Найти в Дзене

Треугольник печали

«Треугольник печали». Еще один фильм, который сложно досмотреть до конца. А посмотрев, сложно не думать о нем, фильм врезается в память. Я досмотрела его со второй попытки. В первый раз поддалась импульсу выключить это странное через 20 минут после начала: он и она – оба модели, она зарабатывает в разы больше. Он ходит по кастингам ,она – по подиуму, слушая, как зал скандирует ее имя. А после тяжелого трудового дня они ужинают в дорогом ресторане, где парню явно сложно заплатить за ужин, да и потом – она в прошлый раз обещала, что сегодня ужин за ее счет. Но когда официант приносит чек, Яя применяет любимый прием: долго поправляет макияж, с которым все в порядке. Парень сидит, как на иголках. Она же обещала оплатить счет. А как ей сказать об этом? Он лишь кончиком пальца прикасается к чеку, на что все это время не замечающая счета на столе Яя стремительно реагирует: – Спасибо, милый. Он перед выбором: открыть рот и сказать ей про деньги, или нет? Яя реагирует на его обиженное личико и
Оглавление

«Треугольник печали». Еще один фильм, который сложно досмотреть до конца. А посмотрев, сложно не думать о нем, фильм врезается в память.

«Треугольник печали». Еще один фильм, который сложно досмотреть до конца. А посмотрев, сложно не думать о нем, фильм врезается в память.
«Треугольник печали». Еще один фильм, который сложно досмотреть до конца. А посмотрев, сложно не думать о нем, фильм врезается в память.

Я досмотрела его со второй попытки. В первый раз поддалась импульсу выключить это странное через 20 минут после начала: он и она – оба модели, она зарабатывает в разы больше. Он ходит по кастингам ,она – по подиуму, слушая, как зал скандирует ее имя.

А после тяжелого трудового дня они ужинают в дорогом ресторане, где парню явно сложно заплатить за ужин, да и потом – она в прошлый раз обещала, что сегодня ужин за ее счет. Но когда официант приносит чек, Яя применяет любимый прием: долго поправляет макияж, с которым все в порядке. Парень сидит, как на иголках. Она же обещала оплатить счет. А как ей сказать об этом? Он лишь кончиком пальца прикасается к чеку, на что все это время не замечающая счета на столе Яя стремительно реагирует:

– Спасибо, милый.

Яя применяет любимый прием: долго поправляет макияж, с которым все в порядке.
Яя применяет любимый прием: долго поправляет макияж, с которым все в порядке.

Он перед выбором: открыть рот и сказать ей про деньги, или нет? Яя реагирует на его обиженное личико и открывает ящик Пандоры. Так начинается их ссора, смотреть которую тошно. Наверное потому, что именно этого мы все переели в жизни: когда двое пытаются быть услышанными, но ни один из них не говорит правду. Он заладил «это не про деньги», хотя для него это очень даже про деньги! Она делает вид, что не против платить, хотя она очень и очень против того, чтобы за что-то платить!

Но восемь минут оваций на Каннском кинофестивале и золотая пальмовая сказали мне, что надо досмотреть :)

Все рецензии на «Треугольник печали» ставят во главу угла критику режиссером капитализма: какие богачи безнравственные, и как они все кончат в лужах своего дерьма. Но для меня, как обычно, этот фильм — не про богатых и бедных. Это сатирическое зеркало, в котором каждый из нас может увидеть свои стратегии выживания, привычки и слабости.

В фильме нет ни одного положительного героя, как и среди нас нет никого без невротичных стратегий, без странных решений или без попыток найти красивые объяснения своим не эффективным действиям.

Карл — воплощение пассивной агрессии.

В отношениях с Яей он застрял в ловушке: пытается доказать свою значимость, но ничего не делает, чтобы, действительно, значить.

Карл — воплощение  пассивной агрессии. В отношениях с Яей он застрял в ловушке: пытается доказать свою значимость, но ничего не делает, чтобы, действительно, значить.
Карл — воплощение пассивной агрессии. В отношениях с Яей он застрял в ловушке: пытается доказать свою значимость, но ничего не делает, чтобы, действительно, значить.

Карл хочет контроля, но не умеет его брать. Его пассивность раздражает. Местами хочется прихлопнуть его, как надоедливую муху. Хочешь контроль и власть – ну или и бери! В мире не такая большая конкуренция за эту тяжелую ношу. Но просто так на блюдечке с каемочкой тебе их не принесут. А вместе с ними уважение, в том числе – твоей женщины.

Сцена с капризной и страшно богатой Полой – одна из моих любимых в фильме.

Пола загорает на палубе шикарной яхты, попивая шампанское. Но чего-то ей не хватает для счастья, и она решает облаготельствовать обслуживающую ее официантку. Так начинается их спор, из которого бедная девушка не может найти выход: либо она разозлит клиентку, либо менеджера. Ведь клиентка требует, чтобы Алисия вместо нее прямо сейчас залезла в джакузи и немедленно начала наслаждаться жизнью.

Пола пытается таким образом почувствовать радость и легкость, но у нее не получится. Потому что она не внимательна к состоянию тех, кого «купает». Она не видит, что они не хотят купаться, что улыбки у них натянутые.
Пола пытается таким образом почувствовать радость и легкость, но у нее не получится. Потому что она не внимательна к состоянию тех, кого «купает». Она не видит, что они не хотят купаться, что улыбки у них натянутые.

Алисия вынуждена послушаться. Она лезет «наслаждаться» в джакузи прямо в униформе. Поле этого мало: теперь она хочет разделить эту радость и легкость со всеми и требует, чтобы весь экипаж яхты немедленно пошел купаться. И вот всех сотрудников яхты отрывают от их дел и отдыха, заставляют переодеться в купальники и кататься с водяной горки. Уборщицы только устроились на отдых с чашками чая, ведь их ждет адская ночь. А шеф повар предупреждает, что купание сотрудников кухни отразится на качестве ужина. Все идут купаться. Потому на ужине все отравятся, но это будет потом.

Пола пытается таким образом почувствовать радость и легкость, но у нее не получится. Потому что она не внимательна к состоянию тех, кого «купает». Она не видит, что они не хотят купаться, что улыбки у них натянутые. Как не видит позднее за ужином, что не хочет есть устриц, что ей будет плохо – и ей становится плохо. Пола хочет радости и легкости, но они ей не доступны, потому что она не умеет видеть и чувствовать. Ни себя, ни других.

Не знаю, как вы, а я много раз это видела в жизни. И в приглашениях выпить и расслабиться, когда другой не хочет выпить и расслабиться. И в попытках устроить другому праздник способом, от которого его тошнит. А потом обидеться: «Я так для тебя стараюсь, а тебе сложно сказать спасибо!»

Паула — мать корпоративных идеалов.

Она великолепно делает свою работу, она – само совершенство. У этого совершенства есть цена, и потому ее так бесят те, кто выбрал столько высокую цену не платить.
Она великолепно делает свою работу, она – само совершенство. У этого совершенства есть цена, и потому ее так бесят те, кто выбрал столько высокую цену не платить.

Она великолепно делает свою работу, она – само совершенство. У этого совершенства есть цена, и потому ее так бесят те, кто выбрал столько высокую цену не платить. В смысле «старпом вышел постоять на палубе, потому что у него перерыв, а солнышко такое прекрасное!» Она же работает без всяких перерывов. И продолжает это делать, даже когда яхта утонула. Горстка выживших людей приходит в себя, Паула продолжает служить.

Проблема Паулы в том, что она настолько хороша, что ее никто не любит. Хотя в глубине ее стратегии лежит как раз желание любви.

Это общее у Паулы, Полы и Карла. Они все хотят чего-то, а в результате своих своих действий получают прямо противоположное. Карл хочет уважения, а получает презрение. Пола хочет легкости себе (но напрямую не умеет, поэтому пытается через других), но в итоге всех дико напрягает. Паула хочет любви и расслабиться уже наконец, но всех раздражает.

Капитан Вуди презирает своих пассажиров.

Его хобби — пить и читать книги о марксизме, что, мягко говоря, странно для человека, чья работа — обслуживать элиту.

Вуди — это карикатура на уход от ответственности. Его цинизм — это броня, скрывающая страх влиять и менять.
Вуди — это карикатура на уход от ответственности. Его цинизм — это броня, скрывающая страх влиять и менять.

В кульминационной сцене, когда весь идеальный круиз разваливается на глазах, когда дорогую яхту заливает в буквальном смысле дерьмом, он уходит в философские рассуждения и оставляет пассажиров на волю волн.

Вуди — это карикатура на уход от ответственности. Его цинизм — это броня, скрывающая страх влиять и менять. Он много чем не доволен в этой жизни, он многое бы хотел изменить, он умен. Но он останавливается на уровне пьяных разговоров. Итог: он погибнет сам, и по его вине умрет и большинство туристов и почти вся команда.

Эбигейл – уборщица, ставшая королевой острова

А ведь никто не мешает Эбигейл построить здоровые отношения с партнерами по спасению и в будущем работать с ними уже не уборщицей туалетов. Но у нее нет такого сценария в голове, поэтому выход один – держать всех в тюрьме и быть в этой тюрьме надзирателем.
А ведь никто не мешает Эбигейл построить здоровые отношения с партнерами по спасению и в будущем работать с ними уже не уборщицей туалетов. Но у нее нет такого сценария в голове, поэтому выход один – держать всех в тюрьме и быть в этой тюрьме надзирателем.

Эбигейл занимает низшее положение уборщицы туалетов на яхте, но когда яхта тонет, становится лидером. Современные богатенькие люди не могут даже огонь развести, не то, что пищу добыть на необитаемом острове. Теперь она – королева. Ведь от нее зависит их выживание! Она распределяет провиант, он забирает у Яя ее красивого бойфренда, теперь ночами мужская модель Карл ублажает годящуюся ему в матери филиппинку Эбигейл за еду.

А когда Яя обнаруживает, что все это время они выживали не на необитаемом острове, а на лакшери курорте, и от цивилизации их отделяет лишь лифт от пляжа в отель, Эбигейл пытается ее убить. Другие не должны знать о том, что все они «спасены». Ведь тогда Эбигейл перестанет быть их лидером.

А ведь никто не мешает Эбигейл построить здоровые отношения с партнерами по спасению и в будущем работать с ними уже не уборщицей туалетов. Но у нее нет такого сценария в голове, поэтому выход один – держать всех в тюрьме и быть в этой тюрьме надзирателем.

Как муж, саботирующий успехи жены в страхе потерять власть и контроль.

Как гиперопекающая мать, которая делает все, чтобы дети продолжали в ней нуждаться. Как начальник, у которого все идиоты, а он – герой, и все тянет на себя. Эбигейл – карикатура на вех нас, кто боится потерять власть, контроль и признание и готов платить за это высокую цену, лишая и себя, и окружающих классной, легкой и обеспеченной жизни.

Ну а мой безусловный фаворит – это сцена с грязными парусами.

Очередная богатая дама не знает, до чего докопаться. Яхта шикарная! Сервис – выше всех похвал. Но мы, детки общества потребления, привыкли хотеть больше. И требовать, требовать, требовать себе еще и еще.

Ведь за такие деньги она имеет право любоваться чистыми парусами.
Ведь за такие деньги она имеет право любоваться чистыми парусами.

Дама обращается сначала к менеджеру, потом напрямую к капитану с жалобой: на такой прекрасной яхте, где все хорошо, грязные паруса! Это же так неприятно: загорать на верхней палубе, любоваться голубым небом, а тут эти плохо постиранные паруса. Не может ли экипаж снять паруса и постирать их. Ведь за такие деньги она имеет право любоваться чистыми парусами.

Менеджер обещает ей, что все уладит. Но капитан принял на грудь, поэтому отвечает честно: просьбу мадам выполнить невозможно, потому что яхта моторная. Нет у них никаких парусов и никогда не было!

Все замерли – не понятно, что делать. Не может же дама признать, что ее претензия высосана из желания приподнять свою значимость. Выход только один: даме обещают, что паруса будут выстираны!

Такая коллекция кривых зеркал – этот «Треугольник печали». Каждый герой этого фильма — это стратегия, доведённая до абсурда. И они тем ближе к нам, чем больше мы наблюдаем за собой в реальной жизни. Я нашла свои в нескольких героях.

Но не сомневаюсь, что найдутся те, кто скажет: а моих стратегий в этом фильме нет! Что ж, остается только позавидовать им, насколько они идеальные ;)

Если вам нравятся такие разборы, почитайте эти статьи:

Фильм «Друзья на свою голову» - о том, как самые близкие люди реагируют на успех своей подруги. Какие демоны в них просыпаются. Как успех близкого человека может разрушить дружбу и не только.

Фильм «Меню» (2022) – о том, как стремление к идеалу убивает вкус (и людей по пути).

Фильм «Air: Большой прыжок» – о том, как был заключен легендарный контракт Nike с Майклом Джорданом. И один полезный урок для всех.

Если вам удобнее читать в Telegram, я публикую рецензии на книги, фильмы, сериалы в своем канале
«Мастерская достижения целей».