Фамилия Юрия Пузырёва не была на слуху у широкой публики, но его лицо знали многие, а голос был знаком почти каждому. Именно он первым исполнил такие песни, как «Надежда — мой компас земной» и «Ну почему ко мне ты равнодушна», ставшие впоследствии народными хитами.
С детства Юрий тянулся к театру, хотя в юные годы и не мечтал о сцене — слишком тяжёлым оказалось время, в которое он рос. Его подростковый возраст пришёлся на годы Великой Отечественной войны.
В 1941 году, в самом начале блокады Ленинграда, мать Юрия — Евгения Арефьевна — приняла непростое решение: отправить сына в эвакуацию, надеясь, что так у него будет больше шансов выжить. Сама осталась в осаждённом городе. Позже она вспоминала с болью: «Провожала мальчика — вернулся дядя: плечистый, с басом вместо голоса, от него махоркой пахнет…»
После войны Юрий поступил в машиностроительный техникум, но душа к технике не лежала. Понимая это, мама обратилась за помощью к своей подруге, которая работала в Большом драматическом театре, и та помогла устроить юношу работать в труппу — пусть и в массовку, где он играл малозаметные роли вроде «десятого помощника одиннадцатого лакея».
Роковой поворот произошёл, когда в Ленинград прибыла комиссия из Москвы — представители Школы-студии МХАТ искали талантливую молодёжь. Юрий попробовался — и прошёл. В 1948 году он стал студентом актёрского факультета, который успешно окончил в 1952 году, положив тем самым начало своей сценической и кинематографической карьере.
Молодой актёр с открытым, искренним взглядом и светлыми голубыми глазами быстро завоевал симпатии зрителей. Его кинодебют состоялся в фильме «Морской охотник», где он исполнил роль лейтенанта Королькова. Запоминающаяся внешность, наполненная теплом и доброжелательностью, выгодно выделяла Юрия Пузырёва среди других актёров — он вызывал доверие и располагал к себе с первых кадров.
Артист уверенно чувствовал себя как в образах современников, так и в ролях исторических персонажей. Одной из ярких его работ стала роль поручика Ромашова в драме «Поединок».
На съёмках этой картины его партнёршей стала блистательная Ирина Скобцева — признанная красавица и талантливая актриса. Во время киноэкспедиции на съёмочную площадку неожиданно приехал её муж, режиссёр Сергей Бондарчук. Он оказался свидетелем съёмки сцены поцелуя между героями Скобцевой и Пузырёва. Позже Ирина с улыбкой вспоминала, что супруг не смог сдержать лёгкой ревности к Юрию — настолько органичным и искренним получился тот экранный момент.
Пик карьеры Юрия Пузырёва пришёлся на 1960–1970-е годы — в это время он был невероятно востребован и часто снимался сразу в нескольких проектах. В год могло выходить по три-четыре картины с его участием. Он стал одним из тех характерных актёров, чьё присутствие в фильме придавало особую искренность и тепло.Наибольшую популярность ему принесли роли в таких фильмах, как «Слепой музыкант», «Исповедь», «Большие и маленькие», «Запомним этот день», «Егор Булычев и другие», «Цветы запоздалые», «Приваловские миллионы», «Контрабанда» и многих других.
Его герои — простые, душевные, часто наивные, но всегда человечные — находили отклик у зрителя. Особое место в его фильмографии занимает фильм «И снова Анискин», вышедший на экраны в 1977 году.
Картина собрала по-настоящему звёздный состав: Михаил Жаров, Татьяна Пельтцер, Лидия Смирнова, Валерий Носик, Александр Белявский — и среди них ярко выделялся Пузырёв в роли шабашника-гитариста Буровских. Именно он исполнял в фильме лиричную песню «Ну почему ко мне ты равнодушна» — и исполнял настолько проникновенно и заразительно, что вскоре эту мелодию напевала вся страна.
И всё же главным делом жизни для Юрия Пузырёва был театр — тот самый, родной, которому он отдавался без остатка. Ради роли на сцене МХАТа он без колебаний отказывался от предложений в кино, даже если это были масштабные проекты. Он не просто работал в театре — он служил искусству, вкладывая в каждую роль душу, преданность и уважение к зрителю.После его смерти коллеги вспоминали Юрия Николаевича с искренней теплотой.
Он был не только талантливым артистом, но и удивительно гостеприимным, щедрым человеком. Часто после спектаклей он приглашал к себе домой десятки товарищей по сцене. Даже в сложные 1980-е годы, когда в Москве остро ощущался дефицит продуктов, у Пузырёвых на столе всегда находилось что-то особенное: редкие деликатесы, вкуснейшие блюда, которые готовила его супруга Анна. В доме Пузырёвых царила атмосфера уюта, щедрости и доброты, а их застолья становились настоящим праздником для друзей и коллег.
На сцене МХАТа Юрий Пузырёв создал множество ярких, запоминающихся образов. Его театральная карьера была насыщенной и многогранной — он играл серьёзные драматические роли, тонко передавал психологию героев и всегда оставался органичным, искренним и живым на сцене. Пузырёв был актёром, чьё имя редко звучало на афишах крупными буквами, но чьё мастерство высоко ценили коллеги и преданные зрители.
Один трогательный момент вспоминала его вдова. Во время празднования 75-летнего юбилея МХАТа она находилась в зрительном зале. Рядом с ней сидел легендарный актёр Борис Бабочкин — исполнитель роли Чапаева, один из символов советского кино.
Когда труппа театра вышла на сцену, Бабочкин указал на Пузырёва и тихо сказал:
«Вы, скорее всего, не знаете фамилии этого актёра. Но, поверьте, это — необыкновенный артист».
Он и не подозревал, что обращается к жене Юрия Николаевича. Она ничего не ответила, просто улыбнулась, но те слова — признание от мэтра — остались с ней на всю жизнь. Это было молчаливое подтверждение того, насколько глубок и талантлив был её муж, даже если его имя не было на первых полосах.
Юрий Николаевич Пузырёв был человеком редкой внутренней цельности и достоинства. Он всегда держался особняком от закулисных интриг, склок и сплетен, которые, к сожалению, нередко сопровождают театральную среду. Для него искусство было выше личных амбиций, а работа на сцене — делом жизни, а не средством самоутверждения.
Именно поэтому раскол МХАТа в 1987 году он пережил особенно тяжело. Когда знаменитый театр разделился, а одну из образовавшихся трупп возглавила Татьяна Доронина, положение Пузырёва резко изменилось.
С каждым сезоном для него становилось всё меньше ролей, и его участие в спектаклях постепенно сходило на нет. Хотя именно он предложил в качестве нового худрука кандидатуру Татьяны Дорониной, сказав:
«Нам тоже надо выбрать кого-то ответственного. Кто будет представлять наши интересы. Может, Татьяну Васильевну? Проголосуем?»
Ходили слухи, что между Юрием Николаевичем и Татьяной Васильевной состоялся тяжёлый разговор, после которого актёр фактически оказался вне театра. Однако подробностей конфликта он никогда не раскрывал — не жаловался, не обсуждал, не выносил обиду на публику.
Считается, что Юрий Пузырёв был вынужден покинуть МХАТ имени Горького после конфликта с художественным руководителем театра — Татьяной Дорониной. Это расставание стало для него тяжёлым ударом, не только профессиональным, но и личным
Коллеги Пузырёва также вспоминали один особенно драматичный эпизод. Уже после увольнения он пришёл в театр — возможно, чтобы просто попрощаться с местом, которое стало для него вторым домом. Однако дальше служебного входа его не пустили. Сотрудники сослались на приказ руководства. Это было жестокое, молчаливое прощание со сценой, которой он отдал больше тридцати лет жизни.
В интервью для телепроекта «Чтобы помнили» его вдова Анна говорила с болью:
«Он ушёл из этой жизни с обидой. Я никогда не прощу того, что сделала Татьяна Васильевна».
В марте 1991 года актёру пришлось покинуть родной театр, а уже в мае его не стало.
Также смотрите: