Министерство обороны России заявило об освобождении Часова Яра на территории Донецкой народной республики.
Бои за этот город шли более года. Часов Яр, находящийся к западу от Бахмута, оказался одним из наиболее мощных укрепрайонов ВСУ на Донбассе. Из-за особенностей рельефа и местной застройки подступиться и тем более взять его было очень сложно. Тем не менее, благодаря героическим усилиям российских войск, наконец, удалось освободить и этот город. При этом, как сообщило Минобороны РФ, в Часов Яре была уничтожена самая крупная группировка ВСУ за всю историю спецоперации.
Также, по сообщению военного ведомства, в ходе освобождения города было зачищено более 4200 зданий. Из Часова Яра удалось вывести 65 мирных жителей. В плен попали около 50 военнослужащих ВСУ. Противник потерял более 30 гаубиц и 70 расчетов БПЛА. В освобождении Часова Яра принимали участие многие воинские подразделения, но непосредственно городскую территории зачищали от врага подразделения десантников из Иваново, Костромы и Ярославля.
Необходимо напомнить, на северном фланге Часова Яра ведут освобождение Донбасса бойцы добровольческой бригады «Святой Георгий» под командованием депутат Государственного Совета Республики Татарстан Эдуарда Шарафиева.
Мы попросили его прокомментировать освобождение Часова Яра, а также прояснить текущую обстановку на линии боевого соприкосновения.
— Насколько значимым является освобождение Часова Яра?
— Освобождение Часова Яра, несомненно, большое достижение оперативного уровня. Этот город был мощным укрепрайоном противника, насыщенный личным составом, к тому же расположенный на высотах. По этой причине борьба за Часов Яр оказалось долгой и ожесточенной.
Я помню по прошлому году, как сложно было продвигаться в сторону Часова Яра из-за жесткого противодействия противника. Мы были тогда в районе села Богдановка, это на подступах к этому городу. Шли очень медленно, можно сказать ползли. Тем не менее, поэтапно поставленная боевая задача была выполнена.
— Считается, что освобождение Часова Яра открывает путь к последующему освобождению западных районов ДНР вместе с крупными городами Константиновка, Дружковка, Краматорск и Славянск.
— Я бы не торопился так заявлять. С формальной точки зрения такое утверждение верно. Но это если смотреть на карту и не обращать внимания на ситуацию на местности. Часов Яр – это, конечно, мощный укрепрайон, его взятие дает нам немалые преимущества, но это все равно не обеспечивает стратегического прорыва. Потому что ВСУ не бегут. В целом, если не считать некоторых участков ЛБС, где у нас были прорывы (в основном локального порядка), ВСУ все-таки отступают организовано. Более того, за их спиной заранее возводятся укрепления. По крайней мере, мы это видим на нашем участке. Поэтому они не бегут, а постепенно под нашим давлением оставляют позиции, отходя назад на новые подготовленные рубежи. В некоторых местах бои проходят с переменным успехом. Например, сегодня ты берешь посадку, а завтра под сильным давлением противника можешь отойти назад. И потом опять приходится бросать новые силы, чтобы отобрать у врага эти позиции.
Я вообще скажу так. Восприятие ситуации непосредственно на ЛБС и в высоких кабинетах разное. Наверху зачастую видят движение по карте – освободили Бахмут, потом Хромово, Ивановское, Богдановку, Калинино, наконец, Часов Яр. И если ты смотришь только на карту, то кажется, что процесс идет очень успешно. Но когда ты находишься здесь внизу, то градус оптимизма отнюдь не такой высокий. Внизу простой боец в ежедневном режиме выполняет тяжелую работу, и у него нет ощущения какой-то промежуточной победы, после которой принято поднимать бокалы.
К тебе приходит боевое распоряжение, в котором обозначена боевая задача – взять конкретную лесополку. Ты имеющимися силами обеспечиваешь выполнение этой задачи. Но как только ты ее выполнил, тут же прилетает новая боевая задача, которую ты обязан выполнить. И так в постоянном режиме. У тебя просто нет времени, чтобы передохнуть, а также порадоваться каким-то боевым достижениям. Потому что ты находишься в круговороте постоянного движения, где любая взятая лесополка – это короткая промежуточная точка, за которой следует дальнейшее медленное продвижение.
А продвигаться вперед очень тяжело. Противник пытается «сушить» и выбивать нашу логистику при помощи БПЛА. Мы можем продвигаться вперед, но с каждым продвижением растягиваем свои тылы, удлиняем коммуникации. И это повышает нашу уязвимость перед ударами противника. Иногда возникает ощущение, что это сознательная его тактика, чтобы нанести урон нашей логистике. Потому что именно уничтожение логистики зачастую является главным фактором успеха.
Как бы то ни было, мы, не взирая на все сложности, должны продолжать свою работу, постепенно выдавливая врага с нашей земли. Другого варианта у нас нет. Уверен, мы добьемся победы!