Выбор
Устранение Мессалины не решило всех проблем заговорщиков. В перспективе императором становился сын Мессалины Британник. И кто знает, как он (и его советники) поведет себя в отношении виновников гибели матери. Соответственно, началась борьба за новую кандидатуру в жены императора.
Говорят, всего в выборах принимали участие три женщины. Бывшая жена Клавдия Элия Петина, вдова Калигулы Лоллия Паулина и племянница Клавдия (дочь Германика) Агриппина Младшая.
Агриппина оказалась более привлекательной. Во-первых, внешне. Во-вторых, у нее уже был сын (Нерон), которого можно протолкнуть в преемники Клавдия. Нового-то ребенка при почтенном возрасте императора можно и не дождаться. А тут готовенький кандидат. Ну и поддержка любовника Агриппины вольноотпущенника Палланта имела значение.
Правда, возникла проблема слишком уж близкого родства жениха и невесты. Всё-таки дядя и племянница. Но сенат решил, что в данном случае в интересах государства можно сделать исключение.
1 января 49 года состоялся брак Клавдия и Агриппины. Жениху было под шестьдесят, невесте слегка за тридцать.
Новая метла
Тут-то и почувствовало окружение императора твердую руку дочери Германика. И возможно пожалело о безвременной кончине куда менее опасной Мессалины.
Прежде всего, в глаза бросаются внешние отличия. Агриппина первой после жены Октавиана Ливии получила титул Августы. Ее облик чеканится на монетах. Родной город императрицы переименовывается в Колонию Агриппина (ныне город Кёльн).
Всё это пока еще круто, но не опасно. Однако первые ходы новой императрицы в придворной борьбе показали ее характер. Прежде всего, она постаралась устранить своих соперниц.
Жестче всех обошлись с Лолией Паулиной. Она была осуждена на изгнание с конфискацией совсем немалого имущества. Тацит оценил его в пять миллионов сестерциев. Но и этого Агриппине показалось мало. Она послала к Паулине трибуна, принудившего изгнанницу к самоубийству.
Следующий шаг – усыновление Клавдием сына Агриппины Нерона. Нерон был старше Британника на три с небольшим года. То есть на 50 год ему было почти 13 лет, а Британнику 9.
Существенная разница для мальчиков таких возрастов. Особенно в римском обществе, где одежды подчеркивали возраст. Нерон на общественных мероприятиях выступал уже как взрослый, а Британник всё еще носил детское одеяние. Нерон начал оттеснять Британника.
Чтобы укрепить положение сына, Агриппина добилась его брака с дочерью Клавдия Октавией (53 год). Тут уж никаких сомнений не оставалось, кто ближайший наследник. Важно было только не допустить возмужания Британника. То есть передать власть в руки нового императора как можно быстрее.
Придворная борьба
Правда, сначала следовало добиться абсолютного политического влияния при дворе. То есть оттереть от Клавдия его ближайших советников. И главного из них – Нарцисса.
Сама Агриппина могла опереться на другого вольноотпущенника – Палланта. Ни для кого не было секретом, что тот являлся любовником императрицы. Однако Клавдий не возражал. И тут уж сенаторы стали подлизываться к фавориту.
Сенаторы Сервилий Барея Соран и Корнелий Сципион буквально соревновались, выдвигая предложения об отличиях для Палланта. Первый предложил дать бывшему рабу преторские знаки отличия и 15 млн сестерциев. Второй предложил официально объявить ему благодарность государства. Да, низко стали ползать представители римской аристократии.
Противником Палланта и Агриппины оставался Нарцисс. Борьба с ним заняла несколько лет. Видимо, в ход шли различные интриги. Тацит подробно описывает провал Нарцисса с осушение Фуцинского озера. И то, как Агриппина сыграла на этой неудаче Нарцисса, обвинив его в коррупции.
На этот раз свалить «министра» не удалось. Но положение его пошатнулось. Проблем на него сваливалось всё больше и больше, и в 54 году Нарцисс заболел и устранился от дел. Жить ему оставалось ровно столько, сколько еще проживет сам Клавдий.
Смерть Клавдия
Можно считать, что с устранением Нарцисса власть Агриппины стала абсолютной. Что еще нужно было ждать? Чтобы вырос Британник? Ну уж нет.
Прежде всего, Агриппина убеждает старого Клавдия назначить официальным преемником Нерона. Какими словами жена убеждала мужа, какими соображениями руководствовался (и руководствовался ли) Клавдий, можно только гадать. Но шаг был сделан.
Он же, как оказалось, шаг Клавдия к смерти. Теперь старый император был не только не нужен. Он становился обузой. Или даже опасной обузой, поскольку всё-таки имел власть перечеркнуть всё сделанное Агриппиной и ее окружением.
Дальше всё просто. Или сложно – как посмотреть. 12 октября 54 года Клавдий поел грибов. Что это были за грибы, чьим повелением приготовленные – на самом деле неизвестно. Однако общее мнение указало однозначно на Агриппину. И это соответствует как характеру женщины, так и ее интересам.
После грибов император почувствовал себя плохо и, промучившись несколько часов, 13 октября скончался.
В принципе нельзя исключить и естественных причин смерти пожилого и больного человека. Но так совсем неинтересно.
Сразу после смерти Клавдий был обожествлен. Однако чуть позже император Нерон отменил распоряжение об обожествлении, вычеркнув приемного отца из списка богов.
Здесь мы подошли к уже старой серии очерков об императоре Нероне:
------
Все очерки рубрики "Древний Рим":