«Если бы у вас была дочь, разве вы не предпочли бы, чтобы она вышла замуж за богатого человека?» (Лорелей Ли)
Классическая американская музыкальная комедия режиссера Говарда Хоукса по мотивам бродвейского мюзикла и романа Аните Лус. Главные роли исполнили Мэрилин Монро (Лорелей Ли) и Джейн Рассел (Дороти Шоу). Фильм полон запоминающихся музыкальных номеров и остроумных диалогов.
Первоначально на роль Лорелей Ли рассматривалась Бетти Грейбл, одна из самых высокооплачиваемых актрис того времени, но для экономии на бюджете выбрали Монро, чьи гонорары были значительно меньше — $18,000 против $150,000 у Грейбл. К тому же Мэрилин тогда уже была популярной: она успела прославиться в фильме «Ниагара».
Знаменитая песня «Бриллианты - лучшие друзья девушек», исполненная Монро в розовом платье, стала одной из самых культовых сцен не только фильма, но и всей поп-культуры. Первоначально планировалось, что петь будут другие актрисы, поскольку голос Монро считался «смешным», но по совету певицы Марни Никсон оставили именно ее голос, добавив Никсон лишь в оперных партиях.
Марни Никсон, певица, которая частично дублировала голос Монро в сложных музыкальных местах, позже говорила, что голос Мэрилин идеально подходил для персонажа, несмотря на критику.
Песня является квинтэссенцией философии Лорелей Ли: деньги и драгоценности — это надежность и стабильность, в отличие от переменчивых мужчин. Она стала гимном для многих, кто разделяет прагматичный взгляд на отношения и финансы.
Сцена с исполнением «Бриллианты - лучшие друзья девушек» вдохновила множество культурных отсылок, включая знаменитое видео Мадонны «Material Girl».
Синхронизация движений Монро и Рассел в танцевальных номерах была предметом тщательной хореографии. Создатели фильма специально сделали так, чтобы актрисы даже ходили синхронно.
Хореография в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» была поставлена легендарным Джеком Коулом, который считается одним из пионеров современного джазового танца и оказал огромное влияние на бродвейские мюзиклы и голливудские постановки.
Хореография Коула отличалась невероятной точностью, геометричностью движений, использованием элементов восточных танцев и джазовой пластики. Он был известен тем, что требовал от своих танцоров абсолютного контроля над телом и выразительности. Его стиль часто называют «примитивным модерн-джазом».
Джека Коула можно увидеть в фильме "Создавая женщину (Модельерша)", 1957 года - в нём он играет эпизодическую роль.
Костюмы для фильма были созданы выдающимся дизайнером Уильямом Травиллой, который работал над многими фильмами Мэрилин Монро и внес огромный вклад в формирование ее экранного образа.
Розовое атласное платье - одно из самых узнаваемых платьев в истории кино. Его простота (без лишних украшений, лишь атлас и длинная перчатка) парадоксальным образом сделала его еще более эффектным.
Изначально для этой сцены планировалось более пышное платье, усыпанное бриллиантами, но из-за бюджетных ограничений и проблем с безопасностью (предыдущий наряд с бриллиантами был украден) Травилла создал этот более простой, но гениальный вариант.
Золотое платье из ламе: платье, которое Лорелей надевает для своей первой сцены на корабле, было настолько откровенным и обтягивающим, что вызвало скандал. Оно едва не привело к проблемам с цензурой. Пришлось вырезать сцены, где актриса в нем красуется не со спины.
Это платье идеально выражает стремление Лорелей к богатству и ее бесстыдное использование своей сексуальности для достижения цели. Оно блестит, как золото, и является воплощением ее «золотоискательской» натуры.
Красные блестящие платья, усыпанные пайетками, с глубокими декольте и высокими разрезами, подчеркивают статус шоу-див. Они яркие, броские и созданы для сцены, отражая их профессию.
В финальной сцене Лорелей и Дороти появляются в одинаковых, но разных по стилю свадебных платьях, символизирующих их счастливый конец. Платья элегантны и традиционны, но при этом сохраняют индивидуальность каждой героини.
В фильме есть случайный эпизод падения Рассел в бассейн — это произошло по ошибке, но режиссер решил оставить этот момент в фильме благодаря харизме актрисы.
Томми Нунан, исполнявший роль жениха Лорелей, не любил целоваться с Монро, называя это ощущение «как будто тебя проглатывают живьем». Монро расплакалась, расстроилась и заперлась в гримерке, но коллеги убедили ее продолжать работу.
Джаен Рассел и Мэрилин Монро были хорошими подругами на съемочной площадке. Рассел нередко подбадривала Монро, которая была чувствительной и имела сценический страх.
Джейн Рассел вспоминала, что Мэрилин была гораздо умнее, чем о ней думали, часто стеснялась и боялась сцены, но невероятно обаяла всех вокруг. Рассел защищала Монро от грубости съемочной группы.
Героини стремятся к лучшей жизни, и для Лорелей эта «лучшая жизнь» неразрывно связана с богатством. Фильм отражает определенные аспекты американского общества того времени.
Несмотря на все перипетии с мужчинами и деньгами, центральной темой фильма является непоколебимая дружба между Лорелей и Дороти. Они поддерживают друг друга, выручают из беды и искренне любят. Эта дружба оказывается сильнее любых романтических привязанностей.
Знаменитая реплика Лорелей в финале — «Я могу быть умной, когда это важно, но большинству мужчин это не нравится» — была идеей самой Мэрилин Монро.
Режиссер Говард Хоукс часто раздражался на задержки Монро и её требования переснимать сцены, но учитывая её звёздный статус, не мог позволить заменить её на другую актрису.
Судно, на котором происходят съемки сцены, было тем же, что использовалось в фильме «Титаник» 1953 года, но оформлено под французский лайнер SS Ile de France.
В 1955 году вышел фильм-продолжение «Джентльмены женятся на брюнетках» с Джейн Рассел, но без Мэрилин Монро. Сюжет был не связан с оригиналом и не имел успеха у зрителей.
Поклонники и критики до сих пор считают «Джентльмены предпочитают блондинок» одним из самых ярких и стильных мюзиклов Золотого века Голливуда.