Tilde, Fikerde, İşte-Birlik!
Bez buldırabız!
Татары исторически играли очень важную роль в общетюркских процессах. Со времен Золотой Орды они были государообразующим, имперским народом, участвовали в формировании многих этносов. Живя дисперсно в обширных территориях, татары близко контактировали с другими тюркскими народами, имели с ними хорошие торгово-экономические, культурные связи. Поэтому они никогда не изолировались, не ставили узконациональные цели, а считали себя частью большого тюркского, даже исламского мира.
Географически татары как самые западные и северные представители тюркского и исламского мира, много переняли из русской и европейской цивилизации. Были проводниками западных достижений в области образования, науки, культуры в Центральную Азию, Казахскую степь, Сибирь, Кавказ.
Татарское купечество, появление торгово-промышленной буржуазии обеспечило финансовую состоятельность народа. Дала возможность финансировать национальное образование, культуру. Нужда буржуазии и среднего класса в подготовленных кадрах, требовало необходимости реформ, во многом устаревшем религиозном образовании. В конце XIX — начале XX вв. татары инициировали движение джадидизма (уникальное во-всем тюрко-мусульманском мире), направленное на синтез исламских традиций с европейскими образовательными стандартами. Благо, Казань была давним университетским центром всей РИ. Открывались новометодные медресе, типографии, газеты-журналы (например, "Терджиман", "Казан мөхбире", "Юлдуз", "Вакыт"и мн.др). Развивалось книгопечатание, здесь татары были в лидерах даже среди других немусульманских народов Российской империи (прибалтов, поляков, украинцев, армян, грузин). Что способствовало распространению светского образования среди тюркских народов.
Важно отметить, что татары создали систему образования, газеты, политические партии, сформировалась торгово-промышленная буржуазия, средний класс, что способствовало трансформации татар в современную нацию (в европейском понимании). Это происходило в конце XIX — начале XX веков. Татары создали первую мусульманскую фракцию в Государственной думе России (1905–1907) и партию «Иттифак аль-Муслимин», став примером политической самоорганизации для других тюркских народов.
Татары, как часть тюркского мира, поддерживали идеи тюркизма. Более того, татарские интеллектуалы были основоположниками этого движения, теоретически основали и развивали идеи Тюркской солидарности и Тюркского единства.
И в советский период татары продожали играть важную роль в развитии тюркских республик Средней Азии, национальных образований РСФСР и СССР. В первое время соц.строительства большинства кадрового состава гос.учреждений и др. структур Среднеазиатских республик, Башкирской АССР составляли татары. Кроме этого, татарские кадры помогли создавать образовательную систему, национальные театры, кинематограф, музыкальные организации в этих братских республиках.
Центральная власть в Москве использовала татарских интеллетуалов в тюркологических и востоковедческих научных учреждениях, ВУЗах.
В дипломатических структурах в работе в странах Ближнего Востока, Турции часто назначались подготовленные кадры из татар.
Вторая половина XIX- начало XX вв. время татарского ренесанса. Выросла блестящая плеяда талантливых религиозных деятелей, реформаторов-джадидистов, политиков, публицистов, журналистов, литераторов, театральных деятелей. Которые воплощали в жизнь духовные запросы татарского народа, боролись за политические свободы и равноправие в РИ, объединяли и консолидировали нацию. Несли просвещение и прогрессивные идеи в общетюркский мир и мусульманскую умму.
Поближе познакомимся наиболее известными татарскими деятелями, оставившими заметный след в общетюркской науке, идеологии, реальной политике.
Шигабутдин Марджани (тат. Шиһабетдин Мәрҗани) (1818—1889).
Татарский мусульманский богослов, просветитель. Марджани также известен как этнограф, историк, археограф, востоковед и педагог.
Родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи, нынешнего Атнинского района Республики Татарстан.
Образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, Бухаре и Самарканде.
Многие считают Марджани предвестником джадидского движения в России. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.
Ш.Марджани оставил глубокий след в исторической науке. Одно из первых его сочинений – "Гирфат аль-хавакин ли-'ирфат аль-хавакин" ("Горсточка знаний о познании хаканов", 1864 г.) – посвящено истории тюркских народов Средней Азии X–XII веков.
Он также автор "Назратуль-хакк" (1870) -книга с религиозно-реформаторскими идеями, принёсшая автору широкую известность на мусульманском Востоке.
Исмаил Гаспринский. İsmail 9Gaspıralı (1851-1914).
Политический и общественный деятель, интеллектуал, просветитель, издатель и журналист. Получил известность и признание среди всего тюркского и мусульманского населения Российской империи, а также Персии и Османской империи. Один из основоположников джадидизма и пантюркизма.
В сферу основных интересов Гаспринского входили вопросы единства российских мусульман, сближения мусульман России с русскими и др.народами, развития системы мусульманского образования на новометодной основе, накопления и передачи научных знаний на татарском языке, облегчения условий печатного дела на татарском языке.
В 1983 году после получения с большим трудом разрешения, начал издавать 1-ю среди тюрков-мусульман РИ газету "Терджиман" ("Переводчик"). Через «Терджиман» идеи Исмаила Гаспринского распространялись в Крыму, Идел-Урале, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве, Восточном Туркестане, Персии и Османской империи. Со временем, на страницах газеты выработал понятный всем тюркам-мусульманам пиьменный общетюркский язык. Постепенно сокращая чрезмерного использования арабизмов и фарсизмов.
1-я вступительная статья нашего канала "TÜRKLER için-для ТЮРКОВ" была посвящена газете "Терджиман". И девиз газеты Исмаила Гаспринского- "Tilde, Fikerde, İste-Birlik!" (Единство в языке, мыслях и делах), стал по праву девизом нашего канала.
Зухра Акчурина-Гаспринская (1862-1903).
Первая татарская женщина-журналистка, одна из издателей газеты «Терджиман-Переводчикъ». Жена Исмаила Гаспринского, мать журналистов Рифата Гаспринского и Шефики Гаспринской, которые также являлись издателями газеты «Терджиман". Представители Казани назвали её почётно «Матерью нации»
В 1893 году Зухра Акчурина на собственные средства открыла в Бахчисарае собственную начальную школу нового метода для девочек и в течение десяти лет возглавляла её.
Родилась в 1862 году в деревне Старая Тимошкина Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в известном татарском княжеском роде Акчуриных. Отец — Асфандияр Акчурин-крупный фабрикант, мать — Фатима Акчурина. С детства она обучалась дома, у неё была русская гувернантка, которая её учила русскому языку и литературе. Получала хорошее по тем временам образование и мусульманское домашнее воспитание.
В 1880 году во время отдыха и лечения в Крыму Акчурины (Зухра и Ибрагим-родной брат Асфандияра) познакомились с Исмаилом Гаспринским — городским главой Бахчисарая. Вскоре в 1981 году Исмаил и Зухра создали семью.
Юсуф Акчура. Yusuf Akçura (1876–1935).
Политический деятель и идеолог, один из основоположников политического тюркизма, публицист. Выпускник Сорбоннского Университета. Советник Мустафы Кемаля Ататюрка, депутат турецкого парламента. Автор концепции «Три вида политики» (1904), ставшей основой тюркской и турецкой национальной идеологии и пантюркизма.
Входил в состав Казанского комитета партии кадетов, в 1906 году участвовал в работе 2-го съезда этой партии, был избран в её ЦК. После младотурецкой революции в 1908 году вернулся в Осм.Имп. Издавал журнал «Türk yurdu» («Турецкая отчизна»), преподавал в Стамбульском университете политическую историю.
Три политические системы" ("Уч тарз-и сеясят"), про которую говорят, что она сыграла такую же роль в истории тюркизма, как "Манифест Коммунистической партии" в истории марксизма. Работы Юсуфа Акчуры создали татарскую политическую публицистику, не уступавшую лучшим европейским образцам. В 1912 г. в статье «Тюркский мир» Ю. Акчура писал, что «в современном тюркском мире возникает новая социальная сила – буржуазия (средний класс). Богатый средний класс крупных торговцев, промышленников и владельцев шахт в Баку, Оренбурге и Казани – основных центрах тюрок Севера и Азербайджана – служит здесь примером. Средний класс является националистическим. Его экономические интересы требуют прогресса и развития национальной идеи и чувств. Очень быстро теоретики (идеологи) национализма группируются вокруг буржуазии Казани, Баку и Оренбурга». Если Стамбул является нервным центром и мозгом тюркского мира, то тюрки Казани выполняют в этом мире функции центра торговли и образования, экономически объединяя тюркский мир.
Юсуф происходил из рода татарских мурз Акчуриных. Родился 2(14) ноября 1876 года в Симбирске . Его отец Хасан Акчурин крупный фабрикант, держал суконную фабрику в Симбирской губернии. 10 декабря 1879 года, когда Юсуфу только минуло 3 года, он потерял отца. В 1883 году вместе с матерью уехал в Стамбул. Его мать вышла замуж за Осман-бея . Осман-бей очень интересовался образованием Юсуфа и призывал его стать военным. Окончил школу в Стамбуле. В 1895 поступил в военное училище Harbiye mektebi. После его окончания поступил на курсы подготовки офицеров генерального штаба. Однако курсов не окончил, так как за участие в движении младортурков был сослан в пустынные районы Триполитании. Впоследствии Юсуф окончил Сорбоннский университет во Франции.
Научный вклад: Историк, политолог, основатель Турецкого исторического общества (1931). Участвовал в создании светского государства, отказавшегося от османской мультиэтничности в пользу турецкого национализма.
Садри Максуди. Sadri Maksudi Arsal (1879–1957).
Правовед и реформатор. Выпускник Сорбонны, советник Ататюрка. Разрабатывал правовые институты Турции, участвовал в создании Гражданского кодекса (1926).
Близкий друг, единомышленник Юсуфа Акчуры. Собственно Юсуф Акчура познакомил его Мустафой Кемаль Ататюрком.
Родился 23 июля (4 августа) 1878 года в деревне Ташсу Казанского уезда Казанской губернии (ныне Высокогорский район Татарстана). С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. В 1893 году в течение года учился в Бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского, где в это же время преподавал его старший брат Ахмедхади Максуди. После смерти их отца братья в 1894 году возвращаются в Казань. Где Садри окончил русскую учительскую школу. После по совету Исмаила Гаспринского отправился во Францию, где в 1901—1906 годах учился на юридическом факультете Сорбоннского (Париж) университета, и получил степень кандидата права.
В 1906 году вернулся в Казань. Включился в политическую жизнь, был избран в ЦК партии «Иттифак аль-Муслимин» созданный в ходе 3-го Всероссийского мусульманского съезда (Нижний Новгород).
Депутат второй Государственной Думы от Казанской губернии. Был избран членом бюро думы, один из лидеров мусульманской фракции. После роспуска второй думы был избран в Думу третьего созыва. Лидер партии кадетов П. Н. Милюкова.
5 января 1918 года избран председателем Милли Идарэ, органа национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири.
После захвата территории Казанской и Уфимской губерний большевиками эмигрировал в Финляндию.
В 1924 году совершил поездку с курсом лекций в молодую Турецкую республику, был приглашён Ататюрком участвовать в строительстве новой Турции
Играл важную роль в создании общества изучения турецкого языка и общества изучения турецкой истории. Автор трудов по социологии, турецкого национализма.
Трижды был членом турецкого парламента: в 1931–1935, 1935–1939 и 1950–1954 годах.
Акдес Нигмати. Курат Akdes Nimet Kurat (1903–1971).
Историк и тюрколог: Специалист по общетюркской истории, автор фундаментальных работ о Золотой Орде, Крымском ханстве. Его учебники до сих пор используются в Турции.
Акдес Нигмат родился 22 апреля 1903 года в небольшом татарском селе Бэркэтэ – ныне Беркет-Ключ Черемшанского района Татарстана. С 1924 года с семьей эмигрировал и жил в Турции.Окончил Бугульминскую гимназию (1920) и Стамбульский университет (1929).
В 1933–1937 годах преподавал в Стамбульском университете.
С 1939 года работал в Педагогическом институте Гази (Анкара), профессор (1944), декан факультета языка, истории и географии (1953–1955).
Акдес Нигмат Курат был крупнейшим знатоком истории татар, тюркских народов и историографом Турции. Он знал в совершенстве 12 иностранных языков, работал в архивах Франции, Англии, Швеции, Германии, Швейцарии и других стран.
Ввёл в научный оборот ценнейшие материалы по истории Крымского ханства — в частности, письма крымских ханов османским султанам, послания крымских беев и мурз. Опубликовал ярлыки и послания правителей Золотой Орды и Крымского ханства (Улуг-Мухаммада, Хаджи-Гирея и др.). Написал труды по истории тюркских народов Восточной Европы.
Рашид Рахмати Арат. Reşit Rahmeti Arat (1900-1964)
Tурецкий филолог татарского происхождения, основоположник филологии в Турции, видный специалист по древнеуйгурскому языку.
Родился 15 мая 1900 года в деревне Старый Узюм Казанской губернии (нынеш. Атнинский район Татарстана).
Научная деятельность Арата продолжалась почти 40 лет, его библиография насчитывает более 120 работ. В круг интересов входили проблемы истории, языка и литературы, в основном тюркоязычных народов.
Первой научной публикацией стала статья о туркменском эпосе «Кутадгу Белик», опубликованная в 1926 году.
Был действительным членом академий наук Турции и Германии, руководителем Института тюркологии при Стамбульском университете, одним из основателей и редакторов академического издания «Энциклопедия ислама».
Ахмет-Заки Валиди Тоган. Ahmet-Zeki Validi Тoğan (1890–1970)
Политик, публицист, историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935). Автор известной работы «Истории тюрков и татар» (1912), ставшей основой для изучения общетюркской истории. Лидер башкирского национального движения, основатель автономии Башкортостана. Oдин из лидеров басмаческого движения в Туркестане.
Родился 10 декабря 1890 года в деревне Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье муллы.
В 1908–1912 годах учился в медресе «Касимия» (Казань), затем преподавал там же тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы.
В 1935 году окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию.
в 1923 году Валиди эмигрировал за границу.
В связи со 120-летием со дня рождения ТЮРКСОЙ обьявил 2010 год, годом Ахмет-Заки Валиди.
Ахметхади Максуди (1868-1941).
Исламский просветитель, педагог, языковед, журналист, общественный и политический деятель.
Ахмедхади Низамутдинович Максудов или Хади Максуди родился 28 сентября 1868 года в деревне Ташсу Казанской губернии (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Знаменитый Садри Максуди-его младший брат. В 1881 году поступил в Апанаевское медресе Казани, окончив которое стал преподавать ученикам младших классов.
Будучи педагогом-практиком, разработал новые обучающие методики и написал ряд учебников, а в 1892 году выпустил азбуку « Муаллим Сани» («Первоначальный учитель»), позволявшую в кратчайшие сроки освоить арабский алфавит. Этот учебник выдержал к 1917 году более тридцати изданий с тиражом более 1 миллиона экземпляров и принёс автору всероссийскую славу, став самой массовой дореволюционной татарской азбукой и на несколько десятилетий — основным учебным пособием не только для татар, но и для других тюркских народов империи. До сегодняшнего дня используется в качестве учебника и самоучителя. Известный просветитель Исмаил Гаспринский заметил молодого талантливого учителя, и не ограничиваясь теоретической поддержкой, пригласил его в 1893 году на работу в Бахчисарай, в знаменитое медресе «Зинжырлы».
В 1900-х учитель 1-го Казанского мусульманского училища и 2-й Казанской гимназии (государственные русско-татарские учебные заведения).
В 1903—1905 годах был вольнослушателем Казанского Императорского университета
С 1906 по 1918 годы издавал в Казани татарскую газету «Юлдуз» (Звезда), самое популярное издание в народе того периода. В эти же годы, будучи избранным гласным Городской думы, стал инициатором открытия публичной татарской библиотеки в Казани «Китапхана Исламия» (Исламская библиотека).
Автор учебника по арабскому языку «Шифахия», впервые изданного в 1898 (последнее переиздание: Уфа, 1991); составитель самоучителя русского языка для мусульман России- «Русистан. Практический учебник» и «Самоучителя татарского языка для русских» (1925); автор словаря научных, профессиональных и литературных терминов русского, арабского и турецкого языков. Написал ряд популяризаторских работ по исламу («Гакаид», «Намаз», «Тахарат», «Джамагат», «Гибадат исламия» — переиздана в 1989, 1990 и 1994), которые были использованы в качестве школьных учебников и пользуются спросом по сегодняшний день. Автор более 40 трудов.
В советское время преследовался, и в 30-е годы был репрессирован по сфабрикованному обвинению. Несколько раз отбывал ссылку.
Габдрашит Ибрагимов (Абдрашит казый), (1857–1944).
Российский, османский и японский исламский религиозный деятель происхождением из сибирских татар, имам, кади (судья), путешественник, проповедник и публицист.
Сторонник идей панисламизма, которые распространял начиная с 1908 года.
Родился 23 апреля 1857 года в городе Тара Тобольской губернии (ныне районный центр Омской области).
Был учёным-исследователем и пропагандистом основ ислама. Его перу принадлежат сведения по истории, этнографии, фольклору татар, других тюркских и нетюркских народов, собранные им во время многочисленных путешествий.
Выступал против всего отжившего в жизни мусульманских народов России, призывал российских мусульман изучать русский язык и литературу.
В 1933 году выехал из Турции в Японию. В 1937 году по инициативе Габдрашита Ибрагимова завершилось строительство Соборной мечети в Токио, в которой он исполнял обязанности имама, выступал активным распространителем ислама в Японии.
Умер 31 августа 1944 года в Японии и похоронен на мусульманском кладбище, расположенном недалеко от Токио.
Муса Бигиев. Муса Джаруллах Биги (1875–1949).
Муса Яруллович Бигиев (Муса Биги, Муса Джаруллах) — татарский философ-богослов, публицист, один из лидеров джадидизма (прогрессивного движения) среди мусульман России начала XX века.
Родился 25 декабря 1873 года в селе Кикино Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне Каменский район Пензенской области). Имел светское и богословское образование, учился в медресе Бахчисарая, Казани, Бухары, в старейшем мусульманском университете «Аль-Азхар» в Каире.
В конце 1917 года возглавил 1-й магометанский приход, стал имамом Соборной мечети Петрограда. В 1920 году на съезде мусульманского духовенства в Уфе Бигиев ознакомил делегатов со своими предложениями по переустройству мусульманского общества «Воззвание к мусульманским нациям». В 1923 году в Берлине вышла книга Бигиева «Мусульманским нациям», в которой он выступил с резкой критикой марксизма, доказывал его враждебность по отношению к мусульманам и исламу.
Бигиев был последним из мусульман-прогрессистов нелегально эмигрировавшим в 1931 году из Москвы в Китайский Туркестан. В то время он был широко известен во всем мусульманском мире как автор 120 богословских трудов, в том числе перевода Корана на татарский язык.
Хасан-Гата Габаши (1863–1936)
Хасан-Гата Мухамметович Габаши , родился в 1863 году, в деревне Малый Сулабаш Казанской губернии. Татарский религиозный и общественный деятель, мусульманский богослов, историк, тюрколог.
Исламский просветитель, занимавшийся изучением истории тюркских народов. В 1909 году вышел фундаментальный исторический труд Габаши —"Муфассал тарих каум тюрки" ("Подробная история тюркских народов"), в котором анализируется история тюрков, обозначается их место и роль в мировой истории.
Хамит Кушай (Хамит Зюбеир Кушай). Hamit Zübeyir Koşay, (1897-1984).
Турецкий востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, доктор философии (1923), первый директор Этнографического Музея Анкары.
Родился в 1897 году в деревне Сарайли-Мин Байларской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне деревня Тлянче-Тамак, Тукаевского района Республики Татарстан).
В 1909 году по ходатайству родственника по материнской линии — Ризы Фахретдина был направлен на учёбу в город Стамбул. Где окончил лицей для эмигрантов.
В 1917 году направлен на учёбу в Венгрию, где обучался в учительской семинарии, из которой перешёл в Будапештский университет, в 1923 году защитил диссертацию по филологии и тюркологии. В 1925 году вернулся в Турцию. Был назначен инспектором в Министерство просвещения Турции.
Будучи в почёте у лидера молодой турецкой республики, этнограф и археолог Зюбеир Кушай являлся одним из наиболее влиятельных татар в политике Турции своего времени. С прямой помощью Ататюрка он достигает больших успехов в этой стране, становится одним из признанных во всем мире ученых по вопросам археологии, этнографии и фольклора
Доктор философии Хамит Кушай является автором более 100 научных работ по этнографии, фольклору, археологии, истории древних культур и цивилизаций, музееведению и архивному делу.
Среди научных трудов были «Традиции карачаево-балкарских тюрок, связанные с животноводством», «Названия блюд в турецких наречиях», «Материальная культура древнейших цивилизаций», «Народное творчество казах-киргизов», «Об этногенезе тюрков Волго-Уральского региона», «Протобулгары», «Древний период истории венгров», «Письменность тюрков: история и современность», «Размышления по поводу исторических воззрений Ататюрка»..
Ахмет Тимер-Ahmet Timer (настоящее имя Ахмет Рашит улы Яруллин) (1912-2003).
Тюрколог, монголовед, языковед, историк.
Родился 14 ноября 1912 года в селе Альметьево (ныне город Альметьевск) Бугульминского уезда Самарской губернии. Из-за невозможности продолжения учёбы в Советской России, в 1929 году нелегально переехал в Турцию: 5 лет обучался в учительской школе в г. Трабзоне, затем – в стамбульском лицее им. Хайдара Паши. В 1936 перевелся из ун-та в Анкаре в Берлинский ун-т (Германия), который окончил в 1941г. В 1941–43 рук. тюрко-татар. отд-ния Ин-та по изучению России; занимался проблемами военнопленных из татар.
Первый монголовед в Турции, автор фундаментальных трудов по тюркологии; выступал с лекциями в ун-тах Европы. Один из основателей Института исследований тюркской культуры (1961), до 1975 года входил в его руководящий состав, курировал издательскую деятельность института. Автор более 250 трудов по лингвистике и истории. Среди них — книги «Юсуф Акчура», «Чингис хан в тайной истории монголов», «В. Радлов в истории тюркологии. Жизнь и деятельность учёного».
Тимер — участник международного исследовательского общества Востока (1950), постоянной международной конференции по Алтаистике (1957, 1976), член общества «Алтай-Урал» (1955–78).
Умер 19 апреля 2003 года в Анкаре (Турция).
Надир Девлет. Nadir Dеvlet (1944–2021).
Доктор исторических наук, профессор, турецкий тюрколог и журналист.
Родился в 1944 году в китайском Мукдене, родители были репрессированы в СССР, после выдачи китайскими властями (после ВОВ). С 1949 года проживал в Турции. В 1971 году окончил Стамбульский университет, в 1974-м — Мюнхенский университет.
В 1982 году в Германии защитил докторскую диссертацию по истории. Преподавал в университете Мармара в Стамбуле, в университетах Колумбия и Висконсин (США) — историю и культуру тюркских народов.
В 1997–2001 годах — директор Института тюркских исследований. Работал в университетах Едителе, Айдын в Турции.
Труды учёного опубликованы на татарском, английском, азербайджанском, турецком языках.
Иностранный член Академии наук республики Татарстан.
Эдхям Тенишев ( Тенишев Эдхям Рахимович) (1921-2004).
Всемирно известный востоковед-тюрколог, специалист в области сравнительно-исторической грамматики и истории тюркских и монгольских языков, языков древнетюркских памятников и современных тюркских языков. Доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом урало-алтайских языков института языкознания РАН, чл.-корр. АН СССР, академик РАЕН, действительный член Международной информационной академии, чл.-корр. Турецкого лингвистического общества.
Адхям Тенишев родился 24 апреля 1921 г. в г. Пензе в семье татарских интеллигентов. Род Тенишевых — старинный татарский дворянский род, восходящий к чингизидам Улуса Джучи.
После Великой Отечественной войны Э. Р. Тенишев стал студентом Восточного факультета Ленинградского государственного университета. После защиты кандидатской диссертации, отправляется в длительную экспедицию в тюркоязычныя районы КНР. После своего возвращения в Москву в 1959 году Эдхям Рахимович написал ряд работ по древнеуйгурскому, саларскому, сарыг-уйгурскому языкам и уйгурским диалектам.
Важным событием для тюркологии стала начавшаяся работа над четырёхтомной коллективной монографией «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков».
Тенишев — автор 60 научных работ. Он принимал участие в составлении Древнетюркского словаря.
Автор работ по фольклору и этнографии тюркских народов. Главный редактор серии «Эпос народов Евразии». Председатель Российского комитета тюркологов (с 1986г.). Главный редактор журнала «Советская тюркология» (1987–92гг.).
Миркасым Абдулахатович Усманов (тат. Миркасыйм Габделәхәт улы Госманов) (1934- 2010).
Известный советский и российский историк, археограф, доктор исторических наук, действительный член Академии наук Республики Татарстан, профессор Казанского государственного университета, заслуженный деятель науки ТАССР.
Родился в 1934 году в городе Кульджа (Западный Китай, провинция Синьцзян) в семье татарских купцов в четвёртом поколении. В 1958—1963 годах учился в Казанском государственном университете, сначала на отделении татарской филологии. После окончания III курса был переведён на историческое отделение историко-филологического факультета.
Ещё в середине 1960-х годов Миркасым Усманов заявил о себе как о серьёзном исследователе, в кандидатской диссертации под названием «Описательные исторические источники XVII—XVIII веков на татарском языке». Изданная в 1979 году монография М. Усманова «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV—XVI веков» — документальное исследование тюркоязычных первоисточников социально-политического строя Золотой Орды получила высокую оценку тюркологов и принесла международное признание татарскому ученому.
Многогранная научная деятельность М. А. Усманова охватывает почти все основные направления современного татароведения: история и литературное наследие, археография и историография, источниковедение и художественные переводы, тюркология и педагогика.
Юлай Шамильоглу. (тат. Юлай Зөфәр улы Әхтәмов).
Американский татарский учёный и историк, доктор исторических наук, профессор Висконсинского университета (США). Иностранный член АН Республики Татарстан.
Родился в 1958 году в Нью-Йорке (США) в семье татарских эмигрантов. Окончил Колумбийский университет (кафедра языков Среднего и Ближнего Востока)
Юлай Шамилоглу – крупный специалист по изучению проблем сопоставительной лингвистики языков Центральной Азии. Занимается тюркской филологией, современными и историческими аспектами казахского, татарского, узбекского языков, средневековой и современной социальной, экономической и интеллектуальной историей Евразии.
Автор около 100 научных трудов, в том числе книг «Мусульмане в России. Рост и влияние Ислама на народы Азии и Центральной Азии» (2006, Филадельфия) и «Золотая Орда: Экономика, общество, цивилизация в Восточной Евразии в ХШ- IV вв.».
Является президентом Американской Ассоциации преподавателей тюркских языков, редактором прессы по тюркско-татарским исследованиям, основателем Сообщества по изучению проблем Центральной Азии, консультантом офиса Госдепартамента США по изучению языков.
Мирсаид Султан-Галиев (1882-1940)
Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев — татарский политический деятель, член РСДРП(б), один из основоположников Татарской республики. Теоретик и практик национально-государственного строительства РСФСР, СССР первых лет Советской власти.
С 1917 года в руководстве мусульманской секции (Центрального мусульманского комиссариата) Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац).
В 1918—1920 гг. председатель Центральной мусульманской военной коллегии при Народном комиссариате по военным делам РСФСР
В 1919—1921 гг. председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б).
Преподавал в Коммунистическом Университете трудящихся Востока.
Идеи Султан-Галиева вызвали неприятие Сталина, считавшего национальные отношения своей вотчиной, стал его личным врагом. В 1923 году, во время болезни Ленина, Султан-Галиева исключили из партии и арестовали, также как и многих его последователей, для которых был изобретен специальный ярлык «султангалеевщина». Он был 1-ой жертвой политических репрессий сталинизма.
После 1-го ареста он несколько раз был в заключении и ссылке. 1937 году снова арестован, на этот раз окончательно, и в 1940 году был расстрелян.
Идеи Султан-Галиева:
Развивал идеи национально-освободительных движений народов не имеющих государственности, в том числе тюркских, монгольских и финно-угорских народов, резко критиковал колониальное прошлое империй. Выступал на стороне увеличения полномочий национальных автономий и республик. Был основателем исламско-социалистической идеологии, соединявшей в себе элементы марксизма и ислама. Его антиколониализм и "исламский марксизм" позже нашёл распространение в некоторых мусульманских странах. С идеями Султан-Галиева были знакомы такие деятели стран третьего мира, как бывший президент Египта Гамаль Абдель Насер и бывший президент Алжира Ахмед Бен Белла, Муаммар Каддафи в Ливии и Али Шариати в Иране.
Татары, пройдя путь от реформаторского движения джадидизма до современных инициатив в сфере культуры и политики, остаются важным звеном в общетюркских процессах. Их опыт сочетает сохранение этнической идентичности с адаптацией к глобальным вызовам, служа примером для других тюркских народов.
И в современности татарские деятели науки и культуры активно участвуют в деятельности международных тюркских организаций, налажены тесные двухсторонние связи с многими братскими тюркскими народами. Татарстанская (Казанская) тюркология, тюркская история и этнография имеет давние традиции и сейчас занимает передовые позиции в мире.
Республика Татарстан активный участник международных тюркских интеграционных процессов. Особенно хочется отметить роль 1-го Президента РТ Минтимера Шаймиева и продолжителя его дела сегодняшнего Раиса Татарстана Рустама Миннеханова. Налажены тесные контакты в области экономики, торговли, культуры с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном, Азербайджаном, Турцией и братскими регионами РФ.
В завершении хочется пожелать мира и процветания всем тюркским народам. Tilde, Fikerde, İşte-Birlik! Единство в языке, мыслях и делах!
Не сомневаюсь статья была полезна и поднятая тема заинтересовала вас. Поделитесь впечатлениями, жду ваших комментариев и отзывов.
Поддержите канал, оформляйте подписку, ставьте лайки.
Буду очень рад, если поддержите канал донатами, нажимая соответствующую кнопку (указатель) под данной статьей. Ваша финансовая поддержка поможет нам продолжать создавать интересный и качественный контент. Спасибо.
Данная статья в ближайшее время выйдет на татарском языке.