Найти в Дзене

Религия помогает психологам зарабатывать

Оглавление

В этом тексте я предлагаю более утилитарно рассмотреть вопрос взаимодействия религии и психологии. А именно: как позитивное принятие религиозных убеждений клиента может помочь психологу профессионально реализоваться и повысить эффективность терапии, которая проходит при его участии. За основу в этих рассуждениях я возьму тезисы Альберта Эллиса -- создателя метода РЭПТ, классика мировой психологии -- из книги "Рационально-эмоциональная поведенческая терапия с религиозными людьми".

-----

Внимание! Эта статья – третья часть цикла публикаций про взаимодействие религии и психологии. Чтобы прочитать первые две части перейдите по ссылкам:

«Психолог верит в Бога – норм или стрём? Норм!»
«
Религия и прикладная психология – друзья, а не враги»

-----

-2

Тезис 1: Процент верующих людей в мире выше, чем процент верующих психотерапевтов

Эллис и его соавторы приводят в своей книге процентное соотношение верующих людей и психотерапевтов в масштабах планеты:

Большинство людей привержены той или иной религии или религиозной традиции. Примерно 30% населения Земли причисляют себя к христианам, 23% исповедуют ислам, 13-14% индуисты и 6% буддисты.В противоречие с этой реальностью входят данные некоторых исследований, что всего около 25% психотерапевтов религиозны и считают религиозные проблемы важными для включения в процесс терапии, а примерно столько же испытывают антирелигиозные чувства.

В России ситуация с общим числом верующих соответствует с общемировой, указанной Эллисом, (отличается только конфессиональное распределение), но информации по количеству верующих психологов в открытых данных нет:

Большинство опрошенных жителей России считают себя верующими (69%). Это следует из результатов всероссийского опроса населения Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.Большая часть верующих считают себя православными (57%). По 7% опрошенных – последователями других христианских конфессий, а также ислама. Отнесли себя к буддистам и иудеям менее 1% опрошенных (в обоих случаях).

Учитывая, что в психологическом образовании в России религиозная сфера жизни людей часто исключается из зоны профессионального внимания, можно предположить, что процент психотерапевтов, которые готовы признаться в принадлежности или симпатиях к той или иной религиозной традиции, тоже значительно ниже, чем общий процент верующих людей.

Исследования в США показывают аналогичную картину: согласно опросу среди членов Американской психологической ассоциации, только 33% психологов считают себя религиозными, тогда как среди клиентов эта цифра превышает 80% (Bergin & Jensen, 1990).

Тезис 2: Психотерапевт, который пренебрегает религиозностью клиента -- это проблема для клиента

Эллис и его соавторы приводят аргументы, почему религиозная индифферентность психолога в процессе терапии может быть проблемой для клиента:

  • Есть высокая вероятность, что психотерапевт будет пренебрегать религиозными убеждениями клиентов.
  • Есть высокая вероятность, что  психолог из-за своего невежества или предвзятости может предположить, что религиозные чувства и практика являются причиной психопатологии.
  • Религиозные клиенты могут испытывать беспокойство из-за того, что их вера не будет принята, учтена в процессе терапии или окажется ложно интерпретирована.

Отсюда вывод:

Понимание и чувствительность терапевта к ценностям клиента, включая его религиозные убеждения, являются критически важным условием для установления терапевтических отношений и эффективности процесса терапии.

Пренебрежение религиозной идентичностью клиента нарушает этическую границу и принцип культурной чувствительности в терапии. Согласно международным стандартам (например, кодексу ICF или APA), психолог обязан уважать мировоззрение клиента и избегать даже неявной дискредитации его ценностей.

В американской практике это называют «духовно-чувствительной терапией» (spiritually sensitive therapy): она включает в себя активное слушание, вопросы о духовной жизни и уважительное отношение к религиозным ресурсам клиента.

Тезис 3: Религия помогает терапии

В книге Эллиса приводятся аргументы в поддержку того, чем религия помогает терапевту в его работе:

  • Сочувственное отношение к религии способно расширить базу клиентов: ведь религиозные клиенты склонны отдавать предпочтение специалистам, которые, по их мнению, имеют схожие религиозные убеждения.
  • Регулярная религиозная практика может помочь клиенту придерживаться терапии.Эллис упоминает исследования, которые показывают положительную связь между религиозной приверженностью и физическим и психическим здоровьем: Bergin, Masters, & Richards, 1987; Bergin, Stinchfield, Gaskin, Masters, & Sullivan, 1988; Donahue, 1985; Gartner, Larson, & Allen, 1991.
  • Верующий клиент будет воспринимать рекомендации терапевта через призму своих религиозных убеждений, как во взглядах на трудности, так и в надеждах на возможное решение проблем.
  • Религиозные убеждения клиентов могут определять структуру их когнитивных установок. Психотерапия, которая учитывает или, что еще лучше, интегрирует религиозные убеждения клиентов в психотерапевтическое воздействие (интервенции), с большей вероятностью будет соответствовать этим структурам и, следовательно, будет более эффективной.
  • Принципы терапевтической практики скорее всего покажутся знакомыми верующим, которые активно живут религиозной жизнью. Поскольку мировые религии обращают внимание на убеждения, которые не согласуются с их доктриной, Писанием или основаны на их искажении, и пытаются их изменить, методы психотерапии, которые преследуют цель выявить и заменить базового иррационального убеждения клиента альтернативным рациональным покажутся религиозному клиенту знакомыми.
Метаанализ 147 исследований (Smith, McCullough, & Poll, 2003) показал, что религиозность положительно коррелирует с психическим здоровьем, устойчивостью и удовлетворённостью жизнью.

Тезис 4: Религиозные доктрины не помеха терапии

Может показаться, что искренняя вера клиента в вещи, которые видятся терапевту абсурдными -- хождение по водам, воскрешения, общение с ангелами и т.д. и т.п. -- станут препятствиями для терапии, но это не так.

Эллис даёт чёткое определение психотерапевтическому понятию "иррациональные убеждения"  -- это убеждения, которые провоцируют клиента на саморазрушающие переживания. Непоследовательные, нелогичные, непрактичные и ненаучные (по мнению терапевта) религиозные убеждения не обязательно приводят человека к подобным переживаниям. Наоборот, как было показано выше, в состоянии стать основой для преодоления саморазрушительных установок. А значит, не являются препятствием для терапевтической деятельности психолога.

Главное, что это соответствует ожиданиям самих клиентов от терапии и от религиозной практики:

«Согласно исследованию Института социологии РАН (2020), 62% россиян считают, что вера помогает преодолеть трудности жизни, а 49% — что она способствует внутреннему умиротворению».

Практические рекомендации для психолога

Что может сделать психолог, чтобы не оттолкнуть религиозного клиента?

  • Изучить основы религий, распространённых в регионе. его проживания и практики
  • Включить вопросы о духовных убеждениях в первичную анкету.
  • Развивать навык «духовно-чувствительного слушания» (spiritually sensitive listening).
  • Избегать подмены интерпретации религиозного языка психопатологическим.
  • Не бояться говорить о своём религиозном опыте, если он имеется, и не возводить искусственные барьеры между религией и психотерапией, там где их вполне может не быть.

Подписывайтесь на мой аккаунт, чтобы не пропустить продолжение этой публикации «Психология не должна быть похожей на физику, чтобы считаться наукой»