В России предлагают ограничить количество детей мигрантов в школьных классах — не больше одного на класс. Инициаторы уверены: это поможет адаптации и снизит нагрузку на учителей. Противники видят в идее дискриминацию.
Кто прав, а кто перегибает палку?
Новая инициатива: один мигрант на один класс
Депутаты от партии «Новые люди» направили министру просвещения РФ Сергею Кравцову запрос, где предложили запретить зачислять в один школьный класс больше одного ребенка из семей мигрантов.
Авторы инициативы — Алексей Нечаев, Сардана Авксентьева, Анна Скрозникова — аргументируют свою позицию просто: так ребёнку-иностранцу будет легче адаптироваться к языковой и культурной среде. Не будет закрытых групп по национальному признаку. И учителя вздохнут с облегчением.
«Российские дети при этом не будут испытывать затруднений в освоении программы из-за языкового барьера у одноклассников, а сами иностранные учащиеся быстрее овладеют русским языком и нормами культурного общения», — заявили в партии.
Проблема действительно есть. В более чем 500 школах количество детей мигрантов превышает 10%. На конец 2023-2024 учебного года 12% учеников-иностранцев плохо знали русский.
Не только квоты: ещё и платное обучение
Параллельно набирает силу ещё одна инициатива — о платном обучении иностранцев в российских школах. В Госдуму внесён законопроект, который запретит бесплатное обучение детей иностранцев с 1-го по 11-й класс.
Мотивация понятна: дефицит около 900 тысяч мест в школах, особенно в новых районах крупных городов. По статистике, в российских школах учатся около 208 тысяч детей иностранных граждан — цифра внушительная.
Правда, тут же возникают конституционные проблемы. В Минпросвещения заявили, что введение платного обучения для детей мигрантов идёт вразрез с Конституцией РФ. «У нас по Конституции всем гражданам России и иностранным гражданам предоставляется право на образование», — напомнили в ведомстве.
Тест на русский — уже реальность
Пока депутаты спорят о квотах, с 1 апреля 2025 года вступил в силу закон о запрете принимать в школы детей мигрантов, которые не знают русского языка. Перед поступлением дети должны пройти бесплатное тестирование.
По данным тестирования в октябре 2024 года, более 58% детей-мигрантов прошли диагностику успешно, у 23% выявили трудности в обучении, а почти 18% знают язык плохо или не знают совсем.
Согласно проекту Минпросвещения, родителей-иностранцев смогут привлечь к административной ответственности, если их ребенок, не сдавший экзамен, не начнет проходить обязательные языковые курсы. Трёхмесячную программу оплачивают сами родители.
Аргументы "за": учителя устали
В учительской сельской школы идёт привычный разговор о наболевшем. Марина Викторовна листает методички, а Андрей Петрович — жалуется на очередную проблему:
— В соседней школе в одном пятом классе семь детей из Таджикистана. Учительница русского языка говорит: половину урока объясняю элементарные вещи, остальные дети сидят и скучают.
— А что, если их будет по одному в классе? — интересуется Марина.
— Легче, конечно. Один ребёнок быстрее освоится, когда вокруг русскоговорящая среда. И учителю проще — не нужно тормозить программу.
Логика понятна: российские дети быстрее осваивают программу без замедления темпа. Дети мигрантов лучше интегрируются среди русскоговорящих сверстников. Бюджет экономит деньги на дополнительные программы адаптации.
Президент образовательной корпорации «Синергия» Вадим Лобов считает, что ограничение на присутствие не более трёх детей без знания русского языка в одном классе позволит ученикам соблюдать график усвоения материала и сэкономит силы учителя.
Аргументы "против": где грань?
Но есть и другая сторона медали. Депутат Госдумы Евгений Федоров предупредил, что запрет бесплатного обучения может обернуться ростом преступности: «Приезжие без образования могут быть вовлечены в криминал».
Правозащитники недоумевают, почему подобные требования касаются только приезжих граждан, если в России живёт множество наций, для которых русский язык не родной.
Эксперты предполагают, что из-за угрозы столкновения с правоохранительными органами родители всё чаще не будут отдавать детей в школу, опасаясь проблем. Детей в каких-то случаях просто оставят дома.
Диалог за школьным забором
После родительского собрания две мамы продолжают спор:
— В классе у моего сына четыре мигранта, учитель тратит кучу времени на объяснения, а остальные сидят и ждут. Я за ограничения! — горячится Светлана.
— А вы думаете, я меньше времени буду тратить, если единственный ребёнок не понимает язык? — возражает учительница Ольга Сергеевна. — Ему всё равно нужен тьютор или допзанятия, а не пустой класс.
— Но так хотя бы не будет «своей компании», все окажутся в одной среде.
— Среду создаёт школа и программа, а не квоты по национальности. Лучше вложиться в курсы русского и адаптационные классы. В Европе есть «приветственные классы» — почему у нас нет?
— Потому что денег не хватает даже на обычные школы!
Спор затихает, но вопросы остаются.
Что дальше: между законом и реальностью
Министерство просвещения уже рекомендовало школам ограничить число детей-мигрантов, не владеющих русским языком, до трёх в одном классе. Это компромисс между радикальным «один на класс» и нынешней ситуацией.
Законопроект партии «Новые люди» о квоте «один мигрант на класс» пока обсуждается. Проект о платном обучении иностранцев внесён в Госдуму, но сталкивается с конституционными возражениями.
Зампред Совбеза Дмитрий Медведев поддержал идею обязательного знания русского языка, но подчеркнул: школы должны постепенно, «без хамства», помогать ученикам выучить язык.
Реализация любых мер потребует серьёзного контроля за распределением детей и точного учёта мест в школах. А главное — дополнительного финансирования адаптационных программ.
Переполненные школы: суть проблемы
В российских школах не хватает около 200 тысяч учителей и почти миллион мест для учеников. На этом фоне любая дополнительная нагрузка воспринимается болезненно.
Например, в школе моей дочери на одной параллели нет ни одного класса, где было бы меньше 35 человек в одном классе.
80% учителей считают, что у детей мигрантов нет серьёзных проблем с освоением дисциплин или общением со сверстниками, показало исследование. Но оставшиеся 20% сталкиваются с реальными трудностями ежедневно.
Проблема не только в языке. Нехватка финансирования, переполненные классы, отсутствие программ адаптации — всё это создаёт напряжение в школах.
Переполненные школы и нехватка учителей — факт. Но решат ли проблему квоты и платное обучение для мигрантов, или это просто удобный популизм?
Пишите в комментариях, как вы считаете, новые законопроекты это защита качества образования или лишний барьер для детей?