Нам, современным людям, легко относиться к смерти как к биологическому завершению жизни, но для наших предков, особенно в дохристианской Руси, смерть — это было не окончание, а начало другого пути. Или, хуже того, начало новых бед, потому что умереть — ещё не значит перестать тревожить живых. Особенно, если речь шла о тех, кого хоронили с опаской: «заложных покойниках», князьях, колдунах, утопленниках...
Этот мир был переплетён с миром иным гораздо плотнее, чем мы привыкли думать. Сегодня узнаем об этом подробнее.
Кто такие «заложные покойники» и почему их боялись?
В славянской традиции «заложные» покойники — это те, чья смерть нарушила естественный порядок. Люди верили, что такие мертвецы не успокоятся и вернутся не с добром.
Кто попадал в этот список?
- Самоубийцы.
Жизнь, по верованиям, дар Бога (или богов). Забрав её у себя, человек вырывался из установленного порядка, и его душа становилась беспокойной. - Утопленники.
Вода считалась опасной средой: души «водяных» мертвецов будто застревали между мирами. - Колдуны и проклятые.
Люди, обладающие сверхъестественной силой или отвергнутые общиной, были особенно страшны даже после смерти. - Умершие без покаяния.
Часто это жертвы насилия, погибшие в драках, запойные пьяницы или просто те, кто умер внезапно и без прощания.
Как их хоронили?
Словом, странно. однако по-своему логично. Например:
- Лицом вниз.
Чтобы покойник не мог «выглянуть» из могилы и найти дорогу назад. - Кол в грудь.
Особенно в случае с колдунами, чтобы «приковать» душу к телу. - За пределами кладбища.
Часто на перекрёстках дорог, чтобы дух заблудился. - Камни на груди.
Чтобы не встал. Буквально.
Археология не врёт: в Польше, Украине и даже в Новгороде находили захоронения с подобными признаками.
Значит, это были не просто легенды, а укоренившаяся практика.
Князья и смерть: ритуалы власти
Древнерусских князей хоронили не как обычных смертных. И дело не только в статусе, считалось, что смерть правителя — это вызов обществу, испытание веры и силы государства.
До христианства практиковалась(до X века):
- Кремация.
Князя могли сжечь вместе с его вещами, конём, оружием и даже рабыней. Знаменитый Ибн Фадлан описывает такой обряд в деталях. - Курганы.
Огромные насыпи, как Черная могила в Чернигове, хранили пепел, но и являлись символами силы. - Тризна.
Пир, соревнования, жертвы — всё, чтобы провести ушедшего «со славой».
После крещения Руси:
- Саркофаги.
Каменные гробницы в храмах (например, Софийский собор в Киеве) становятся стандартом для княжеской элиты. - Канонизация.
Князья превращаются в святых. Борис и Глеб — первые, кто приняли смерть от руки брата, не оказав сопротивления. - Подземные усыпальницы.
Киево-Печерская лавра особое место: князья хоронились в нишах стен, как бы оставаясь частью крепости.
Особый случай — Олег Вещий. По летописям, умер от укуса змеи, и был похоронен сидя на троне внутри крепости. Настоящая легенда, которую до сих пор не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть.
Тайны могил: мифы, археология и догадки
- Святослав Игоревич. Печенеги, по летописи, сделали из его черепа чашу, как символ победы и уважения. Возможно, это был древний способ «передать силу» павшего воина.
- Ярослав Мудрый. Его останки пропали в XX веке. Есть версия, что они были вывезены за границу. Утрата такого масштаба — всегда удар по памяти.
Страх перед живыми мертвецами
Почему славяне вообще боялись «живых» мертвецов? Неужели верили, что трупы встают из могил? Да, но не буквально. Просто смерть в те времена — это не тишина, а непредсказуемость.
Например:
- Раздувание тел. Газообразование после смерти воспринималось как признак оживления.
- Страх мести. Кто умер внезапно или с обидой, мог «вернуться». Это был не хоррор, а форма коллективной вины.
В румынском фольклоре, кстати, до сих пор живы легенды о стригоях — это почти полные аналоги славянских «заложников».
Отражение духа времени
Если княжеские похороны — это демонстрация вечной власти, то истории о «заложных» — это страх перед нарушением нормы.
Обе практики говорят об одном: покой — это не просто отсутствие жизни, это социальное и духовное равновесие.
Нарушь порядок, и тебя запомнят, как опасность. Соблюдай ритуал и, может быть, память о тебе станет святыней.
Смерть как зеркало общества
Погребальные практики древних славян — это не просто антропология, а настоящая хроника страхов, веры и надежд. Через обряды умерших мы понимаем живых: кем они были, чего боялись, кого почитали?
Да, мы больше не забиваем кол в грудь утопленнику, но разве мы не хороним сегодня людей «с оглядкой», не верим в «плохую смерть» и «дурную карму»?Значит, живы ещё корни!
А как вы думаете:
- Почему фольклор о мертвецах пережил века?
- Есть ли в наших традициях отголоски древних страхов?
- Можно ли узнать о человеке больше, изучив его погребение, а не биографию?
Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.