Найти в Дзене
Нижний 800

Соединяя берега: мосты Нижнего Новгорода

Оглавление

Нижний Новгород развернулся над Волгой и Окой. Поэтому облик города на слиянии двух крупных рек невозможно представить без переправ. Именно мосты соединяют верхнюю часть города на Дятловых горах с нижней, становятся выразительными символами городского пространства.

Предлагаем отправиться в увлекательное путешествие по мостам Нижнего Новгорода.

Канавинский мост в Нижнем Новгороде
Канавинский мост в Нижнем Новгороде
Реку Оку в черте города пересекают четыре моста — Канавинский, метромост, Молитовский и Мызинский, и ещё один автомобильный — Стригинский — на Южном обходе города, и железнодорожный Сартаковский.
Через Волгу в одном и том же месте проходит несколько Борских мостов с автомобильным и железнодорожным сообщением. Эти переправы связывают Нижний Новгород с соседним городом Бором и другими городами области в этом направлении.

Канавинский мост

Это первая постоянная переправа через реку Оку в Нижнем Новгороде. До её появления, ещё в XIX веке, здесь функционировал Плашкоутный мост — временная конструкция из баржей-понтонов, покрытой деревянным настилом, созданная инженером Августином Бетанкуром.

Канавинский мост. Фото: Дима Четыре
Канавинский мост. Фото: Дима Четыре

Современный мост начали строить в 1930 году. Разработку проекта вели советские архитекторы Щусев, Помазонов и Француз и инженер Крылов. Движение на переправе открыли в 1933 году. Изначально мост назывался Пахомовским в честь народного комиссара водного транспорта СССР, потом получил название Окский, а позже стал Канавинским. Мост пережил не одну модернизацию. Так, во время реконструкции 2010 года с него убрали трамвайные пути.

Сегодня Канавинский — полноценный участник важных городских событий. Например, через него проходят маршруты забегов «Беги, герой!» и «Марафон Нижний Новгород». В вечернее время мост подсвечивается и привлекает прохожих и фотографов.

Метромост

В 2009 году в Нижнем Новгороде открылся уникальный для России метромост через Оку (его строили 10 лет, а впервые о подобном проекте заговорили ещё в 1980-х!). Это совмещённый мост: с четырёхполосной дорогой и линией метро на нижнем ярусе.

Закат над метромостом в Нижнем Новгороде. Фото: Дима Четыре
Закат над метромостом в Нижнем Новгороде. Фото: Дима Четыре

Первый поезд на станцию «Горьковская» приехал в 2012-м. Новая станция метро стала продолжением Автозаводской линии метрополитена. Оформление «Горьковской» отсылает к знаменитому нижегородскому писателю и его литературным образам. Потолок станции похож на крылья буревестника, стены отделаны мрамором, мозаикой.

Молитовский мост

Молитовский мост зимой. Фото: Дима Четыре
Молитовский мост зимой. Фото: Дима Четыре

Эта переправа связывает Ленинский и Советский районы города. Движение по мосту открыли в 1965 году. До сих пор это единственная переправа Нижнего Новгорода, по которой ездят трамваи.

Мызинский мост

Мызинский мост. Фото: Дима Четыре
Мызинский мост. Фото: Дима Четыре

Сегодня Мызинский мост — часть федеральной трассы Москва — Казань. Внутри города он соединяет Приокский район с Ленинским и Автозаводским. Строительство переправы началось в 1972 году по уникальному проекту архитектора Г. В. Огородникова и завершилось спустя девять лет. Мост сооружён из железобетонных элементов весом до шестидесяти тонн, собранных и склеенных эпоксидным клеем, пролёты удерживают шарниры.

Стригинский мост

Стригинский мост. Фото: ФКУ Упрдор Москва — Нижний Новгород
Стригинский мост. Фото: ФКУ Упрдор Москва — Нижний Новгород

Это один из мостов через Оку (выше всех прочих по течению реки) на Южном объезде города по федеральной трассе М7, соединяет Автозаводский район Нижнего Новгорода и Богородский муниципальный округ. Строительные работы велись с 1984 по 1993 год силами Мостоотряда № 1. Конструкция представляет собой разрезную балочную систему. Стригинским мост назвали из-за близости одноимённого бора, расположенного на левом берегу реки.

Сартаковский мост

Сартаковский железнодорожный мост зимой
Сартаковский железнодорожный мост зимой

Эта переправа названа по близлежащей деревни Сартаково. Идея возведения железнодорожного моста в этом месте появилась ещё в конце XIX века, однако планы реализовались позднее — сдача моста состоялась в 1961 году, а в 1962-м по нему прошёл первый поезд. Проектировала новый мост Александра Друганова. Впервые в мировой практике арки были изготовлены из сборного железобетона. При изготовлении такого материала прокладывали прочную арматуру, которую натягивали специальным устройством и укладывали бетонную смесь. Переправа стала важной частью Горьковского железнодорожного узла, связав его с направлением на Арзамас.

Борские мосты

Судно на подводных крыльях «Валдай 45Р» идёт по течению Волги под Борскими мостами. Фото: Дима Четыре
Судно на подводных крыльях «Валдай 45Р» идёт по течению Волги под Борскими мостами. Фото: Дима Четыре

Через Волгу в Нижнем Новгороде проходят Борские мосты. Это спаренные железнодорожный и совмещённый мосты. Железнодорожная часть моста была построена в 1932—1935 годах, а автомобильная секция добавила транспортному объекту универсальность лишь спустя десятилетия — в 1965 году. Однако пропускной способности существующей структуры оказалось недостаточно, поэтому в 2013 году началась масштабная реконструкция с возведением автомобильного дублёра, арочного моста. Завершилась эта работа в 2017 году, превратив Борские мосты в крупный многофункциональный транспортный узел, включающий два автомобильных и один железнодорожный мост.

Мосты Нижнего Новгорода — важные транспортные артерии и полноценные элементы исторического и культурного наследия города. Каждый из них хранит свою уникальную историю и отражает этапы развития инженерной мысли и градостроительства.

💬 Пишите в комментариях, какой из перечисленных мостов Нижнего Новгорода кажется вам наиболее интересным и почему?

👍🏻 Поддержите статью и не забудьте подписаться на наш Дзен-канал «Нижний 800».

Также вам понравятся другие наши материалы:

Течёт река Волга — конца и края нет
Нижний 80021 мая 2022