Найти в Дзене
Крошка Ирэн

Гога, он же Гоша. Почему он не был ни простым слесарем, ни абьюзером

Один из самых противоречивых мужских персонажей советских фильмов. Прошло уже почти 50 лет с момента выхода фильма "Москва слезам не верит", но страсти по нему не утихают. В первую очередь по главной паре, Катерине и Гоше. Каждый из нас видит в них что-то свое. Люди-ровесники Гоши и Катерины, люди, которым они годятся в родители, люди, которым они годятся в бабушки-дедушки. Собственно, это и есть искусство, которое цепляет нас через десятилетия, нелинейное и многослойное, при всей кажущейся простоте. Даже здесь в ленте периодически всплывают чьи-то размышления об этом фильме и его героях. В психологии есть такая установка, на ней основан хрестоматийный ассоциативный тест Роршаха - все события нейтральны, оценку им придает наше восприятие. У каждого из нас свой собственный жизненный и социальный опыт - детский и взрослый, каждый из нас видит что-то свое и глядя на историю Катерины в том числе Люди из рабочей среды - свое, люди - завоевавшие или нет Москву - свое, люди из среды НИИ-шной
Оглавление

Один из самых противоречивых мужских персонажей советских фильмов.

Прошло уже почти 50 лет с момента выхода фильма "Москва слезам не верит", но страсти по нему не утихают. В первую очередь по главной паре, Катерине и Гоше.

Каждый из нас видит в них что-то свое. Люди-ровесники Гоши и Катерины, люди, которым они годятся в родители, люди, которым они годятся в бабушки-дедушки.

Собственно, это и есть искусство, которое цепляет нас через десятилетия, нелинейное и многослойное, при всей кажущейся простоте.

Даже здесь в ленте периодически всплывают чьи-то размышления об этом фильме и его героях.

В психологии есть такая установка, на ней основан хрестоматийный ассоциативный тест Роршаха - все события нейтральны, оценку им придает наше восприятие.

У каждого из нас свой собственный жизненный и социальный опыт - детский и взрослый, каждый из нас видит что-то свое и глядя на историю Катерины в том числе

Люди из рабочей среды - свое, люди - завоевавшие или нет Москву - свое, люди из среды НИИ-шной интеллигенции - свое. Социо-культурный базис (еще немного поумничаю) дает о себе знать.

Давайте попробуем посмотреть на социальное положение и историю Гоши свежим взглядом.

Почему этот "слесарь" Гоша - липовый.

-2

Что является главным индикатором социального происхождения и социального положения человека? Его речь.

При всем уважении к рабочим профессиям, невозможно представить, чтобы обычный слесарь не просто смог составить фразу "Для нее мой социальный статус выше, чем мой личный статус", явно понимая смысл каждого слова, но и просто уверенно произнести ее в обычном разговоре.

Такой слесарь-философ мог быть только в случае, если слесарем пришлось бы работать диссиденту или артисту андерграунда, как, например Виктор Цой - кочегаром. Но вот незадача - слесарь Гоша работал в НИИ.

-3

"Переведи!". Реакция настоящего простого работяги Николая в данном случае поистине бесценна. Вот он был именно "слесарь" с ожидаемым кругозором и ментальностью (что не мешало ему быть хорошим человеком и верным другом, разумеется).

Как и не смог бы простой слесарь так уверенно носить деловой костюм, в котором Гоша появляется в финале фильма, кстати, очень неплохой костюм, судя по пошиву и посадке.

Вы можете себе представить простого слесаря, изъясняющегося языком университетского гуманитария и так привычно-небрежно носящего хорошие костюмы? Я - нет, даже если бы Гошу играл не Баталов.

Так же как и уверенно-привычно ведет себя Гоша за столом, на который ставится не кастрюля с супом, как это зачастую принято в обычных семьях, а супница, а у суповой тарелки есть подстановочная, чтобы на нее, а не на скатерть полодить лаврушку и горошки перца.
Так же как и уверенно-привычно ведет себя Гоша за столом, на который ставится не кастрюля с супом, как это зачастую принято в обычных семьях, а супница, а у суповой тарелки есть подстановочная, чтобы на нее, а не на скатерть полодить лаврушку и горошки перца.
-5

Мы все видим вокруг как одеваются простые люди, которые в целом предпочитают кежуал. И как они разговаривают, имею в виду лексический набор и построение фразы. Даже сегодня.

Я вообще не могу представить, чтобы у слесаря в принципе был такой хороший костюм, он ему просто за ненадобностью. Ходить некуда. При всем уважении к людям рабочих профессией. А если и есть - то совсем другие.

-6

Советские фильмы создавались очень тщательно, оплошностей там быть не могло. Если был бы нужен мешковатый плохо сидящий костюм, который носят обычные люди, условный Афоня или Савва Игнатьевич, да тот же Николай, то такой костюм нашли бы, а артист Баталов смог его преподнести нужным образом. Сыграл же он простого водителя в "Деле Румянцева".

Не прост был Гоша, не прост. Не зря сразу выпрямили спинку все участники сцены, не зря вздыхали по нему советские зрительницы.

Как и не было бы у простого слесаря друзей академиков и докторов наук, с которым он и они с ним общались на равных. И даже с явным уважением.

При всем декларируемом в СССР социальном равноправии как-то не верю в дружбу на равных между "акадэмиком" и слесарем.

Ну не верю. Сходить в народ академик мог и поболтать с простым работягой мог, но чтобы вместе на шашлыки? Тем более, в начале 80-х.

-7
-8

"Мне с вами ужасно интересно" - говорит та же Александра, дочь Катерины, девушка из образованной, теперь уже московской семьи, учащаяся в какой-нибудь спец или просто хорошей школе, явно не страдающая от культурного голода.

"Здесь только Георгий Иванович" - практически благоговейным полушепотом говорят старушки, сожительствующие с ним в коммунальной квартире.

И даже академики и доктора наук явно говорят с Гошей и о Гоше с нескрываемым уважением.

Так почему же Гоша говорит о себе сам, и его друзья о нем - "слесарь"?

Думаю, что это было просто шутливое дружеское прозвище.

Скорее всего, Гоша был сторонником горизонтальной карьеры, то есть стремился развиваться внутри своей профессии, а не занимать должности.

"Не все хотят быть начальниками" - объяснял он Александре. И это действительно так. И не все могут, добавлю, по своим психо-эмоциональным качествам.

-9

А был он скорее всего хорошим и не рядовым инженером, который работал в том же НИИ, что и академики, но с упором на практическую, а не теоретическую науку.

У меня есть один знакомый, топ в крупной компании, который иногда в шутку называет себя погонщиком верблюдов, это же не означает, что он является таковым в прямом смысле, это несколько художественное описание его работы.

Почему Гоша представился Катерине как слесарь?

А почему современные успешные мужчины изо всех сил пытаются шифроваться при знакомстве с женщинами?

Да и кстати сказать, при знакомстве оба выглядели довольно затрапезно.

Почему Гоша ехал на электричке?

А почему директор Катерина ехала на электричке?

-10

Вы не получите ни метра. Почему Гоша жил в коммуналке?

По обычной советской социальной норме - оставить все бывшей жене и уйти в пустоту. Либо разменять большую квартиру на меньшую для жены и детей и комнату в коммуналке для мужа.

Такое то ли благородство, то ли позерство, но так был принято. Что могут подтвердить и связки еще не разобранных книг в комнате Гоши в коммуналке, и комментаторы в возрасте, заставшие еще СССР.

Почему у него нет квартиры? Потому что он недавно развелся.

Но некоторым дамам Гоша представляется чуть ли не бомжом и алкоголиком.

Люди транслируют собственные страхи, ожидания, представления, иногда очень неожиданные для рассказанной в фильме истории.

-11

По этой же причине кому-то кажется, что придя к Катерине первый раз, Гоша хозяйски осматривает квартиру с целью переехать. А мне кажется, что он осматривает ее с простым естественным любопытством, которое бывает у каждого из нас, когда впервые оказываешься в доме интересного тебе человека.

Почему Гоша не абьюзер?

Часто можно увидеть такую версию событий, хотя на самом деле во многих женщинах, а именно они обычно дают такую интерпретацию, говорит просто вековой страх - быть битой и униженной, непредсказуемости пьяного мужа.

-12

Гоша ушел не потому, что хотел подрессировать Катерину, как сегодня любят делать пикаперы-недоучки, а потому что у него случился личный экзистенциональный кризис, когда он узнал что Катерина стоит по карьерной лестнице выше его. Почему-то кажется, что его первая жена была именно в такой ситуации.

Кризис он стал преодолевать известным методом, за которым его и застал Николай, а не потому что он алкоголик. А что еще Гоша мог сделать? Уйти в паломничество? Психотерапевтов тогда не было.

Встретились два взрослых травмированных человека, оба наврали друг другу о себе при встрече. Обоим нужно было это переварить, пережить, переосмыслить.

Катерина, кстати, наврала во второй раз уже, вспоминая Рудольфа/Родиона.

-13

Переварил, хоть и с помощью Николая, взял себя в руки. надел костюм и вернулся при параде, очень напоминая жениха.

Фраза "все и всегда я буду решать сам, на том основании, что я мужчина"? Это абьюз?

Далее воображение некоторых комментаторов почему-то дорисовывает удар кулаком по столу и сакраментально "молчи, женщина".

А может Гоша просто отстаивал свои границы? У мужчин они тоже могут быть. Собственно началось с того, что Катерина начала разговаривать с ним как начальник "Будь добр, без моего разрешения ничего не предпринимать"! Почему-то этот момент как-то ускользает от внимания комментаторов.

Нет дорогая, мне твое разрешение на мои же действия не нужно, я не твой подчиненный, а начальник ты на работе.

Почему так происходит? Это говорит наше подсознание - жизненный и социальный опыт, если не собственный, то окружения. Хотя совершенно не видно предпосылок, что Гоша будет себя вести именно так, как и ломать Катерину, или мешать ей делать карьеру.

А может Катерине уже до чертиков надоело принимать самой решения? Она это делала всю свою жизнь. Может, ей уже хочется на кого-то это все спихнуть и быть котиком с лапками, хотя бы дома?

В конце концов, взрослые интеллигентные люди обычно могут разделять социальные роли - руководителя на работе и мужа/жены дома, таких примеров - миллион.

Гоша - конечно же не сказочный принц, хотя в фильме его и пытались подать как хэппи-энд и заслуженное счастье, но вполне себе нормальный человек.

-14

Еще интересное:

Я сделала свой бизнес сама! Почему это всегда неправда.
Крошка Ирэн6 октября 2020

Сохраняйте канал во вкладке "Подписки", нажмите на значок колокольчика рядом с кнопкой "Вы подписаны" и вам не придется искать новые статьи в общей ленте, они придут к вам сами!

Теперь у канала есть также раздел Рremium, где можно увидеть еще больше интересного из мира моды и модного закулисья без рекламы, ограничений и спама.

Канал в telegram и boosty, там тоже много интересного.