Ну что, дискриминация в приёме на работу по возрасту в силу особенностей кадрового рынка потихоньку отползает. Не везде, не быстро, но всё же.
Если раньше "потолком" много где был возраст в 35, максимум 40 лет (по этой планке и мне пора на пенсию))), - то сейчас такие рамки никто не ставит. В связи с чем (а также с несколькими возникшими вопросами и идеями) появилась мысль написать эту статью.
Если у вас работают люди в возрасте 55+, что я рекомендую с ними делать.
Ценить
На каком-то вебинаре HR-тематики в конце прошлого года мне очень понравилась фраза спикера: - Мы много говорим о том, что нужно старшее поколение учить новым технологиям, но перестали говорить о том, что надо учить молодёжь прислушиваться к старшему поколению и брать полезное из его опыта. Вот мы сейчас в компании занимаемся именно этим.
Для начала просто допустите мысль, что сотрудники, которые старше всего коллектива, а возможно, и руководителя, и даже собственника всего бизнеса, - многое знают и умеют. В том числе и в силу наличия большого жизненного опыта [естественно, взрослые сотрудники, как и молодые, бывают разные, не все из них одинаково полезны, но к возрасту это отношения не имеет].
А это значит, что если к ним прислушаться, то с вероятностью можно получить ценные советы и рекомендации, поддержку, узнать классные жизненные и рабочие истории.
В соцсети попалось видео о том, как из "Московского долголетия" в столичное кафе пришла на стажировку женщина лет наверное 75, и как она работает смену официантом. Возможно, видео постановочное (женщина реальная))), но несколько тысяч комментариев в духе "Какая она классная, где ваше кафе, хочу с ней пообщаться" меня порадовали.
Да, чтобы найти взрослого сотрудника с активной жизненной позицией, позитивом, живостью во взгляде на мир, нужно вложить усилия. А, простите, чтобы найти такого молодого, разве усилия не нужны?)))
Хвалить
Это вот свежая, сегодняшняя мысль, на которую меня натолкнул один комментарий))
Чем старше сотрудник, тем важнее и нужнее для него похвала.
Я начала думать и поняла, что в той или иной мере действительно часто слышу от руководителей подобную мысль.
На мой взгляд, связано это:
- Не с особенностями поколений (их не отрицаю, но сейчас не о них).
- Не с персональной мотивацией (люди, ориентированные в первую очередь на признание, в любом возрасте хотят его неограниченно).
- Не с возрастом как таковым.
На мой взгляд, признание (и похвала как солидная его часть) в нашей культуре (весьма оценочной с самого рождения, что уж говорить) входит в тройку лидеров приоритетных мотивов совершенно любого человека любого возраста, вне зависимости от остальных его горящих мотивов - карьеры, денег, профессиональной самореализации и пр.))
И пока человек более молод, он получает признание в разных видах из разных источников:
- На улице делают комплименты
- Друзья хвалят за достижения
- Супруг(а) и дети благодарят за какие-то действия
- В соцсетях знакомые и не очень ставят лайки
- В хобби и увлечениях что-то получается и окружающим это нравится
- Да и сам себя человек, в силу активной социальной жизни, находит за что похвалить…
А вот в зрелом возрасте социальная жизнь у многих перестаёт быть настолько активной:
- Друзей остаётся мало и видеться с ними получается редко
- Дети взрослеют и живут своей жизнью
- На хобби часто не остаётся времени/желания и/или оно приедается, а начать новое как будто нет сил
- В соцсети уже тоже не сильно хочется выходить
- Основные достижения (дом/дерево/сын) реализованы, и себя вроде как не за что особо хвалить
- Да и случайный комплимент на улице уже не особо получишь…
Вот и получается, что работа остаётся конечно не единственным, но возможно наиболее вероятным местом, где можно получить заслуженное признание.
Поэтому не жалейте доброго слова для взрослых сотрудников
[понятно, что когда сотрудник хороший, для него не нужно жалеть похвалу вне зависимости от пола, возраста и пр., но возможно, в солидном возрасте ваше доброе слово сделает чудо].
Учить
А ещё на взрослых сотрудниках частенько ставят крест в плане изучения нового (да что греха таить, они и сами часто это делают).
А тем временем пожилые сотрудники есть разные. Есть и те, которым объективно сложно учиться, это стоит учитывать, но есть и чистой воды установка «мне уже поздно (я уже старый/я ничего не помню/это всё новомодное)». Причём, замечу - у некоторых она формируется уже лет с 35 (это я к тому, что она не про конкретный возраст).
Но у взрослых сотрудников конечно дополнительно подключается сравнение себя с более молодыми и быстрыми не в свою пользу, что тоже может мешать.
А если брать тех, кому сейчас, скажем, 55+, они в целом (поколенчески) больше склонны себя ругать, чем хвалить.
Ну и усталость/нежелание что-то менять, внутренний самоуспокоитель «всю жизнь на счётах считали» никто не отменял.
Но это не значит, что взрослых сотрудников не стоит (и уже тем более бессмысленно!) учить. Очень даже стоит!
Как?
- Буквально «долбить» комментариями о том, что в любом возрасте можно научиться (расшатывать установку).
- Вовлекать, заинтересовывать обучением (кстати, люди старшего поколения тоже очень любят игры и геймификацию в обучении).
- Показывать динамику, подчёркивать успехи. Рассказывать истории успеха.
- Подбирать понятные слова и аналогии, показывать наглядно, что это не так сложно, как кажется.
- Быстро реагировать на вопросы, спокойно отвечать, даже если один вопрос возник несколько раз подряд (можно подумать, у молодых так не бывает)).
- Как вариант - обучающим ставить человека такого же или близкого возраста (чтобы не обострять установку «яйца курицу не учат»).
- Ну и традиционно - показывать выгоды для самих сотрудников развития и риски его отсутствия.
ПС: Можно ещё порекомендовать посмотреть или организовать совместный просмотр фильма «Стажёр» с Робертом де Ниро. Он, само собой, постановочный, но какой шикарный)))
А вы что добавите на этот счёт?