Нижний Новгород развернулся над Волгой и Окой. Поэтому облик города на слиянии двух крупных рек невозможно представить без переправ. Именно мосты соединяют верхнюю часть города на Дятловых горах с нижней, становятся выразительными символами городского пространства.
Предлагаем отправиться в увлекательное путешествие по мостам Нижнего Новгорода.
Реку Оку в черте города пересекают четыре моста — Канавинский, метромост, Молитовский и Мызинский, и ещё один автомобильный — Стригинский — на Южном обходе города, и железнодорожный Сартаковский.
Через Волгу в одном и том же месте проходит несколько Борских мостов с автомобильным и железнодорожным сообщением. Эти переправы связывают Нижний Новгород с соседним городом Бором и другими городами области в этом направлении.
Канавинский мост
Это первая постоянная переправа через реку Оку в Нижнем Новгороде. До её появления, ещё в XIX веке, здесь функционировал Плашкоутный мост — временная конструкция из баржей-понтонов, покрытой деревянным настилом, созданная инженером Августином Бетанкуром.
Современный мост начали строить в 1930 году. Разработку проекта вели советские архитекторы Щусев, Помазонов и Француз и инженер Крылов. Движение на переправе открыли в 1933 году. Изначально мост назывался Пахомовским в честь народного комиссара водного транспорта СССР, потом получил название Окский, а позже стал Канавинским. Мост пережил не одну модернизацию. Так, во время реконструкции 2010 года с него убрали трамвайные пути.
Сегодня Канавинский — полноценный участник важных городских событий. Например, через него проходят маршруты забегов «Беги, герой!» и «Марафон Нижний Новгород». В вечернее время мост подсвечивается и привлекает прохожих и фотографов.
Метромост
В 2009 году в Нижнем Новгороде открылся уникальный для России метромост через Оку (его строили 10 лет, а впервые о подобном проекте заговорили ещё в 1980-х!). Это совмещённый мост: с четырёхполосной дорогой и линией метро на нижнем ярусе.
Первый поезд на станцию «Горьковская» приехал в 2012-м. Новая станция метро стала продолжением Автозаводской линии метрополитена. Оформление «Горьковской» отсылает к знаменитому нижегородскому писателю и его литературным образам. Потолок станции похож на крылья буревестника, стены отделаны мрамором, мозаикой.
Молитовский мост
Эта переправа связывает Ленинский и Советский районы города. Движение по мосту открыли в 1965 году. До сих пор это единственная переправа Нижнего Новгорода, по которой ездят трамваи.
Мызинский мост
Сегодня Мызинский мост — часть федеральной трассы Москва — Казань. Внутри города он соединяет Приокский район с Ленинским и Автозаводским. Строительство переправы началось в 1972 году по уникальному проекту архитектора Г. В. Огородникова и завершилось спустя девять лет. Мост сооружён из железобетонных элементов весом до шестидесяти тонн, собранных и склеенных эпоксидным клеем, пролёты удерживают шарниры.
Стригинский мост
Это один из мостов через Оку (выше всех прочих по течению реки) на Южном объезде города по федеральной трассе М7, соединяет Автозаводский район Нижнего Новгорода и Богородский муниципальный округ. Строительные работы велись с 1984 по 1993 год силами Мостоотряда № 1. Конструкция представляет собой разрезную балочную систему. Стригинским мост назвали из-за близости одноимённого бора, расположенного на левом берегу реки.
Сартаковский мост
Эта переправа названа по близлежащей деревни Сартаково. Идея возведения железнодорожного моста в этом месте появилась ещё в конце XIX века, однако планы реализовались позднее — сдача моста состоялась в 1961 году, а в 1962-м по нему прошёл первый поезд. Проектировала новый мост Александра Друганова. Впервые в мировой практике арки были изготовлены из сборного железобетона. При изготовлении такого материала прокладывали прочную арматуру, которую натягивали специальным устройством и укладывали бетонную смесь. Переправа стала важной частью Горьковского железнодорожного узла, связав его с направлением на Арзамас.
Борские мосты
Через Волгу в Нижнем Новгороде проходят Борские мосты. Это спаренные железнодорожный и совмещённый мосты. Железнодорожная часть моста была построена в 1932—1935 годах, а автомобильная секция добавила транспортному объекту универсальность лишь спустя десятилетия — в 1965 году. Однако пропускной способности существующей структуры оказалось недостаточно, поэтому в 2013 году началась масштабная реконструкция с возведением автомобильного дублёра, арочного моста. Завершилась эта работа в 2017 году, превратив Борские мосты в крупный многофункциональный транспортный узел, включающий два автомобильных и один железнодорожный мост.
Мосты Нижнего Новгорода — важные транспортные артерии и полноценные элементы исторического и культурного наследия города. Каждый из них хранит свою уникальную историю и отражает этапы развития инженерной мысли и градостроительства.
💬 Пишите в комментариях, какой из перечисленных мостов Нижнего Новгорода кажется вам наиболее интересным и почему?
👍🏻 Поддержите статью и не забудьте подписаться на наш Дзен-канал «Нижний 800».
Также вам понравятся другие наши материалы: