Молодая жена
Третьей супругой Клавдия в 39 году стала Валерия Мессалина. Между прочим, аристократка из аристократок, и по отцовской, и по материнской линиям ведущая происхождение от сестры Октавиана Августа.
Особа колоритная. Если, конечно, верить древнеримским историкам Светонию и Тациту. Впрочем, верить им безоговорочно нельзя. А не верить… Кому тогда доверять? Какие источники использовать? Тупик.
Начнем с простого, с возраста. Мессалина была лет на тридцать моложе мужа. Не такое уж и редкое дело. Особенно в аристократической среде.
Молодая жена родила мужу двоих детей: мальчика Британника и дочь Октавию. Ни в одном источнике происхождение детей от Клавдия не оспаривается.
Считается, что пожилой Клавдий подпал под влияние молодой жены. Не знаю. Фактов в подтверждение такого влияния приводится немного. Гораздо меньше, чем в пользу влияния четвертой жены (до нее мы еще доберемся).
Например, Мессалина так и не удостоилась чести именоваться Августой. А четвертая жена, между прочим, такой титул получила.
Нет дыма без огня?
Римские историки дружно обвиняют Мессалину в, скажем так, неподобающем поведении. Более прямо: в склонности к безудержному разврату.
Сегодня уже сложно отделить правду от вымысла, факты от клеветы. Проигравшие в политической борьбе часто подпадают под огонь поздней критики. Порой в источниках остается только она. Без шансов на оправдание персонажа.
Честно говоря, на мой взгляд, про Мессалину написано так много откровенно пошлого, что впору задаться вопросом: реалистично ли это? Никак не могу отделаться от мысли об откровенном переборе.
Если кто-то ожидал, что я буду пересказывать различные скабрезности, разочарую: не буду.
В то же время вполне можно допустить наличие при Мессалине любовника (или даже любовников). Муж старый, она молодая. Мало того, что есть желание утолять естественные потребности, так еще нужно думать о будущем. Как тут не выбрать себе опору в лице молодого и влиятельного человека?
Что произойдет, если Клавдий вдруг умрет? Его сын Британник родился в 41 году. То есть в 48 году (год смерти Мессалины) мальчику было всего семь лет. Сам он власть не удержит. Молодая мать (вряд ли ей на момент смерти было хотя бы тридцать лет) без опоры вряд ли устоит в придворной борьбе.
Такую опору Мессалина вполне могла попытаться обрести в лице относительно молодого аристократа Гая Силия. Поверить в то, что он стал любовником императрицы, я могу. Почему нет?
Тацит пишет:
«Мессалина не украдкою, а в сопровождении многих открыто посещала его дом, повсюду следовала за ним по пятам, щедро наделяла его деньгами и почестями, и у ее любовника, словно верховная власть уже перешла в его руки, можно было увидеть рабов принцепса, его вольноотпущенников и утварь из его дома».
Если картина правдива, то любовники как-то не очень уж скрывали свои намерения. Возможно, потому и вызвали опасения среди ближайшего окружения Клавдия.
Заговор Мессалины?
Вообще вся эта история полна вопросов, а не ответов. И главный из них: был ли на самом деле заговор Мессалины?
Что рассказывают историки?
Прежде всего, в 48 году Мессалина добилась назначения Гая Силия консулом на следующий год. Как по мне, так слабое основание для серьезных опасений. Должность консула давно перестала быть свидетельством реальной власти, превратившись скорее в знак доверия, отличия принцепсом.
Нам сложно оценить истинное отношение Клавдия к Гаю Силию. Возможно, окружение принцепса (те самые вольноотпущенники, стоявшие во главе секретариатов-«министерств») обеспокоилось по поводу появления нового фаворита и решило нанести превентивный удар.
Возможно (вполне правдоподобно), что и сама Мессалина начала проявлять властность. В конце концов, она была матерью будущего вероятного императора (Британника). Вполне возможно, у нее имелись свои кандидаты на роли секретарей-«министров». А это уже угроза самому важному – кошельку (да и головы могли слететь при перестановках).
Как бы то ни было, а Каллист, Нарцисс и Паллант решили действовать. Они дождались, когда Клавдий уехал в Остию посмотреть на строящийся порт – как знать, не уговорили ли вольноотпущенники принцепса уехать?
Тут на старого императора и присели: дескать, Мессалина и Гай Силий задумали тебя убить. Привели кучу «свидетелей». Начали нагнетать панику, требовать ухода в лагерь преторианцев под защиту надежных мечей.
Вольноотпущенники и их сторонники, не дожидаясь санкции Клавдия, начали аресты друзей и сторонников Силия. Тут Мессалина почувствовала, что «запахло жаренным» и принялась пробиваться к Клавдию.
Самое главное для заговорщиков – не допустить личного свидания. Мессалина могла переубедить Клавдия. Плотно контролировавший императора Нарцисс смог исключить такое свидание. Больше того, он не допустил к Клавдию его детей от Мессалины.
Между тем преторианцы в Риме начали расправу над сторонниками Силия. Сам любовник (?) Мессалины тоже был убит. Нарцисс лично проконтролировал, что преторианцы расправились и с Мессалиной.
Всё, занавес. Финита.
И вот смотрю я на эти события (по крайней мере, как их освещают римские историки) и думаю: а был ли заговор Мессалины? Или у нас был только заговор против Мессалины? И не примкнули ли сами историки к этому заговору, посмертно очернив сверх меры молодую женщину?
Ну что ж, если историков не достать, то заговорщикам против Мессалины очень скоро придется пожалеть – рядом с императором появится более решительная женщина.
Продолжение:
------
Все очерки рубрики "Древний Рим":