Найти в Дзене
TÜRKLER için-для ТЮРКОВ

100 лет Турецкой Республике. Садри Максуди и Юсуф Акчура-соратники Ататюрка.

Оглавление

Tilde, Fikirde, İşte-Birlik!

Война за независимость закончилась победой над внутренними и внешними врагами. Лозаннский мирный договор, международное признание нового государства в сегодняшних границах, большой успех кемалистов и всего турецкого народа.С созданием Республики начинается новая эпоха в турецкой истории.

В начальном этапе молодая Турецкая Республика нуждалась в государственной идеологии, определении дальнейшего пути развития и основ внутренней и внешней политики. Также надо было обосновать принципы построения республиканского строя, нового явления в тюркской истории, создать заново государственную надстройку, законодательную базу, конституцию, созвучную турецкой национальной традиции и менталитету народа.

Для выполнения этих сложных задач Мустафа Кемаль Ататюрк использовал талант, профессионализм блестящих татарских интеллектуалов и общественных деятелей Юсуфа Акчуры и Садри Максуди. Впрочем сами они считали себя принадлежащими всему тюркскому миру, и всё жизнь служили интересам и тюрко-татар России и турецкому народу.

В центре М.К. Ататюрк, слева Садри Максуди, справа Юсуф Акчура
В центре М.К. Ататюрк, слева Садри Максуди, справа Юсуф Акчура

Юсуф Акчура Хасан улы родился в Симбирске (РИ) 29 ноября 1876 года в семьи известных татарских купцов и фабрикантов Акчуриных (также известных меценатов). Потерял отца, когда ему было 2 года. В 1883 году вместе с матерью уехал в Стамбул (по совету врачей, для сохранения здоровья матери). Окончил лицей в Стамбуле. В 1895 г. поступил в военное училеще Harbiye mektebi. После его окончания поступил на курсы подготовки офицеров Генерального штаба (своего рода военная Академия). Однако курсов не окончил, так как за заговор против султана Абдулхамида II был приговорен к смертной казни, которая была заменена ему пожизненной ссылкой пустынные районы Триполитании (Ливии). В 1899 г. бежал из ссылки во французский Тунис, а оттуда переехал в Париж. Продолжил учёбу в Свободной школе политических наук Парижа. Здесь он слушал лекции великих французских и европейских историков, социологов, философов. Одновременно посещал лекции в Сорбоннском университете. Здесь он начал свою политическую деятельность как сторонник тюркского национализма, сблизился с младотурками.

В 1903 г. Акчура уехал к дяде в Казань, т.к. ему было запрещено возвращаться в Стамбул, и пробыл там 4 года. Он преподовал историю, географию и литературу в казанской медресе "Мухаммадия", был редактором газеты "Казан мухбире" ("Казанский вестник"), стал одним из организаторов и руководителей общероссийской партии "Иттифак аль-Муслимин". Входил в состав Казанского комитета партии кадетов (рук. партии Павел Милюков). В 1906 г. участвовал в работе 2-го съезда этой партии, был избран в её ЦК. Сторонник взаимодействия партии "Иттифак..." и кадетов в Гос. Думе РИ. По иронии судьбы и в России был арестован по сфабрикованному делу, но ненадолго, из-за неимения доказательств вышел на свободу.

Эффект разорвавшийся бомбы произвёл его самый известный труд "Üç Tarz-I Siyaset" ("Три политические системы"), напечатанный в 1904 г. Каирском журнале "Türk". Работа призывала ставить приорететы в государственном строительстве, в национальной политике: интересы турецкого народа (этноса), тюрков должны иметь преимущество перед мультиэтническим османизмом и клерикальным панисламизмом. Поначалу его идеи считались экстремистскими в Османской империи, потом младотурки взяли это на вооружение. Позднее у кемалистов этот принцип стал руководством к действию, основой политики. Более того в тюркской политологии через этот труд Юсуф Акчура считается родоначальником Тюркизма и Пантюркизма.

Этот труд Юсуфа Акчуры неоднократно переиздавался. Является своеобразным "Манифестом" тюркизма и пантюркизма.
Этот труд Юсуфа Акчуры неоднократно переиздавался. Является своеобразным "Манифестом" тюркизма и пантюркизма.

После младотурецкой революции в 1908 г. вернулся в Османскую имп. Издавал журнал "Türk Yurdu", преподовал в Стамбульском университете политическую историю. Одновременно сотрудничал либеральными татарскими изданиями в России "Шура", "Вакыт".

В период Войны за независимость (1918-1923 гг.) Ю. Акчура примкнул кемалистам, вступил в Народную партию М. Кемаля. В 1923 году Юсуф Акчура был избран в Великий Меджлис Турции (ВНСТ) и был депутатом турецкого парламента трех созывов. Президент назначил его своим советником по вопросам культуры и политики, постоянно с ним встречался. Неизменный председатель Турецкого исторического общества, которое было создано под его руководством в 1931г. по рекомендации Ататюрка. В 1932 году руководил работой 1-го Турецкого исторического конгресса. Всё это время занимался научной и преподовательской деятельностью, профессор Стамбульского и Анкарского университетов. Издал много трудов по тюркской истории и политологии. Прожил недолго, умер в 1935 г. (58 лет). Похоронен в Стамбуле. В Турции в нескольких городах улицам присвоено имя Yusuf Akçura. Страницы учебников истории украшают его портреты.

Yusuf Akçura-Йосыф Акчура (тат.)-Юсуф Акчурин (рус.)
Yusuf Akçura-Йосыф Акчура (тат.)-Юсуф Акчурин (рус.)

Не менее влиятельной фигурой на турецком политическом Олимпе был и Садри Максуди, в русской транскрипции Садри Максудов. Близкий друг, единомышленник и соратник Юсуфа Акчуры. Собственно Акчура и способствовал знакомству Максуди с Ататюрком, представив его президенту как талантливого ученого, состоявшегося политического деятеля и приверженца идей тюркизма. В 1924 году Мустафа Кемаль лично приглашает его в молодую Турецкую Республику для строительства государства нового формата.

Садри Максуди (тат.)-Sadri Maksudi Arsal-Садри Максудов (рус.)
Садри Максуди (тат.)-Sadri Maksudi Arsal-Садри Максудов (рус.)

Краткая биогрофия Садри Максуди (Sadri Maksudi-Arsal).

Садри Максуди родился 23 июля 1878 года в дер. Ташсу Казанского уезда Казанской губ. (ныне Высокогорский р-н Татарстана), в семье приходского имама Низаметдина. Это знаменитое Заказанье (Казан арты), давшее татарскому и тюркскому миру выдающихся просветителей, общественных деятелей-Шигабутдин Марджани, братья Максуди, Галимджан Баруди, Габдулла Тукай и.т.д. Садри получил начальное образование в мектебе отца, затем обучался в Апанаевском медресе Казани, известнейшее джадитское (новометодное) учебное заведение города, давшее знаменитых религиозных и общественных деятелей.

В 1895-1896 гг. он учился в медресе "Зинджирлы" в Бахчисарае, здесь же преподовал его старший брат Ахмадхади Максуди, известный просветитель, редактор. Садри в годы учебы познакомился, близко общался с выдаюшимся тюрко-татарским просветителем Исмагилом Гаспринским, оказавший на него огромное влияние в формировании как личность. Впоследствие он его называл своим духовным отцом.

1896-1901 гг. учился Казанской татарской учительской школе. Здесь углубленно преподавался русский язык и литература, светские предметы. Садри здесь познакомился и подружился на всё жизнь будущим великим писателем Гаяз Исхаки. Они в годы учебы создали политический кружок, третьим был будущий соц.-демократ Хусаин Ямашев.

Летом 1901 г. в период выбора дальнейшего пути Максуди посетил Льва Толстого в Ясной Поляне и имел с ним продолжительную беседу, затем побывал в Крыму у Гаспринского, в Стамбуле у турецкого писателя Ахмета Мидхата. После общения с которыми решил поехать учиться в Париж.

В 1902-1906 гг. учился на юридическом факультете Парижского университета (Сорбонне). Посещал лекции по социологии и философии Э. Дюркгейма и Леви-Брюля. Одновременно там же поступил в Частную школу политических наук, посещал лекции в Коллеж де Франс. Главное, Максуди здесь увидел реальную политическую жизнь европейского общества, политические системы различных европейских стран. По рекомендации общих казанских друзей (Фатих Карими) Максуди в Париже познакомился с Юсуф Акчура. И они остались на протяжении всей жизни близкими друзьями и соратниками. В своих воспоминаниях Максуди с теплотой пишет, как они с Акчурой иницировали и организовали 20-летний юбилей газеты "Тарджиман" И. Гаспринского в Бахчисарае, торжества прошли как общенациональный съезд тюрко-татар.

1906 г. Садри Максуди вернулся в Россию, стал принимать активное участие в политической жизни Российской имп. Участвовал на III Всероссийском съезде мусульман проходившем в Ниж. Новгороде 1906 г., был в Президиуме, избрался в руководящий состав. Один из лидеров организовавшийся в том съезде либерально-демократической общероссийской партии "Иттифак аль-муслимин". Депутат II Государственной Думы от Казанской губернии по списку партии кадетов (1907 г.), товарищ секретаря Думы и член фракции кадетов. Был в близких отношениях с лидером кадетов Павлом Милюковым. Депутат III Государственной Думы, лидер мусульманской фракции. Талантливый оратор, его пламенные выступления, разоблачающие шовинистов, черносотенцев вошли в историю. Он активно использовал Думу как трибуну для отстаивания политических, культурных и религиозных прав всех мусульманских народов, в.т.ч. тюрко-татар. Участник Берлинской конференции Межпарламентского союза (1908 г.)

В сентябре 1910 г. в качестве депутата Гос. Думы совершил поездку в Туркестан, посетил Ашхабад, Самарканд, Бухару, Коканд, Ташкент. Пропагандировал идею объединения тюрков-мусульман Российской имп. для защиты своих интересов.

В 1910 г. женился на дочери золотопромышленника М. Рамиева-Камиле.

В 1913-1917 гг. был членом юридической комиссии Казанской городской управы, вел адвокатскую практику.

После Февральской революции 1917 года вернулся к активной политической деятельности. Член Казанского мусульманского комитета, а также Временного центрального бюро российских мусульман (Петроград), созданного для организации созыва Всероссийского мусульманского съезда. В своей речи на VII съезде партии кадетов в марте 1917 г. заявил, что мусульмане России выступают за демократическую республику с широкими правами народов на самоуправление. В апреле 1917 г. Временное правительство назначило С. Максудова членом Туркестанского комитета.

На I Всероссийском мусульманском съезде (Москва, май 1917 г.) был избран членом исполкома Милли Шура. Ко II съезду подготовил текст конституции предпологаемой национально-культурной автономии мусульман. Надо сказать, Максуди до последнего держался за принцип национально-культурной автономии (в противовес почвенникам) в Единой России. Но обстоятельства поменялись, после победы большевиков-ленинцев в октябрьской восстании, национальности начали самоопределяться, создавать республики, территориальные автономии.

В ноябре 1917 г. Садри Максуди на открытии национального парламента в Казани был избран председателем (раисом) Миллэт Меджлиси и национального правительства Милли Идаре, что являлось пиком его политической деятельности послереволюционной (февральской) России. Центральная большевистская власть и её местные органы не приняли Миллэт Меджлиси и объявленную новую республику "Штат Идель-Урал". Начались преследования, аресты.

Садри Максуди из-за угрозы ареста 1918 г. эмигрировал через Финляндию во Францию. В 1919 г. в качестве представителя Миллэт Меджлиси на Парижской (Версальской) мирной конференции выступил по вопросу защиты прав Поволжских тюрко-татар. В 1920 г. С. Максуди совместно с Гаяз Исхаки и Фуад Туктаровым опубликовал во французской прессе "Заявление заграничного представительства татар-мусульман Внутренней России.

На Версальской мирной конференции. В центре С. Максуди, слева Г. Исхаки, справа Ф. Туктаров.
На Версальской мирной конференции. В центре С. Максуди, слева Г. Исхаки, справа Ф. Туктаров.

В 1922-1923 гг. жил в Хельсинки и Берлине, занимался сбором материалов по истории тюркских народов. В августе 1923 г. вернулся во Францию; профессор Парижского университета, читал лекции по тюркологии. С 1919 г. член научного Азиатского общества (Париж).

Турецкий период жизни Садри Максуди-Арсал

Как было указано выше, в 1924 году сам Мустафа Кемаль приглашает его в молодую Турецкую Республику для строительства государства нового формата, по представлению Юсуфа Акчуры.

Для Ататюрка Максуди был ценен как правовед, знаток европейского права, и как тюрколог. И самое главное, он политик с солидным опытом парламентской работы (Гос. Дума РИ двух созывов), участвовал в организации тюрко-татарских национальных организаций, партии, государственных образований. Новому государству нужно было современное законодательство, которое стало бы работоспособным на турецкой земле. Развивающая Турецкая Республика нуждалась в современных законах, в новой конституции.

Садри Максуди активно включился в создание законодательных норм, которые заимствовались из правовых систем Швейцарии, Италии, Франции и др. европейских государств. Он часто бывал в резиденции Ататюрка, консультировал его по правовым вопросам. Максуди был депутатом Великого Меджлиса Турции (ВНСТ) трёх созывов, в 1931-1939гг. являлся депутатом от Народно-республиканской партии, в 1950-1954 гг.-от Демократической партии, работал в комитетах по законодательству. 2-я Конституция Турецкой Республики принятая 1924 г., новые Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и другие основополагающие законы принятые позже были разработаны и внедрены под непосредственном участием Максуди.

Был одним из основателей юридической школы в Анкаре, много лет преподовал в университете, а затем с 1943 г. был профессором в юридическом факультете Стамбульского университета

Как представитель Турции в 1936-1937 гг. участвовал в работе Лиги Наций (прообраз ООН), в 1950 г.-в заседаниях Совета Европы в составе парламентской делегации.

Его книга "Türk dili için" ("За турецкий язык") о развитии турецкого языка на собственной основе-имела особое значение для языковой реформы в стране, вступительную статью к ней написал сам М. К. Ататюрк. Максуди неоднократно приглашали в языковую комиссию по разработке и внедрению масштабной языковой реформы. Но он отказывался, объясняя это приглашением в комиссию некомпетентных людей.

Ушел из жизни 20 февраля 1957 года в возрасте 78 лет. Похоронен в Стамбуле. Прожил интереснейшую жизнь с крутыми жизненными перепитиями. Сумел проявить себя как крупный политик и ученый, верный своим идеям.

Он одинаково дорог и родному татарскому народу, и второй родине, Турции. 7 декабря 2016 г. в Казани в сквере Стамбул открыт памятник Садри Максуди.

Памятник Садри Максуди в сквере Стамбул            г. Казань
Памятник Садри Максуди в сквере Стамбул г. Казань

Его имя присвоено в одну из улиц столицы Татарстана-Казани. В Турции в Стамбуле и других городах имеются улицы носящие имя Sadri Maksudi-Arsal.

В заключение хочу рассказать случай из своей жизни, относящемся к данной теме. Летом 1993 г. я в составе приглашенной группы (приглашающая сторона система лицеев им. Эртугрула Гази, я туда попал как призер телевизионного конкурса) отдыхал в Анталье. Рядом с нашей гостиницей, в конференц-зале, если не ошибаюсь, отеля "Sheraton" проходил форум тюркоязычных стран. Развивались флаги всех государств-участников. По каким то причинам там не было флага Татарстана, впрочем и других республик в составе РФ. Услышав татарскую речь, во время перерыва к нам подошёл солидный эфенди, один из участников конференции, говорил по-татарски хорошо с характерным турецким акцентом. Представился профессором-тюркологом одного из турецких университетов. Говорил, что очень сожалеет, по поводу не участия делегации из Татарстана и упрекал организаторов в этом. Говорил, что даже он выступил с трибуны по этому вопросу, подчеркивая, что без татар этот форум неполноценен, что без татар не будет никакого тюркского единства, потому что они были основателями этого движения в конце XIX- в начале XX веков. В конце нашей беседе спросил: "Знают ли сегодняшние татары такие имена как Исмагил Гаспралы, Юсуф Акчура, Садри Максуди, Муса Джаруллах Биги, Заки Валиди-наследие которых должен быть дорог всем тюркским народам, особенно татарам и туркам". В то время эти имена только начали появляться в наших СМИ, а в советские годы они были врагами народа, под полным запретом. Поэтому нам особо ничем было ответить ему. Я ответил, что знаю издателя, просветителя Гаспринского, а Садри Максуди мой земляк, что я родился и вырос недалеко от заказанской дер. Ташсу, горжусь своим знаменитым земляком.

Эфенди (Господин) очень обрадовался, начал расспрашивать больше информации о Садри Максуди. Но по понятным причинам я больше ничего не мог добавить сказанному.

На прощание он в шутку предложил мне занять место в Президиуме проходящего Тюркского форума, как земляк Садри Максуди-Арсал.

Друзья поддерживаем канал, подписываемся. Оставляем комментарии.

Предыдущие выпуски по случаю 100-летия Турецкой Республики: