Найти в Дзене
Заметки историка

Душа не застряла — значит, всё сделали правильно: как провожали в мир иной на Руси

Оглавление

Рад всех приветствовать на своём канале, друзья!

Смерть — вещь, казалось бы, не слишком удобная для разговоров, но в том-то и дело, что именно отношение к ней всегда многое говорило о народе, о его страхах, вере и взгляде на жизнь.

Сегодня мы заглянем в самое начало: как на Руси хоронили первых горожан, что вкладывали в погребальные ритуалы, чего боялись и чему при этом молились.
История смерти, как ни странно, оказывается историей жизни.

источник: tgstat
источник: tgstat

Жить, чтобы умереть: отношение к смерти в древней Руси

Для языческой Руси смерть — это не конец, а переход в «Навь», мир предков. Люди верили: умерший остаётся рядом, наблюдает, помогает или, наоборот, мстит, если его не почтить как следует. Потому умерших провожали с пирами, песнями, танцами, подчас даже с драками.
Так проходила тризна — не просто поминки, а способ обеспечить душе достойный путь.

Но далеко не всех хоронили одинаково. Те, кто умер «не своей смертью», от болезни, несчастного случая или, что ещё хуже, наложив на себя руки, считались «нечистыми». Их хоронили отдельно, без пышных ритуалов, иногда лицом вниз, чтобы не поднялись. Рядом могли посадить чертополох или крапиву, в народе считалось, что такие растения отпугивают упырей.

С крещением Руси в 988 году многое изменилось.
Теперь смерть стала временным сном, а тело следовало хоронить лицом на восток — туда, откуда по вере должен прийти Христос в день Страшного суда. Но народ не спешил отказываться от старого.

Находки археологов показывают: ещё в XI–XII веках в могилах крещёных лежат языческие амулеты и монеты «на перевоз».

источник: pl.pinterest
источник: pl.pinterest

От костра к колоде: как хоронили в древности

До прихода христианства главенствовал обряд сожжения.
У знати он был особенно торжественный: тело сжигали на ладье или костре, пепел собирали в горшок и закапывали в кургане.

Такие погребения находят до сих пор, особенно в Гнёздово под Смоленском. Вместе с прахом клали оружие, украшения, коня — всё, что может понадобиться в ином мире.

Простолюдины чаще хоронились в земле.
Тело клали в позе эмбриона — символ нового рождения. В могилу клали еду, нож, иногда деревянную лошадку или бусы.

Удивительно, но даже детям оставляли игрушки: в Новгороде найдена могила ребёнка с вырезанной из дерева лошадкой (XII век).

С X века распространилось трупоположение в гробах.

Сначала в выдолбленных колодах, позже в дощатых. У богатых с резьбой, у бедных, конечно, попроще.

Уже в XII веке появляются кресты на могилах и первые каменные надгробия — обычно у духовенства и знати, а вот крестьяне по-прежнему хоронили по обычаю предков: с едой, с монетой, с обрядом прощания на рассвете.

источник: rawpixel
источник: rawpixel
Интересно, что до XIV века массовых кладбищ не существовало и покойников хоронили на погостах, за деревнями, у холмов или даже рядом с домом. Слово «погост» произошло от слова «гость», так называли умерших. Считалось, что они лишь заглянули в этот мир и ушли в другой.

Прах и страх: чего боялись, когда хоронили

Страх перед мертвецами был живой и постоянный.
Считалось, что покойник может вернуться, если обряд провести неправильно. Особенно этого боялись в случае заложных покойников: утопленников, самоубийц, погибших без вести. Их хоронили отдельно, наспех, часто лицом вниз или с камнем на груди.
Это было защитой от того, что теперь называют зомби.

Даже спустя столетия после Крещения Руси такие страхи сохранялись.
В могилу клали не только обереги, но и острые предметы — ножи, иглы, чтобы мертвец «не встал». Иногда забивали кол в грудь, как в истории с упырями. Церковь боролась с такими суевериями, но без особого успеха: народ больше верил бабушке, чем священнику.

Молитва и память

Христианские обряды меняли внешний облик похорон, но суть сохранялась: был отпевальный канон, свечи, постель под тело, распятие в руки.
И, вместе с этим, кашка в глиняном горшке, сороковины, плачи, завывания. Родных звали на «проводы», а на девятый день угощали «душу». Покойного долго вспоминали, берегли его вещи, рассказывали истории о нём детям.

В позднем Средневековье традиции всё больше унифицировались.
Курганы исчезли, появились общие кладбища. Надписи на камне сменили тризны. Но даже тогда в глухих деревнях продолжали ночью шептать у печки о том, как правильно отпустить душу, чтобы она не застряла между мирами.

источник: kulturologia
источник: kulturologia

Мёртвые жили среди живых

Покойники были частью жизни, их не вычёркивали и не прятали. Дом мог хранить память о деде в иконе, в лавке у изголовья, в шерстяной накидке на двери. Умершие возвращались во снах, их советов спрашивали, на них надеялись. Страх перед смертью не мешал уважению.

Потому и ритуалы были такими подробными — не из суеверия, а из веры, чтобы мёртвый не стал врагом, его нужно было сделать союзником.
Это была не только традиция, но и стратегия выживания.

источник: oldbookmark.blogspot
источник: oldbookmark.blogspot

И в завершение

Русская смерть — не «конец», а начало и, в целом, весьма важная часть культурной памяти. Мы хоронили своих не наспех, а с заботой, и в этой заботе было всё: страх, вера, любовь и уважение к жизни, которая продолжается, даже если на первый взгляд кажется, что уже всё.

  • А как вы думаете, что в современных ритуалах осталось от той глубины?
  • Или мы уже слишком торопимся даже в таком деле, как прощание с жизнью?
Заметки историка | Дзен