Найти в Дзене
OVERCLOCKERS.RU

Что такое водопроницаемый асфальт и почему на некоторых европейских дорогах нет дренажных каналов

Оглавление

Гуляя по улицам некоторых японских и английских городов или проезжая по загородным трассам, обыватель может испытать легкое недоумение. Дорога абсолютно гладкая, нет ни канав, ни дренажных люков. Но куда же девается дождевая вода? Секрет кроется в продуманной инженерии, превращающей саму дорогу в водоуловителя.

Иллюзия цельного покрытия

На первый взгляд английское и японское дорожное покрытие кажется абсолютно стандартным. Гладкий, прочный асфальт, никаких видимых разрезов, щелей или выступающих желобов. Ничто не нарушает его монолитную поверхность. Кажется, что дождевым потокам просто некуда деться, кроме как растекаться по обочинам.

-2

Что под поверхностью?

Разгадка прячется буквально под колесами. Поверх привычного дорожного основания укладывается не обычный плотный асфальтобетон, а его особая разновидность, которая получила название водопроницаемый асфальт. Этот материал обладает пористой структурой. Связующим веществом является битум, который скрепляет каменный наполнитель таким образом, что между частицами остаются микроскопические, но многочисленные пустоты. Они образуют сеть каналов, пронизывающих всю толщу покрытия.

-3

Невидимый каркас

Но пористости асфальта недостаточно для решения задачи в масштабах города. Ключевым элементом системы являются мощные стальные перфорированные пластины, скрытые под слоем этого «дырявого» асфальта. Уложенные с уклоном, они образуют невидимый каркас. Эти пластины выполняют двойную функцию: во первых, они воспринимают нагрузку от проезжающего транспорта, защищая подстилающие слои грунта от разрушения; во вторых, их многочисленные отверстия служат точками входа для воды, просочившейся сквозь верхний пористый слой.

-4

Вода, проникнув сквозь водопроницаемый асфальт, попадает на перфорированные пластины. Благодаря заданному уклону пластин, она не застаивается, а начинает двигаться по этим скрытым металлическим руслам. Они направляют собранную влагу прямиком к устьям подземных дренажных каналов, встроенных в городскую инфраструктуру или ландшафт. Таким образом, вся система работает как гигантская невидимая воронка: вода впитывается покрытием, собирается стальными пластинами и отводится под землю, минуя поверхность.

-5

Преимущества невидимого дренажа

Причины того почему Япония выбрала этот, казалось бы, более сложный путь глубоко прагматичны и эстетичны одновременно. Во-первых, отсутствие открытых канав и решеток исключает риск падения пешеходов или велосипедистов, повреждения колес автомобилей. Дорога становится абсолютно ровной и предсказуемой. Во-вторых, улицы и трассы выглядят чище, визуально менее загроможденными. Архитектурный облик не нарушается инженерными сооружениями. В-третьих, система справляется с большими объемами воды благодаря быстрому впитыванию через всю поверхность дороги, а не только через решетки, которые могут засоряться. Часть воды, просачиваясь глубже, может естественным образом пополнять грунтовые воды, снижая нагрузку на ливневую канализацию и минимизируя резкие сбросы в водоемы.

Вывод

Важно понимать, что водопроницаемый асфальт — это не просто асфальт с дырками. Это высокотехнологичный композит. Его пористость тщательно рассчитывается, чтобы обеспечивать достаточную скорость проникновения воды, но при этом сохранять необходимую прочность, устойчивость к истиранию и деформациям под нагрузкой и воздействием погоды. Специальные добавки в битуме и тщательный подбор фракции щебня позволяют ему годами выполнять свою двойную роль: быть надежной дорогой и эффективным водосборником. При этом такое покрытие не подойдет для регионов с низкими температурами, поскольку замерзшая вода расширяется, повреждает и быстро крошит водопроницаемый асфальт. Так что в наших регионах применяется обычный асфальт, причем не всегда лучшего качества, который тоже достаточно быстро разбивается и плывет при высоких температурах. Поэтому часто приходится ездить по выбоинам или чинить локальные местные повреждения самостоятельно, используя щебень или холодный асфальт, как временную меру, пока не начнут полную замену асфальтного покрытия. Но тут все упирается в деньги региона, которых всегда не хватает. Впрочем, это уже совсем другая история. Если вам понравился данный разбор, приглашаю подписаться на мой Telegram канал TechnoReview, там я публикую новинки от Xiaomi и много всего интересного.

Реклама. ООО «Яндекс Маркет», ИНН 9704254424