в Дзене
Умный Фломастер

Тонкая акварель и мир сказок: в Петербурге открылся Фонд семьи Траугот

В Северной столице учреждён Фонд сохранения творческого наследия семьи Траугот. Его миссия — уберечь и раскрыть для широкой публики огромный пласт книжной графики, созданной этой уникальной династией.

По уставу, фонд займётся хранением, каталогизацией, исследованием, а также организацией выставок, конференций и просветительских проектов. Задача масштабная: превратить частное наследие в живую культурную среду, где каждый сможет прикоснуться к их миру.

Георгий Николаевич, Александр Георгиевич и Валерий Георгиевич Траугот (отец и сыновья, известные под псевдонимом Г. А. В. Траугот) — мастера, чьи иллюстрации стали для нескольких поколений читателей своеобразным «визуальным голосом» любимых книг. Их работы узнаваемы моментально: лёгкая, почти прозрачная акварель, тонкая графическая линия и ощущение волшебства в каждом кадре.

Они умели передавать атмосферу текста не прямым изображением, а полунамёком, заставляя читателя додумывать и переживать. Даже в самых простых сюжетах находилось место тайне — то ли лёгкая дымка тумана, то ли игра света, превращавшая рисунок в почти музыкальный аккорд.

По их словам, творческое сотрудничество трёх художников-иллюстраторов началось с издания «686 весёлых превращений», которое было опубликовано в 1956 году в издательстве «Художник РСФСР».

Эта замечательная детская книжка надолго увлекала своей необычной интерактивностью: страницы разрезали на три части, и, перевернув одну из них, забавная фигурка меняла одежду, обувь или голову.

Династия оформила около четырёхсот книг, общий тираж которых превысил 80 миллионов экземпляров. Это и сказки Андерсена, и «Алиса в Стране чудес», и произведения русской классики. В каждом случае художники умели тонко чувствовать стиль автора: для Чехова — лёгкий юмор и ирония в штрихе, для Пушкина — элегантная ясность и поэтический размах, для сказок — чистое чудо.

Иллюстрации Траугот часто называли «живыми снами на бумаге». Это графика, в которой нет жёсткой линии между реальностью и фантазией: персонажи будто вышли из текста, но ещё не успели полностью материализоваться. Их мир — хрупкий, акварельно-прозрачный, и потому особенно уязвимый перед временем.

Создание фонда — не просто дань памяти, а активная работа против забвения. Организаторы планируют сделать его культурным центром, где будут храниться оригиналы, проводиться тематические выставки, реставрация, цифровое архивирование.

В эпоху, когда иллюстрацию часто заменяет клипарт или нейросеть, рисунки Траугот — это напоминание, что чудо создаёт человек. И его тепло чувствуется даже через десятилетия.

А как вы думаете, сможет ли такой фонд не только оберегать, но и вдохновлять новое поколение художников?