Найти в Дзене
Телеканал "78"

Ограничения в мессенджерах: чем заменить звонки по WhatsApp и Telegram

Оглавление

Запрет на звонки в мессенджерах Telegram и WhatsApp буквально взорвал Интернет в последние дни, ведь под ограничения попали самые популярные приложения. Почему не работают звонки в мессенджерах, что говорит Роскомнадзор, какие есть альтернативы, их плюсы и минусы — рассказываем в материале 78.ru.

Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков, freepik.com/stockking, unsplash.com, flaticon.com/ChilliColor
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков, freepik.com/stockking, unsplash.com, flaticon.com/ChilliColor

Почему звонки в Telegram и WhatsApp больше не работают

Первые массовые жалобы на то, что через Telegram и WhatsApp больше не проходят звонки, появились в середине дня 11 августа. Сообщения о том, что у звонков через эти мессенджеры резко упало качество связи, начали поступать ещё раньше — вечером-ночью 10 августа. Количество запросов «что с телеграмом», «не работают звонки в телеграм и whatsapp» и прочих росло в геометрической прогрессии. Россияне не могли дозвониться друг до друга, некоторым приходилось повторять попытки несколько раз, чтобы хотя бы добиться соединения. Но и это не помогало: связь была настолько плохой, что общаться не представлялось возможным.

Днём 11 августа намёк на то, почему это происходит, появился в социальных сетях. Сообщалось, что по данным источника в Правительстве России, мобильные операторы «большой четвёрки» МТС, «МегаФон», Билайн и T2 попросили ограничить звонки в мессенджерах. Запрет они аргументировали тем, что несут дополнительные расходы на поддержание инфраструктуры, в то время как трафик и, соответственно, плата за звонки уходят «на сторону». Блокировка звонков через мессенджеры, по их задумке, должна вернуть трафик к обычным голосовым вызовам и благотворно сказаться на финансовых показателях операторов.

Сообщение сразу вызвало споры как в Сети среди пользователей и экспертов, так и во власти. К примеру, в беседе с «Известиями» первый замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев заявил, что предложение о блокировке звонков в иностранных мессенджерах противоречит технологическому прогрессу и может спровоцировать возмущение пользователей. Так и вышло: пользователи были крайне недовольны происходящим и не стеснялись это недовольство высказывать.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Храмцова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Храмцова

Наконец, 12 августа с официальным сообщением вышел Роскомнадзор. Звонки через мессенджеры Telegram и WhatsApp действительно частично заблокированы, подтвердили в ведомстве. Правда, в сообщении РКН речи о помощи операторам мобильной связи не шло — частичное ограничение звонков объяснили борьбой с мошенничеством.

«По данным правоохранительных органов и многочисленных обращений граждан, иностранные мессенджеры Telegram и WhatsApp стали основными голосовыми сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан. Неоднократно направлявшиеся требования о принятии мер противодействия владельцами мессенджеров проигнорированы», — сказано в сообщении Роскомнадзора.

О том, что именно мессенджеры — «точка входа» для мошенников, рассказывал ещё на ПМЭФ председатель комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский. Он указал, что для противодействия преступлениям проведена большая работа, банки настраивают свои антифрод-системы, операторы связи вычисляют и блокируют подозрительные звонки. Однако звонки через WhatsApp и Telegram недоступны для блокировки, даже если понятно, что звонит мошенник. В результате только за прошлый год у россиян украли почти 300 млрд рублей, а в этом году сумма только вырастет.

«Борьба со звонками преступников ведётся последовательно. С 2024 года работает система “Антифрод”, обеспечивающая блокировку звонков с подменой номера в традиционных телефонных сетях российских операторов связи. В результате подобные звонки практически все перешли в иностранные мессенджеры, отказывающиеся обеспечивать безопасность российских пользователей и общества», — отметили в Роскомнадзоре.

В ведомстве подчеркнули, что о полной блокировке иностранных мессенджеров речи не идёт — ограничения коснутся только голосовых вызовов.

Следом за Роскомнадзором официальное сообщение опубликовало и Минцифры. Помимо подтверждения блокировки голосовых вызовов через иностранные мессенджеры оно указало также на то, что Telegram и WhatsApp не соблюдают российское законодательство и отказываются сотрудничать с российскими правоохранительными органами, хотя в других странах подобного себе не позволяют.

«При этом иностранные мессенджеры, среди которых Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ), несмотря на неоднократные предупреждения со стороны российских властей, отказываются соблюдать требования российского законодательства. В частности, не предоставляют информацию по запросам правоохранительных органов не только по массовым случаям мошенничества, но и по факту планирования и совершения террористических актов на территории Российской Федерации. При этом все требования о предоставлении такой информации по запросу зарубежных спецслужб оперативно выполняются», — констатировали в Минцифры.
Фото: Silas Stein/globallookpress.com
Фото: Silas Stein/globallookpress.com

Блокировка звонков может быть отменена, уверили в ведомстве: для этого иностранным мессенджерам достаточно выполнить требования российского законодательства. Впрочем, вряд ли они на это пойдут, во всяком случае, сразу: 13 августа WhatsApp опубликовал заявление, в котором сообщил, что «противостоит попыткам правительств нарушить право людей на безопасное общение» и продолжит делать всё возможное, чтобы сохранить доступ к своим звонкам в том числе на территории России.

Альтернативы звонкам в Telegram и WhatsApp: преимущества и недостатки

Звонки через Telegram и WhatsApp были у россиян очень популярны, поэтому сразу после блокировки они бросились искать варианты на замену привычным программам — благо блокировка не коснулась других мессенджеров. Так, на первое место по скачиваниям сразу вырвался отечественный мессенджер Max. О том, какие ещё альтернативы есть привычным приложениям, какие у них есть преимущества и недостатки, рассказываем ниже.

Max

Max — нашумевший «свежий» мессенджер от корпорации VK, который должен выйти на уровень национального и в перспективе поддерживать интеграцию с «Госуслугами». Уже сегодня многие политики и СМИ открывают в нём каналы в качестве альтернативы Telegram, и количество пользователей в нём с каждым днём растёт. При этом сам мессенджер пока ещё в стадии бета-тестирования, его официальная презентация должна состояться в начале осени. Программа доступна на Windows, macOS, Android, iOS и в веб-версии.

Плюсы:

  • национальный мессенджер на отечественных серверах — «неизвестных» звонков больше не будет,
  • поддерживает все необходимые функции — чаты, голосовые звонки, каналы,
  • в перспективе — интеграция с «Госуслугами» и платёжными системами, возможность оплачивать покупки, официально общаться с органами власти и предъявлять профиль в качестве документа, удостоверяющего личность.

Минусы:

  • ограниченность функционала — на стадии бета-тестирования возможно только общение, даже каналы запустили не так давно, когда будет реализован полный функционал, неизвестно,
  • есть вопросы к качеству связи при звонках,
  • вопросы к безопасности — многие указывали на использование небезопасных библиотек, также появлялась информация о претензиях к Max от ФСБ — впрочем, Минцифры сообщало, что все эти претензии мессенджер устранил.
Фото: Pogiba Alexandra/globallookpress.com
Фото: Pogiba Alexandra/globallookpress.com

«Яндекс.Мессенджер»

«Яндекс.Мессенджер» появился в 2020 году как одно из приложений в инфраструктуре «Яндекса». Именно через него происходит общение с техподдержкой сервисов «Яндекса», также «Яндекс» предоставляет его в качестве корпоративного мессенджера. Он поддерживает не только чаты, но и деление пространств — можно общаться внутри компании, а можно вне её, и эти пространства пересекаться не будут. Приложение доступно на Windows, macOS, Linux, Android, iOS, в «Яндекс Браузере» и в веб-версии.

Плюсы:

  • поддержка всех основных функций мессенджеров, включая приватные и групповые чаты и каналы,
  • возможность использовать как корпоративный мессенджер,
  • интеграция с сервисами «Яндекса».

Минусы:

  • нет форматирования текста, стикеров, хештегов,
  • нельзя отсортировать чаты по папкам,
  • нельзя просматривать подключённые устройства.

Compass

Compass — прежде всего корпоративный мессенджер, разработанный в России. Одним из главных его преимуществ является открытый исходный код и возможность установить на собственный сервер. Доступен на MacOS, Windows, Linux, Android, iOS и HarmonyOS.

Плюсы:

  • доступны личные, групповые, избранные чаты и другие основные функции мессенджеров,
  • позволяет собирать видеоконференции на тысячу участников,
  • разделяет чаты по отдельным пространствам,
  • собирает статистику о действиях в команде.

Минусы:

  • отсутствует веб-версия,
  • нет демонстрации и записи экрана,
  • отсутствует возможность кастомизации приложения.
Фото: Яндекс
Фото: Яндекс

VK Messenger

Ещё один мессенджер от корпорации VK, запущенный в 2016 году. Приложение доступно на Windows, macOS, Linux, Android, iOS и в веб-версии и позволяет общаться как текстом, так и голосом, создавать групповые чаты. Кроме того, приложение даёт возможность переносить чаты из WhatsApp и интегрировать учебный профиль из платформы «Сферум».

Плюсы:

  • поддержка всех основных функций мессенджера: текстовые сообщения, голосовые и видеозвонки,
  • позволяет создать групповые чаты с неограниченным количеством участников,
  • ускоренная загрузка видео,
  • сортировка чатов с помощью папок,
  • бесплатная функция планирования встречи.

Минусы:

  • баги — приложение периодически зависает и закрывается,
  • нет поддержки ботов и каналов,
  • проблемы с отображением непрочитанных сообщений.
Фото: VK
Фото: VK

Ограничение звонков: что делать туристам за границей

Внезапное ограничение на звонки через иностранные мессенджеры поставило в неудобное положение не только россиян внутри страны, но и их родственников и друзей за границей, которые теперь не могут связаться с ними привычным способом. Поэтому Ассоциация туроператоров России выпустила список рекомендаций для туристов за границей или которые только собираются вылететь за пределы страны, чтобы минимизировать проблемы:

1. Положите достаточно средств на счёт телефона и будьте готовы включить роуминг — средств в непредвиденной ситуации должно хватить с избытком.

2. Предупредите родственников и друзей о проблемах со связью заранее.

— И сказать, что если они не дозвонились, это совершенно не значит, что у вас неприятности — это новые особенности работы сервиса. Писать сообщения по-прежнему можно в привычном режиме, — отметили в АТОР.

3. Не откладывайте дела, которые требуют созвонов, на время поездки, решите максимум задач до неё.

4. Используйте альтернативные российские и зарубежные мессенджеры для голосовых вызовов.

Иностранные мессенджеры — не уникальны в своём роде, голосовые вызовы поддерживает множество приложений, в том числе социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Все их можно использовать, достаточно выбрать те, что подойдут именно вам.

Telegram
33,2 тыс интересуются