Tilde, Fikerde, İşte-Birlik!
Yurtta Barış-Dunyada Barış!
Первые волны татарских переселенцев из Поволжья в Османскую империю начались в конце XIX века. Основные причины эмиграции включали:
Религиозные преследования, боязнь христианизации после введения законов, обязывающих духовенство владеть русским языком (1888 г.) Экономические трудности: голод, неурожай и растущие налоги в Российской империи.
Эмигрировало в Османскую империю и простое сельское население из поволжской глубинки. Всплески миграционных настроений были связаны с боязнью крещения. Так, одна из волн эмиграции была вызвана всеобщей переписью 1897 года: перепуганное мусульманское население увидело в этом подготовку к насильственному крещению. Всего же в 1880-1917 годы из внутренних губерний России переселилось около 50 тысяч татар.
В нашем случае молодые люди часто уезжали продолжать образование в учебных заведениях ОИ и Республиканской Турции (религиозные, светские, военные) и по разным причинам оставались там. Также журналисты, писатели сотрудничали турецкими изданиями, нередко оставались там или жили периодами.
Волны переселений прокатились во время Первой Мировой войны, военнопленные татары находяшиеся в плену Германии и Австро-Венгрии часто оказывались в Осм. Имп.
После Октябрьской революции и Гражданской войны в России увеличился поток вынужденных беженцев из-за политических преследований и по экономическим, идеологическим, религиозным мотивам.
1940-50-е годы многие переехали из Китая, после прихода к власти коммунистов, начались преследования татар, бывших Российских подданных.
Начиная с 1990-х годов, после открытия железного занавеса, увеличился число татар-мигрантов из РФ и других бывших республик СССР. Это были студенты приехавшие учиться, трудовые мигранты, люди творческих профессий.
Татары на новой родине не замкнулись, активно влились в общественную жизнь. Строили мечети (например, в Османии), издавали газеты («Казан», «Салям») и поддерживали литературные общества.
В 1957 году в Стамбуле было создано первое татарское общество "Сююмбике" ученым и общественным деятелем Лябибом Караном. Общество занималось сохранением языка, популяризовало татарскую культуру, обьединяло людей по интересам. В Эскишехире действует культурное общество казанских татар.
Несмотря немногочисленность татар из Поволжья (Идель-Урала) и внутренних областей России, по сравнении с другими переселенцами (крымские татары, черкесы, кавказцы), они оставили глубокий след в истории своей второй родины. Внесли большой вклад в общественно-политическую жизнь, занимали важные посты государственном управлении, развивали науку, искусство. Среди них мы находим политиков, крупных военачальников, государственных чиновников-управленцев, крупных предпринимателей, деятелей науки и культуры, писателей и журналистов. Особенно важно отметить их вклад в турецкую историческую науку, социологию, лингвистику, тюркологию.
Мухаммед-Шакир Яваев (Шакир-паша). Şakir paşa (1855-1923)
Мухаммед-Шакир Яваев (Шакир-паша) — генерал Османской империи. Родился в 1855 году в деревне Кутеевка (татарское название — Качкару) Пензенской губернии. Окончил у себя отцовское медресе, потом 6 лет учился в знаменитой медресе Мир-Араб (Бухара)
Шакир-паша был хорошо образован, знал семь языков, в том числе арабский, русский, персидский и латынь. В 18 лет он решил уехать в Стамбул и учиться в военной школе, о чём давно мечтал. И он в 1874 году оказался в Турции, начал учёбу в Военно-морской школе.
Шакир-паша служил в военном министерстве в корпусе легендарного Осман Нури-паши (1832–1900) и стал первым турецким генералом— татарином по национальности.
Шакир-паша завоевал заслуженный авторитет в турецкой элите, был знаком с самим Кемалем Ататюрком.
Мехмет Кани паша. Mehmet Kani Paşa (1805-1885)
Министр финансов Османской Империи (1864-1865, второй срок:1878)
Уроженец Пензенской губернии.
Он начинал карьеру с должности переводчика, постепенно стал влиятельным человеком при султанах Абдулазизе (1861–1878) и Абдулхамиде II (1876–1909).
Мехмед Кани Паша успешно справлялся с финансово-хозяйственными делами во дворце и таможенной службой, занимал посты министра финансов (1864–1865, 1879–1879), министра благоустройства (1873), был членом Меджлиса.
Мехмед Кани Паша был самым высокопоставленным государственным и политическим деятелем в ОИ из числа переселенцев из Российской империи.
Мифтахетдин Абдулгани
Выходец из Белебеевского уезда Уфимской губ., выпускник Стерлибашевского медресе. В Стамбуле Мухтар-пашой он был представлен султану, и в течение тридцати лет капитан Мифтахетдин служил в охране во дворце султана. Абдулхамид II дал ему имя Мустафа и назначил его управляющим своего дворца. Известно, что Мустафа-эфенди оказывал большую помощь российским паломникам.
Муса Акъегетзаде (1864–1923)
Экономист и писатель: Автор первого татарского реалистического романа "Хисамеддин менла" (1886.), в котором описывается жизнь татарского общества того времени. Создал экономическую систему, синтезирующую исламские принципы и достижения мировой науки.
Муса Мухаметзянович Акжигитов родился 3 декабря 1864 года в городе Чембар Пензенской губернии, в чиновной семье среднего чина. В 1878-1884 гг. учился в Пензенской гимназии, изучал французский язык. Но его не приняли в Московский университет, по тогдашним правилам, татарам нельзя было учиться в университетах РИ.
В 1887 году Муса Акъегетзаде отправился в город Бахчисарай в Крыму, совместно с Исмаилом Гаспринским начал работать в редакции газеты «Тарджиман» и, пробыв там более года, уехал в Турцию. Там, в 1888 году, он заканчивает школу «Мулкия» по подготовке персонала государственного сектора. После окончания четырёхлетнего курса обучения в 1888—1891 гг. он был назначен преподавателем русского языка и экономики в Военном училище в Стамбуле. Работал в администрациях городов Измир и Сивас.
В 1908 году он издавал газеты под названием «Метин» («Подлинник») и «Өч кардәш» («Три брата»).
С 1914 года до конца жизни в Стамбуле занимался систематизацией и каталогизацией библиотеки тюрколога Н. Ф. Катанова, вывезенной из России.
В 1918 г. Акъегетзаде был назначен первым директором только что основанной библиотеки «Сулеймание» в Стамбуле.
Юсуф Акчура. Yusuf Akçura (1876-1935)
Юсуф Акчура (Юсуф Хасанович Акчурин) — турецкий политик, писатель и идеолог этнического татарского происхождения. Один из идеологов турецкого национализма, защитник пантюркизма.
Родился 2 (14) ноября 1876 года в Симбирске в богатой татарской семье. После смерти отца мать увезла Юсуфа в Турцию (врачи посоветовали переменить климат).
В Стамбуле получил среднее и высшее военное образование (1888–1896).
Более подробно мы рассказали о нём в статьях:
Имя Юсуфа Акчуры носит одна из центральных улиц Анкары, столицы Турции.
Садри Максуди Sadri Maksudi Arsal (1878-1957)
Садри Максуди Арсал (Максудов Садри Низамутдинович) — российский, а впоследствии турецкий юрист, государственный и общественно-политический деятель, учёный, публицист, сторонник джадидизма.
Родился в 1878 году в деревне Ташсу Казанской губернии (ныне Высокогорский район Татарстана)
Более подробно читайте в статьях:
Адиле Айдa. Adile Ayda (1912–1992)
Адилe Айда -турецкая писательница, известный историк, профессор, дипломат.
Адиле Айда родилась 7 марта 1912 года в Санкт-Петербурге. Дочь Садри Максуди Арсал , матерью же была Камила Рамеева (Камиле Рами Арсал)- дочь татарского золотопромышленника Мухамметшакира Рамеева. Айда получает начальное образование в Берлине и Париже, оканчивает французский лицей Нотр Дам Де Сион в Стамбуле, получает высшее образование на юридическом факультете Анкарского университета, в 1932 году успешно проходит вступительный экзамен в Министерство иностранных дел и становится первой женщиной-дипломатом Турецкой Республики.
В 1958 году она работает делегатом в Генеральной Ассамблее ООН, в 1959 году — советником Посольства в Гааге, в 1961 году — советником Посольства в Белграде, в 1963 году — заместителем Генерального директора по вопросам культуры. Будучи заместителем генерального директора, в 1966 году она получает орден «за заслуги» и в 1967 году назначается на пост Посла-советника Посольства в Риме. Находясь в Риме, Айда исследует этрусков, пишет работы на французском и турецком языках, в которых она разрабатывает идею о прото-тюркском происхождении этрусков. Пожалуй, исследованиями античных этрусков, она прославилась больше, чем в дипломатической работе. В 1971 году она возвращается в Анкару в качестве советника министерства и продолжает свою писательскую деятельность.
Дочери Адиле Айда: Гонул Пултар — доктор филологии, возглавляет Всемирную Лигу татар, Гульнур Учок работает в экономической сфере.
Саадат Чагатай. Saadet İshaki Çağatay (1907-1989)
Саадет Исхаки Чагатай турецкий историк, тюрколог, писательница татарского происхождения, доктор филологии (1933). Она внесла значительный вклад в развитие тюркологии в Турции. Дочь Гаяза Исхаки.
Родилась 12 июля 1907 года в селе Яуширма, что под Казанью. В семье общественного деятеля и писателя-классика татарской литературы (Г)Аяза Исхаки. Начальное образование получила в родном селе, поступила в Мариинскую гимназию. После, вслед за отцом пришлось эмигрировать заграницу.
Изучала философию и тюркологию в Берлинском университете. С 1939 года работала на историко-географическом факультете университета в Анкаре. Первая исследовательская работа, опубликованная в научном журнале Краковского университета в 1935 году, была посвящена эпической песне "Çora Batır". Последующие исследования были посвящены памятникам тюркского мира, как фольклорным, так и литературным. 1928 по 1939 годы, проживая в Варшаве и Берлине, помогала отцу в издании журнала «Yanga Milli Yul» («Новый путь народа»)
Саадет Чагатай написала множество статей по истории тюркского языка и грамматике современных тюркских языков. Она внесла вклад в изучение карачаево-балкарского фольклора в зарубежной диаспоре в Турции.
В 1988 году Саадет Чагатай вместе со своим мужем и отцом основала фонд под названием Ayaz Tahir Türkistan Idil-Ural Vakfı.
Саадет Чагатай стала первой татарской женщиной-тюркологом, заслужившей ученую степень доктора филологических наук и звание профессора. Её труды цитируются учёными всего мира, в университетах Анкары и Стамбула есть кабинеты, которые носят её имя
Бехидже Боран. Behice Boran (1910-1987)
Турецкая политическая деятельница и учённая-социолог, марксистка.
Была первой женщиной-социологом и первой женщиной-лидером партии в турецкой истории.
Боран родилась 1 мая 1910 года в Бурсе в семье казанских татар, иммигрировавших в Османскую империю в конце XIX века
Получила образование в Американском женском колледже Стамбула (1931) и изучала социологию в Мичиганском университете, где получила докторскую степень (1939г.) Вернувшись в Турцию, работала доцентом отделения социологии на факультете языка, истории и географии Анкарского университета. Вступила в подпольную Коммунистическую партию Турции (TKP) и начала сотрудничать в левых периодических изданиях "Yurt ve Dünya" и "Adımlar", за что уже в 1948 году была уволена из университета как приверженка левых взглядов.
В 1962 году вступила в Рабочую партию Турции (РПТ), а в 1965 году была избрана депутатом от Урфы, представляла Турцию в Европейском парламенте.
В 1970 году возглавила РПТ. После переворота 12 марта 1971 года и запрета политических партий была приговорена к 15 годам тюремного заключения. В 1974 году вышла на свободу по амнистии и в 1975 году возглавила воссозданную РПТ.
Умерла от болезни сердца в изгнании (в Брюсселе) в возрасте 77 лет
Ахмет Вали Менгер. Ahmet Veli Menger (1891–1978)
Ахмет Вали Менгер – крупный татарский предприниматель из Турции. общественный деятель, основатель АVM Holding, которая входит в список крупнейших компаний Турции. Его фирма долгие годы была единственным официальным представителем Mercedes-Benz в Турции, а также тесно сотрудничала с Bosch.
Ахмет Вали родился в 1891 году в городе Петропавловск (ныне Казахстан) в семье Мухамеджана Ибрагимова. В те годы (1868–1919) город Петропавловск входил в Акмолинскую область с центром в Омске. Так как род Ибрагимовых происходил из деревни Старый Менгер (ныне Атнинский район Татарстана), позднее, уже в Турции, предприниматель взял себе фамилию Менгер (Menger)
Но свою торговую деятельность Ахмет Вали Менгер начал в России. В 18 лет он устроился торговым представителем в немецкую фирму «Stucken», которая закупала в России пушнину, кожу и шерсть. После революции и гражданской войны он переехал в Китай (1925–38гг.), а в 1939 году окончательно обосновался в Турции.
Ахмет Вали Менгер был известен в том числе своей активной общественной деятельностью. Благодаря его финансовой помощи в китайском Мукдене издавалась татарская эмигрантская газета «Милли байрак» («Национальное знамя»). Переехав в Турцию, он также много жертвовал на социальную и культурную жизнь местной татарской общины, при его поддержке выходил журнал «Казань» (1970-80гг.). В этом журнале вышли 15 статей самого Ахмета Вали Менгера, в основном это были его воспоминания. Сейчас они служат ценным источником по истории татар.
В начале 1950-х годов Менгер пожертвовал значительные средства на обеспечение жильём и работой татар бежавшим из коммунистического Китая в Турцию (около города Силибри купил для них ферму).
Подарил свою библиотеку институту по исследованию истории Турции (Анкара).
Созданный фонд на наследие Менгера и носящий его имя, по сегодняшний день финансирует значительные проекты турецко-татарского сотрудничества. Вот передо мной лежат 2 слoваря выпущенные фондом "Ahmet Veli Menger Vakfı" в 1997 и 1998гг. Которыми я часто пользуюсь.
Кемаль Локман. Kemal Lokman (1899-1976)
Первый нефтяной инженер Турции Кемаль Локман является крупнейшим начинателем, лидером в области исследований и добычи нефти в Турции.
Родился в г. Казалы на территории сегодняшнего Казахстана. Среднее образование получил в ОИ находясь в эмиграции. На нефтяного инженера учился в ВУЗах Европы (Гренобль, Страсбург).
Он автор десятков научных очерков о развитии нефтяной промышленности. В 1930 году К. Локман в Анкаре организовал первую конференцию, которая была посвящена нефтяной индустрии. А его книга «Петрол хакында бер конференция» («Конференция о нефти») является первой научной книгой на турецком языке о «черном золоте».
В 1957 году — руководитель "T.C. Petrol Dairesi". Участвовал в разведке и добыче нефти на месторождениях Раман и Гарзан.
В апреле 1970 года Локман был избран руководителем "Палаты нефтяных инженеров Турции" (ТММОВ)
Хамит Зюбеир Кушай. Hamit Koşay (1897–1984)
Турецкий востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, доктор философии. Первый директор археологического музея Анкары.
Более подробная информация в статье:
Габделбари Баттал Таймас (1880—1969)
Татарский писатель, историк, тюрколог, журналист, педагог и просветитель. Автор первого в XX веке учебника по истории татар.
Родился в деревне Новобелогорка Самарской губернии (ныне — в Оренбургской области). Получил традиционное образование в медресе, одновременно обучался как вольнослушатель в светских учебных заведениях, в том числе в Оренбурге. Три года провёл в Египте.
С 1909 года преподавал в новометодном медресе «Мухаммадия» в Троицке. Был активным участником джадидистского движения. Работал редактором и сотрудником газет умеренно-демократического направления: «Курултай», «Юлдуз», «Алтай».
22 августа 1920 г. бежал из лагеря НКВД, пересёк границу с Финляндией. С 1925 г. проживал в Турции. В эмиграции продолжил литературную и научную деятельность, изучал тюркскую историю и культуру.
Автор ряда работ, в том числе «Абдулвали Яушев» (Оренбург, 1912, на татарском языке), «История татар» (Казань, 1912, на татарском языке).
Рашид Рахмати Арат. Reşit Rahmeti Arat (1900-1964)
Турецкий филолог татарского происхождения, тюрколог. Считается основоположником филологии в Турции, видным специалистом по древнеуйгурскому языку.
Более подробно читайте в статье:
Акдас Нигмет. Akdas Nigmet (1903-1971)
Учёный-историк, тюрколог, философ, языковед, педагог татарского происхождения.
Более подробно читайте в статье:
Ахмет Тимер. Ahmet Timer (1912-2003)
Ахмет Тимер (настоящее имя Ахмет Рашит улы Яруллин) — тюрколог, монголовед, языковед, историк. Родился 14 ноября 1912 года в селе Альметьево (ныне город Альметьевск Татарстан)
Один из основателей Института исследований тюркской культуры (1961), до 1975 года входил в его руководящий состав, курировал издательскую деятельность института.
Первый монголовед в Турции, автор фундаментальных трудов по тюркологии.
Гали Акыш (Агишев) Ali Akış (1918-2011)
Публицист, общественный деятель. Родился 14 января 1918 года в Хайларе, Маньчжурия. С 1938 года проживал в Польше, в Варшаве, сотрудничал с международной лигой «Прометей». С 1940 года проживал в Турции, получив турецкое гражданство.
Являлся активистом «Комитета независимости Идель-Урала» (организация, существовавшая в Турции с 1928 года, в 1954 году переименована в «Национальный центр»). С 1969 по 1986 год являлся генеральным секретарём этой организации.
С 1966 по 1983 год работал в Татаро-башкирской редакции радио «Свобода» в качестве переводчика и диктора. В 1980–1990-е годы проживал в Мюнхене, с 2003 года — в Турции.
Гали Акыш владел татарским, турецким, немецким, английским и русским языками. Многие годы был знаковой фигурой татарского национального движения.
Надир Девлет. Nadir Devlet (1944-2021)
Турецкий тюрколог и журналист, татарского происхождения. Иностранный член Академии наук республики Татарстан.
Научная специализация — история Центральной Азии и тюркского мира, международные отношения.
Родился 15 июля 1944 года в Мукдене (Китай) в татарской семье. После вступления советских войск на территорию Маньчжоу-го родители Надира Девлета были репрессированы. В 1949 году Девлет, живший после ареста родителей с другой семьёй, переехал в Турцию. Там он в 1971 году окончил Стамбульский университет. Затем учился в Германии. В 1972—1984 годах работал на мюнхенском радио "Свобода"
В 1984–2001 годах работал в университете Мармара. Был профессором университета Мармара в Стамбуле (с 1992).
Был членом ряда ассоциаций и научных организаций: Института турецких культурных исследований, Турецкого исторического общества и других.
Знаменитые турецкие актрисы театра и кино Айдан Шенер, Лале Оралоглу, актёр Мехмет Гюнсюр, сыгравший шехзаде Мустафу в сериале "Великолепный век", тоже имеют татарские корни. Но о них выйдет отдельная статья.
Татары в Османской империи и Турции сохранили уникальную идентичность, сочетая верность исламу с тюркскими традициями. Их история — пример адаптации в условиях глобализации, а вклад в политику, культуру и образование остается значимым для обеих стран.
Надеюсь статья была полезна и поднятая тема заинтересовала вас. Поделитесь впечатлениями, жду ваших комментариев и отзывов.
Поддержите канал, ставьте лайки. Оформоляйте подписку, чтоб не пропустить следующие выпуски.
Буду очень рад, если поддержите канал донатами, нажимая соответствующую кнопку (указатель) под данной статьей. Ваша финансовая поддержка поможет нам продолжать создавать интересный и качественный контент. Спасибо.