Найти в Дзене
Хитрый койот

Прочел я "Отблески Этерны", а точнее "Лик победы" (часть 3)...

и вот че скажу: "Situation normal, all fouled up!" (С)*. Третья книга... и новая война с очередными недругами Талига. Однако, если что-то может пойти не так... оно обязательно пойдет не так. Предыдущая часть - здесь. И внимание, впереди небольшие спойлеры! В качестве пролога в редакции 2023 года на этот раз нам дают "Белую ель" - написанную еще в 2006 году повесть во вселенной "Отблесков Этерны"... которая очень непохожа на сами "Отблески Этерны". Эта история переносит читателя в Алат, на родину Матильды - бабушки Альдо Ракана. В "Белой ели" рассказывается местная легенда о дочке пасечника по имени Барболка, которая вышла замуж за господаря города Сакаци, подружилась с озорным, но добрым духом, разоблачила злую ведьму и уничтожила кошмарившего людей чудовищного осла-оборотня. По стилю "Белая ель" - нечто совершенно иное: вместо игр престолов сильных мира сего с плащами и шпагами Западной Европы мы видим совсем другие мотивы. По быту, жизни и именам персонажей (Имре, Золтан, Матяш) в ал

и вот че скажу: "Situation normal, all fouled up!" (С)*.

Третья книга... и новая война с очередными недругами Талига. Однако, если что-то может пойти не так... оно обязательно пойдет не так.

Предыдущая часть - здесь.

И внимание, впереди небольшие спойлеры!

В качестве пролога в редакции 2023 года на этот раз нам дают "Белую ель" - написанную еще в 2006 году повесть во вселенной "Отблесков Этерны"... которая очень непохожа на сами "Отблески Этерны". Эта история переносит читателя в Алат, на родину Матильды - бабушки Альдо Ракана. В "Белой ели" рассказывается местная легенда о дочке пасечника по имени Барболка, которая вышла замуж за господаря города Сакаци, подружилась с озорным, но добрым духом, разоблачила злую ведьму и уничтожила кошмарившего людей чудовищного осла-оборотня.

По стилю "Белая ель" - нечто совершенно иное: вместо игр престолов сильных мира сего с плащами и шпагами Западной Европы мы видим совсем другие мотивы. По быту, жизни и именам персонажей (Имре, Золтан, Матяш) в алатцах быстро угадываются венгры. В сюжет и атмосферу "Белой ели" тесно вплетены фольклорные мотивы - хоть и вымышленные, но основанные на реальных: например, люди для защиты от злой нечисти используют осоку и гроздья рябины, а сама Барболка, показанная как эмоциональная, смелая и самоотверженная девушка, немного разбирается в заговорах (и она мне даже чем-то напомнила векшицу Василису из "Черной книги"). Местами повествование сбивчиво и напоминает бред или волшебный морок - скорее всего, так и было задумано, учитывая, что эта сбивчивость встречается тогда, когда происходит всякая мистика. Повесть написана легким, живым, литературным языком, а сюжет не покидает пределов Сакаци и его окрестностей. И все это действительно напоминает народную легенду с центрально- и восточноевропейским колоритом, при прочтении которой возникают ассоциации не с Дюма и Мартином, а скорее с Гоголем, Пройслером и немного Сапковским.

А еще, хоть "Белая ель" хорошо читается как отдельное, самостоятельное произведение, но в то же время в ней немало отсылок к остальной вселенной, и некоторые из них весьма уместны в контексте третьей книги. Так, мы узнаем, что люди с неведомой злобной мистической фигней сражаются не в одиночку: хотя божества из этого мира ушли, они оставили после себя многочисленных хороших духов, которые, между прочим, в "Лике Победы" спасут одного из главных героев. Только эти духи привыкли изъясняться загадками, отчего люди их не очень понимают.

Дух ветра, с которым подружилась Барболка. Иллюстрация Оксаны Санжаровой.
Дух ветра, с которым подружилась Барболка. Иллюстрация Оксаны Санжаровой.

Причем эти духи соотносятся с каждой из представленных в этом мире стихий. Например, та девочка, с которой подружилась Барболка - дух ветра. Еще любопытен мотив местного двоеверия: несмотря на давление пришлой из Агариса "типакатолической" эсператистской церкви, жители Алата продолжают поклоняться местным верованиям, встроив эсператистские мотивы в свою культуру. Любопытно, что и в "Лике Победы" такое тоже встречается: несмотря на то, что четырех старых божеств в Талиге объявили демонами, кое-где их продолжают почитать на правах святых: местный святой Андий - на самом деле божество волн.

Кстати, при упоминании духов ветра мне пришла в голову забавная ассоциация. В четвертой книге упоминаются некие духи ветра эвроты, которые выглядят как стройные, смазливые, смешливые и шаловливые крылатые юноши со свирелью. Все бы ничего, только вот местное божество ветра звали Анэм...

"Hehe..." (C). Венти, Анемо Архонт (воплощение местного божества ветра) из игры "Genshin Impact"
"Hehe..." (C). Венти, Анемо Архонт (воплощение местного божества ветра) из игры "Genshin Impact"

А че: свирель, лира - какая разница, все равно музыкальные инструменты.

Осенняя Охота. Иллюстрация Яны Кучеевой (Arventur).
Осенняя Охота. Иллюстрация Яны Кучеевой (Arventur).

Еще тут водится что-то навроде Дикой Охоты, точнее Охот, в количестве четырех штук - по одной на каждую стихию. Только в отличие от "Ведьмака", Охоты эти добрые, и опять же, помогают людям.

В целом, "Белая ель" - вполне себе добротное, хоть и с немного скомканным, запутанным повествованием произведение в стиле сказки, непохожее на "Отблески Этерны", но дополняющее ее.

А теперь приступим к "Лику победы".

Сюжет книги можно разделить на две части: в первой для Талига все идет хорошо, а во второй - не очень.

В первой половине книги все основные персонажи весело проводят лето. Робер, Альдо и Ричард отдыхают в Алате, Луиза имеет счастье наблюдать за королевой Катари, что называется, "в своей естественной среде обитания", а Марсель Валме участвует в первом показанном в книге морском сражении. Жители дружественного Талигу государства Фельп успешно отбиваются от недружественного флота "дельфинов", среди которых был галеас с исключительно женской командой, возглавляемой ненавидящей мужчин карикатурной феминисткой Зоей Гастаки, еще и "бодипозитивной". И весь этот праздник опять произошел не без помощи непотопляемого Рокэ Алвы - ну кто бы сомневался...

И тут уже у книги начинаются проблемы. Как вы уже поняли, Фельпская кампания - это Кагетский поход номер два, только "теперь на море". Однако избиение "дельфинов" сюжетно уступает "низведению и курощению" Седого Лиса. На Кагетском походе замыкались все существующие в книге сюжетные линии, превращая его в яркий и эпичный финал, подводящий жирную черту под первой книгой. Кроме того, он стал важным событием в дугах характеров как Ричарда, так и Робера, формируя их характер и убеждения. Фельпская же кампания смотрится изолировано от остального сюжета и не оказывает на развитие Марселя Валме как персонажа особого влияния. Ну, хотя бы нестандартные приемчики Рокэ с обязательной издевкой над врагами на месте.

Такими были "боевые ызарги". Иллюстрация Романа Папсуева.
Такими были "боевые ызарги". Иллюстрация Романа Папсуева.

Кстати, насчет самого Рокэ. Ворон становится слишком уж всемогущим и непобедимым для того, чтобы быть для читателя живым, достоверным персонажем, и за сценами с его участием уже становится просто неинтересно следить. В первых двух книгах он и так разбирается много в чем: в политике, сухопутном военном деле, сортах вина, азартных играх, умеет фехтовать... В конце концов, он Первый маршал Талига, или кто? Но в "Лике победы" оказывается, что он еще сечет в кораблестроении и морском деле, где на минуточку, совсем другие правила ведения войны! А когда Рокэ прогнал едва не умыкнувшую капитана демоническую Пегую Кобылу и оседлавшего ее живого мертвеца, от которой в ужасе удирал один из персонажей (и спасся только благодаря духу огня), я задался вопросом: "Ворон, колись, ты вообще - человек?". Кроме того, Рокэ ни разу не потерпел поражение. В конце книги Ворон таки попадает в плен, но его не берут, он сам туда вызывается, чтобы спасти заложников. Дайте Ворону проиграть, в конце-то концов! Тот же Геральт из Ривии, хоть и был немеряно крут, но с ним случались и поражения, причем весьма для него болезненные и обидные. И это заставляло читателя переживать за персонажа, понимать, что он живой человек, хоть и "сверх-". Можно было бы решить проблему, введя в сюжет Ротгера Вальдеса, который отличился в четвертой книге. Пусть Рокэ был бы силен на суше, а Ротгер - в море! Зато непобедимость и всемогущесть Ворона не так бросалась бы в глаза.

Ну, а во второй части наступает осень и всем становится совсем не весело. В очередной раз из-за самонадеянности кардинала Сильвестра и его любви к чересчур переусложненным планам до власти дорываются "не те люди", из-за которых в одной из провинций Талига вспыхивает бунт. Причем Камша для продвижения сюжета пользуется задержкой информации по времени, которая в той же "Игре престолов" вызвала недопонимание между Старками и Ланнистерами, а вслед за ней - войну. О том, что в Талиге начало твориться что-то не то, Рокэ с Валме, к примеру, узнают только месяц спустя и не успевают вовремя все это остановить. Ситуация в Талиге быстро меняется в худшую сторону, Альдо этому радуется, его новый фанат Ричард, обиженный на себя и Рокэ, похоже, за кадром крепко ударился головой и утратил зачатки разума и остатки критического мышления, а в сюжетной линии Робера наступает один из самых трагичных моментов: Иноходец хочет, чтобы этого восстания не произошло, не хочет, чтобы в Талиге проливалась кровь, но не может с этим ничего поделать, и кроме того - он сам отчасти невольно его вызвал, причем виноват он лишь тем, что оказался "не в том месте не в то время". Читатель тоже это осознает, и от этого Иноходца реально становится жаль.

В итоге: хоть в "Лике победы" все еще есть яркие моменты, а за главными героями по-прежнему интересно следить, но написана она похуже двух предыдущих книг. И кто-нибудь, дайте уже Рокэ проиграть! Покажите, что он всего лишь человек, хоть и очень крутой.

А на сегодня все!

Следующая часть - здесь:

* - "Ситуация в норме, все профукано!" (англ.)