90-е в Нижнем Новгороде — это не только декорации для фильма Балабанова «Жмурки». Это ещё и архитектурная школа, которая единственная в России претендует на то, чтобы занять место среди мировых архитектурных явлений этого периода.
Архитектурный феномен (или стиль) сформировался в Нижнем Новгороде именно в 1990-е годы, когда жилищное строительство переместилось в исторический центр.
Рассказываем подробно, в чём особенность этого явления и приводим примеры зданий.
У истоков архитектурной школы
В 1990-е в Нижнем затеяли архитектурную перестройку. Дело в том, что жилищное строительство переместилось в исторический центр. Для сохранения образа и структуры «старого города» запретили строить типовые панельные дома, а на первый план вышел средовой подход, при котором архитектура должна гармонировать с окружающим пространством.
В это же время выпускники действующего высшего учебного заведения — Горьковского инженерно-строительного института (ныне — ННГАСУ) стали создавать творческие мастерские, возобновился процесс индивидуального проектирования, появились частные заказчики. На смену советскому модернизму пришёл постмодернизм, или новый эклектизм. Нижегородские архитекторы ощутили творческую свободу на волне внутреннего настроения против тотальной типизации и стандартизации.
В 1992 году главным архитектором города становится Александр Харитонов. Он содействовал участию нижегородских архитекторов в ежегодных профессиональных смотрах-конкурсах и фестивалях. В городе по его инициативе стали проводиться творческие экскурсии, конференции по актуальным проблемам реконструкции исторического центра города. Местная архитектура в годы руководства Александра Евгеньевича была признана одной из лучших в России, а осуществлённые им проекты во многом сформировали облик современного города.
Особенности нижегородской архитектурной школы
Если говорить о нижегородской архитектурной школе, то это:
- средовой подход
- частичный историзм
- свобода в выборе форм
Нижний Новгород в 1990-е возвращал не только своё имя переименованиями на бумаге, но и новыми постмодернистскими постройками на улицах.
Итак, главная тенденция — средовой подход, ориентированный на многокомпонентность и динамичное развитие городского пространства. Александру Харитонову в должности главного архитектора Нижнего удалось законодательно запретить строительство по типовым проектам в исторической зоне. Он сумел выработать у других архитекторов обострённое внимание к своеобразным контекстам Нижнего Новгорода.
В центре — образ города как точка отсчёта для любых образных структур. В облике современных зданий вновь появились архитектурные детали как непременное средство гармонизации с человеком и окружением.
Тогда же нижегородские архитекторы обращаются к частичному историзму — соединению мотивов, приёмов, характерных для стилей прошлых эпох, с современной архитектурой. Либо идут путём неотрадиционализма — то есть, без прямого копирования форм и деталей прошлого. В проектах можно найти отсылки к знаковым для города памятникам архитектуры начала ХХ века. Среди них, например, здание банка «Гарантия», возведённое в 1996 году, на улице Малой Покровской и Коммерческий банк (ныне — здание налоговой инспекции) на улице Большой Печёрской. Оба проекта были удостоены высокой награды — Государственной премии России в области искусства за создание самобытной региональной нижегородской архитектуры.
Архитекторы свободны в выборе форм. Поэтому в городе появляются пластичные, многослойные фасады, за счёт которых современные здания адаптируются к историческому контексту.
Яркие примеры
Гостиница «Октябрьская» (Верхне-Волжская набережная, 9а) считается «классикой отечественного постмодернизма». Особый элемент здесь — небольшая башня-ротонда на крыше.
Жилой дом «Пила» (улица Славянская, 10а) вырос в центре Нижнего Новгорода в 1996 году. В то время на улице Славянской уже стоял радиусный дом, поэтому перед архитекторами стояла задача встроиться в его окружение на сложном участке во дворе.
Здание «Каскад» (улица Решетниковская, 4): отель «Ибис» сегодня занимает здание, которое строилось для проектного института, поэтому его фасад столь однообразен. Под углом к 9-этажному дому сейчас находится Диагностический центр. Между ними нужно было встроить ещё одно здание для банка. Проект Александра Харитонова соединяет здание современного отеля и диагностического центра в единое целое.
«Башня-репродуктор» (улица Фрунзе, 7) — арочные окна, свободная планировка, фантазийная асимметрия фасада напоминают о русском модерне.
💬 Пишите в комментариях, обращаете ли вы на архитектуру зданий во время прогулок по городу?
👍🏻 Поддержите статью и не забудьте подписаться на наш Дзен-канал «Нижний 800». Впереди ещё много интересного и полезного!
Также будет интересно: