Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Первый и Второй Храмы в Иерусалиме: от строительства до уничтожения

Оглавление

Более тысячи лет Иерусалимский храм служил главным культовым сооружением еврейского народа. Неоднократно он подвергался разграблениям и разрушениям. Святыня находилась на Храмовой горе в Иерусалиме. Сегодня на этом месте расположена мусульманская мечеть Купол Скалы, а от самого храма осталась одна-единственная стена, известная как Стена Плача.

Функции и устройство Храма

Главное предназначение Храма было в том, чтобы служить местом пребывания Шехины (присутствие Бога в физическом аспекте). Храм был местом поклонения Богу, в нем проводили официальные церемонии и жертвоприношения. Также в нем каждый, даже нееврей, мог приблизиться к Творцу, принести искупительную или благодарственную жертву.

Мечеть Купол Скалы на месте Иерусалимского храма
Мечеть Купол Скалы на месте Иерусалимского храма

Помимо этого, Храм служил местом собрания израильского народа. Обязательным считалось его посещение трижды в год, на главные иудейские праздники: Песах, Шавуот, Суккот. Здесь же хранились главные святыни евреев (Ковчег Завета, свитки Торы) и храмовая казна. А еще в нем заседал Синедрион – Высший Суд.

Все Иерусалимские храмы (их было, в общей сложности, три, а не два, но об этом позже) имели четко регламентированное устройство. Главной и самой сакральной частью здания считалась Святая святых – место, где хранился Ковчег Завета. Входить в Святую святых мог только первосвященник для совершения обряда воскурения фимиама.

Попасть в Святую святых можно было через святилище – небольшое отделение, где проходила храмовая служба. Здесь находился подсвечник Менора, Жертвенник воскурения и Стол хлебов предложения. Также в Храме имелся притвор, или вестибюль, отделявший святое от мирского. Вокруг здания шла ограда, определявшая границы храмовой территории. На территории помещался Жертвенник всесожжения и умывальник.

Храмовая гора
Храмовая гора

Служить в храме имели право лишь первосвященники, потомки Аарона (старшего брата и сподвижника Моисея). А левиты исполняли обязанности привратников, певчих, хранителей храмовой казны и помощников первосвященника.

Первый Храм

Когда евреи освободились от египетского рабства, то местом отправления культа сделали Скинию собрания. Это был такой «походный», переносной храм, который после завоевания Ханаана неоднократно перевозили с места на место. Некоторое время главной скинией служила Скиния в Силоме, где хранился Ковчег Завета. Для нее даже соорудили каменные стены. Но затем Скиния в Силоме была разрушена филистимлянами вместе с городом.

Полноценный Первый Храм появился благодаря царю Соломону. Строительство постоянного святилища должно было стать символом объединения Израильского царства и проявлением единства еврейского народа.

Скиния собрания
Скиния собрания

Началось с того, что царь Давид (отец Соломона) завоевал Иерусалим, куда и перенес Ковчег Завета. С этого момента Иерусалим стал считаться святым городом у иудеев, центром религиозной жизни и к тому же царской резиденцией. За годы правления Давид произвел подготовительные работы к строительству храма, которому предназначалось стать главным религиозным сооружением для всех иудеев. Разработанный им план Давид передал Соломону, который приступил к строительству в 957 году до н. э.

Работы продолжались семь лет. В 950 году до н. э. Храм был готов. Открытие сопровождалось большим праздником, длившимся две недели. В новое сооружение торжественно перенесли Ковчег Завета, а Соломон вознес публичную молитву. Неподалеку от Храма царь построил свой летний дворец и дворец для своей жены. Отделка храмового комплекса продлилась еще несколько лет.

Здание получилось большим и роскошным. Оно стало центром поклонения Богу, хотя, помимо Иерусалимского храма были и другие, местные святилища (бамот). Храм просуществовал около 400 лет, но в 586 году до н. э. вавилоняне во главе с Навуходоносором захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона. Был утерян и Ковчег Завета.

Второй Храм

После Первого было построено еще два Иерусалимских храма, но оба назывались Вторыми.

В 538 году до н. э. персидский царь Кир Великий завоевал Вавилонию и дал разрешение евреям восстановить разрушенный Навуходоносором Храм. Восстановительными работами руководил Зоровавель – потомок царя Давида. Территорию очистили от обломков и пепла, возвели новый Жертвенник всесожжения. Строительство самого комплекса завершилось в 516 году до н. э.

Царь Ирод
Царь Ирод

Но и Второй Храм неоднократно подвергался испытаниям. Например, при завоевании Иерусалима Иродом были разрушены некоторые колонны здания. В первые годы правления Ирода оно постепенно ветшало и перестало гармонировать с роскошными зданиями, настроенными царем в столице. Поэтому Ирод решил отреставрировать Храм. У него были на то и личные причины: он надеялся, что этим завоюет расположение народа, который его недолюбливал.

К делу Ирод подошел с размахом. Он тщательно заготовил все необходимые материалы, нанял и обучил тысячи рабочих, к тому же позаботился, чтобы на время ремонтных работ службы не прекращались. Восстановление продолжалось долгие годы, в том числе и после смерти Ирода, и окончательно завершилось лишь в 60-х годах н. э.

Макет-реконструкция Второго Храма
Макет-реконструкция Второго Храма

Новое здание получило черты греко-римской архитектуры, но в то же время соответствовало традиционному устройству. Храм ярко сверкал на солнце, благодаря золотым пластинам на его стенах, его украшали тройные колоннады в эллинистическом стиле. По сути, это было совсем иное здание, нежели построенное Зоровавелем, но называли его по-прежнему Второй Храм.

Но не долго народ радовался новой святыне. Уже в 70 году н. э. Храм Ирода тоже был разрушен в ходе Первой Иудейской войны. Примечательно, что это произошло девятого ава (по еврейскому календарю) – в тот же день, когда вавилонянами был разрушен Храм Соломона. Подожженное римлянами здание пылало десять дней, выгорел и почти весь Иерусалим, а сто тысяч жителей были взяты в плен. Больше Храм не восстанавливался.

Стена Плача
Стена Плача

Девятое ава – дата падения Первого и Второго Храмов – считается национальным днем траура еврейского народа. И не только потому, что их святыня была разрушения. После уничтожения Второго Храма началось рассеяние евреев по миру. Не зря единственный уцелевший фрагмент Второго Храма – Стена Плача – называется так: здесь израильский народ оплакивает не только падение святилища, но и начало своих скитаний, продлившихся почти две тысячи лет.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: