Каждый, у кого есть идеалы, стремления и увлечения, стремится к великим свершениям и осознает смысл своей жизни. Однако в реальности некоторые управленцы неизбежно проявляют нетерпение и жаждут быстрого успеха. Некоторые из них ставят настоящее выше долгосрочной перспективы, видимые достижения выше потенциальных, а локальные интересы выше общего блага. Некоторые, вступая в должность, стремятся изобрести велосипед, не желая переосмысливать прошлые достижения, безрассудно отказываясь от принятых решений и начиная всё заново. День сурка😎. Некоторые управленцы чрезмерно амбициозны, не желают работать в долгосрочной перспективе и стремятся к сиюминутной выгоде. Хотя это может показаться вопросом метода и подхода, на самом деле это вопрос разных точек зрения и осознания, причём наиболее значимым фактором является отсутствие стратегического мышления.
Что такое стратегическое мышление управленца?
Чтобы исследовать этот вопрос, мы можем обратиться к подходу Мао Цзэдуна к осмыслению революционной войны в Китае, изложенному в его работе «Проблемы стратегии в революционной войне в Китае». Мао Цзэдун писал в своих рассуждениях о том, как изучать проблему революционной войны в Китае:
«Война — это высшая форма борьбы, существующая с момента возникновения частной собственности и классов, и используется для разрешения противоречий между классами, нациями, государствами и политическими группами на определённом этапе развития. Если человек не понимает её обстоятельств, её природы и взаимосвязи с внешними факторами, он не познает законов войны, не будет знать, как вести войну, и не сможет выиграть сражение. Революционная война, революционная классовая война и революционная национальная война, имеет свои особые обстоятельства и природу, помимо обстоятельств и природы войны в целом. Следовательно, помимо общих законов войны, она имеет свои особые законы. Если человек не понимает этих особых обстоятельств и природы, не понимает её особых законов, он не может вести революционную войну и не может выиграть сражение в революционной войне».
Обсудив эти три концепции, Мао Цзэдун отметил:
«Мы должны изучать законы войны в целом; мы также должны изучать законы революционной войны; и, наконец, мы должны изучать законы революционной войны в Китае».
Мао Цзэдун объяснил, что такое война, что такое революционная война и что такое революционная война в Китае. Этот метод — от общего к частному. Мы часто говорим, что нам следует изучать классические произведения. Что же нам следует изучать? Для управленцев изучение их идеологического содержания — это один аспект, но изучение их идеологических методов ещё важнее. В то время как идеологическое содержание неизбежно со временем приобретает ограничения, идеологические методы обладают универсальной ценностью и более применимы в долгосрочной перспективе. Поэтому мы должны отдать приоритет изучению идеологических методов, содержащихся в классической теории.
Если переложить идеи «великого кормчего» на современный лад в плане подготовки стратегов для бизнеса, то:
1️⃣Мы должны изучать законы бизнес-стратегии.
2️⃣Мы должны изучать законы функциональной стратегии.
3️⃣Мы должны изучать законы функциональной стратегии в России.
👉На уровне законов бизнес-стратегию и функциональные стратегии в России не преподают. Преподают либо мнения, либо частный опыт конкретного управленца😎.