Найти в Дзене

Сериал «Двенадцать» (Австралия)

Сценаристы австралийских «Двенадцать» явно вдохновились классикой «12 разгневанных мужчин» Но  «The Twelve» делает ход, на который Люмет в своей камерной пьесе не замахивался, — уводит нас из комнаты присяжных в их личные жизни. У каждого второго — своя маленькая драма, и именно она приводит каждого присяжного к финальному вердикту: «виновен» или «невиновен». Суть процесса: Кейт Лоусон обвиняется в убийстве 14-летней племянницы. Художница, чья провокационная натура не умещается в роль «удобной подсудимой». Она раздражает, вызывает сочувствие, врет — и вокруг неё вырастают проекции присяжных: кто‑то видит в ней жертву охоты на ведьм, кто‑то — эгоцентричку, которой «всё можно». А кто-то – больного человека, которого надо лечить. Ее судьбу решают присяжные, каждый из которых приносит в комнату совещаний свой личный груз: токсичные отношения, боль, вину, долги. Персонажи показаны чуть более выпукло, чем я люблю: «правильные» здесь написаны слишком безупречно, «неправильные» — слишком грубо
Оглавление

Сценаристы австралийских «Двенадцать» явно вдохновились классикой «12 разгневанных мужчин»

Но  «The Twelve» делает ход, на который Люмет в своей камерной пьесе не замахивался, — уводит нас из комнаты присяжных в их личные жизни. У каждого второго — своя маленькая драма, и именно она приводит каждого присяжного к финальному вердикту: «виновен» или «невиновен».

Суть процесса: Кейт Лоусон обвиняется в убийстве 14-летней племянницы.

Кейт Лоусон обвиняется в убийстве 14-летней племянницы
Кейт Лоусон обвиняется в убийстве 14-летней племянницы

Художница, чья провокационная натура не умещается в роль «удобной подсудимой». Она раздражает, вызывает сочувствие, врет — и вокруг неё вырастают проекции присяжных: кто‑то видит в ней жертву охоты на ведьм, кто‑то — эгоцентричку, которой «всё можно». А кто-то – больного человека, которого надо лечить.

Ее судьбу решают присяжные, каждый из которых приносит в комнату совещаний свой личный груз: токсичные отношения, боль, вину, долги.

Персонажи показаны чуть более выпукло, чем я люблю: «правильные» здесь написаны слишком безупречно, «неправильные» — слишком грубо. Но это в последнее время тренд:

  • То ли общество оглупело настолько, что скоро героям на лоб будут лепить таблички: этот – хороший, этот – плохой.
  • То ли повестка диктует: классический белый мужчина обязательно отрицательный герой, а представители менее привилегированных классов вызывают сочувствие, уважение или восхищение.

Джорджина — Спасатель, который не может спасти себя

Трое детей, муж‑абьюзер, который запирает ее на всю ночь в ванной за обман.
Трое детей, муж‑абьюзер, который запирает ее на всю ночь в ванной за обман.

Трое детей, муж‑абьюзер, который запирает ее на всю ночь в ванной за обман. Потом выгоняет из дома и  запрещает общаться с детьми, но при этом контролирует каждый шаг и наказывает за любую ошибку. Все это балансируется классическими «прости», «люблю», вот тебе кофе в постель».  Джорджина пытается спасти всех, кроме себя. Но в итоге именно то, что сотворил с ней муж, определяет ее вердикт.

Гарри — Плохой человек, который очень хочет быть хорошим

Игрок, алкоголик, готовый продать коллег за списание своих долгов.
Игрок, алкоголик, готовый продать коллег за списание своих долгов.

Игрок, алкоголик, готовый продать коллег за списание своих долгов. Он ставит свои интересы на первое место, он манипулирует другими присяжными. Пока вдруг не осознает, что оно того не стоит.

Корри — Колодец боли под маской контроля и спокойствия

Наследница шикарного особняка и большой семейной тайны
Наследница шикарного особняка и большой семейной тайны

Наследница шикарного особняка и большой семейной тайны; быстро пресекает попытки мужчин задавить женскую часть присяжных. И пока другие ставят под сомнение ее способность принять верное решение из-за личной трагедии, именно она звучит рациональнее всех в финале.

Алекси — Лоялист с грузом вины

Он скрывает свой «тёмный секрет» и в итоге выносит сразу два вердикта.
Он скрывает свой «тёмный секрет» и в итоге выносит сразу два вердикта.

Его ломает решение, принятое для спасения семейного бизнеса. Из-за которого, вполне вероятно, погиб человек. Он скрывает свой «тёмный секрет» и в итоге выносит сразу два вердикта: один обвиняемой, а другой – себе. Опирается ли он при этом на факты, предоставленные стороной обвинения? Слышит ли адвоката? Впечатление, что он слышит только свою вину.

Ванесса — Чрезмерно озабоченная образом себя и своим местом в обществе.

Очень приятная – красивая, добрая, милая улыбка.
Очень приятная – красивая, добрая, милая улыбка.

Она очень приятная – красивая, добрая, милая улыбка. Ей сочувствуешь, ее хочется взять на ручки. Но осторожно! Это опасный персонаж: на самом деле все в ее жизни крутится вокруг нее, ее неуверенности, ее инфантильности, которую бесконечно обслуживают более взрослые люди вокруг.

Одна только сцена предложения секса явно семейному мужику из присяжных чего стоит. И потом: «Спасибо, что не трахнул». А если бы да, то именно он был бы снова мудаком, а она – несчастная овечка.

Мой любимчик: молодой присяжный, который молчал все серии.
А в конце открыл рот и раздал всем присутствующим на орехи :)

И зафиналил: «Люди должны понять, что лучше быть тем, кто говорит последним. Не первым.»

Но я в целом люблю персонажей – социопатов и социофобов.

Думаю, в целом идея понятна? У остальных персонажей тоже своя драма, свои интересы внутри этого длинного и сложного процесса. А в итоге они решают судьбу женщины: она выйдет на свободу или получит пожизненный срок.

Ну и, конечно, мои любимые комментарии из социальных сетей:

«Боже, сериала скучнее ещё не видела. И зачем нам были показаны все серии если все рассказывается только в первой и последней»

Действительно, зачем? Зачем драма? При чем тут личностный рост героев в процессе? Зачем это все, если можно сразу сказать, кто убийца?

Повезло Толстому и Достоевскому, что соцсетей в их времена не было :)

Мой вердикт

Смотреть, если заболели, и надо провести день в постели. Весь первый сезон смотрится за день. Но это не то кино, которое вы будете вспоминать через 3 года, о котором будете жарко дискутировать с друзьями и которое захотите пересмотреть еще не один раз.

Если вам нравятся такие разборы, почитайте эти статьи:

Фильм "Треугольник печали" – Сатира на богатых и зеркало, в котором каждый может разглядеть себя и свои "любимые" стратегии

Фильм "Друзья на свою голову" – Ужасная, но правдивая (от этого и ужасная) история про всех нас

Фильм «Air: Большой прыжок» – История о том, как был заключен легендарный контракт Nike с Майклом Джорданом. И один полезный урок для всех.