и вот че скажу: несмотря ни на что, книга далеко не безнадежна. А еще от мартышек устал я весьма.
Вообще-то "Из глубин" (2006) - это первая часть более крупного романа под названием "Зимний излом". Да, именно с этой части Вера Камша начала заниматься дроблением частей, доходя в поздних книгах до чего-то совершенно неприличного вроде "Сердце Зверя. Синий взгляд смерти. Рассвет". Вы только вдумайтесь: это - третья часть третьего тома пятой книги размером с целую книгу! И есть мнение, что именно с "Из глубин" цикл и начал скатываться. Что ж, те, кто так считают, кое в чем правы, и давайте посмотрим, что же начало идти не так.
Предыдущая часть - здесь:
Следующая часть - здесь:
Сюжет зашел слишком далеко, поэтому, обсуждая книгу, без спойлеров обойтись не выйдет.
В переиздании 2023 года в качестве аперитива нам дают дневники мэтра Шабли - учителя землеописания (географии то есть) школы оруженосцев Лаик. Точнее, первую его часть, в которой этот самый Шабли и получил свою должность. Здесь мы встречаем знакомцев из первой книги "Красное на красном" вроде Арнольда "Свина" Арамоны, а также выясняем, почему прошлый капитан Лаик Дюваль ушел со своего поста. Да, Камша тут устроила небольшой реткон, потому что по первой книге капитан Дюваль умер.
Но самое главное - мы узнаем про самого Шабли - вежливого, спокойного человека, которого в свое время боготворил Ричард Окделл. Но на самом деле этот самый Шабли - личность на редкость неприятная. Склочный, высокомерный, подозрительный, злопамятный, втихую ненавидящий всех людей, повернутый на местной латыни и гальтарской поэзии... давайте прямо скажем - чудак на букву "м". Он считает недостойными настоящего ученого все прикладные науки, не понимает обыденных вещей вроде семейного счастья, страдает о несправедливости этого мира, но ничего не делает для того, чтобы сделать его хоть чуточку лучше. Еще и с логическим мышлением у него проблемы. Например, он с презрением относится к ученикам, называя их головастиками, из которых вырастут прожорливые лягушки, пожирающие страну. В чем-то он прав: одни "лягушки" и вправду впустую проедят свою жизнь, но зато из других вырастут настоящие боевые жабы с мощными лапищами ("Battletoads", хех), которые защищают Талиг от врагов и тем самым позволяют таким, как Шабли и дальше заниматься своим любимым делом - вздыхать и страдать о несовершенстве бытия.
Да про то, что с логикой Шабли не дружит, это говорится прямо - он сам про это все рассказал.
Причем Шабли все это скрывает от окружающих, и от этого становится жутко. Вот общаешься ты с приятным на вид, вежливым, тихим человеком, а в голове у него такой ядреный, высокооктановый навоз плещется! Знаете, после него Свин как-то поприятнее будет - тот хотя бы не скрывает своих чувств, и по его поведению можно понять, что у него на уме.
Однако эти дневники с сюжетом "Из глубин" не связаны, и потому их легко можно пропустить. Если только вы не заядлые фанаты Этерны, желающие посмотреть на знакомых персонажей еще раз и не энтомологи, желающие посмотреть на таких насекомых, как мэтр Шабли.
Ну, а теперь, что там творится в глубинах.
В книге несколько параллельно идущих сюжетных линий: самая большая из них - олларианская. Здесь все произошло так, как и стоило ожидать: Раканы таки захватили в Талиге власть, но никому от этого хорошо не стало. Альдо помешался на возрождении гальтарских порядков (причем познания об этих порядках были у него ну так себе) и начал быстро мутировать в Джоффри Баратеона, Ричард из милого поросеночка вырос в порядочную свинью, Матильда, видя, во что превращается Альдуша, орет "тикай из города, внучек, тебе...", ну а Робер, глядя на это и думая "так жить нельзя", решает действовать. "Весело", короче.
Здесь хорошо себя показывают два персонажа. Первый - Реджинальд Ларак, кузен Дикуши, который не испугался высказать ему в лицо правду о том, что принесли простым людям Раканы. Робер даже прифигел с того, что такое говорит "хомяк чернильный", а не Дикуша. А второй - Валентин Придд, ставший по итогам третьей книги новым Повелителем Волн и полноценно дебютировавший в этой. По характеру холодный (даже ледяной), скрытный, осторожный, разговаривающий вежливо-отстраненно... и в то же время решительный, порядочный, сдержанный и справедливый молодой человек, к которому проникаешься уважением.
Во всяком случае, Валентин, будучи почти одного возраста с Дикушей, неоднократно показывает себя по сравнению с ним куда более зрелой личностью. Особенно это видно в сцене дуэли с тем же Дикушей, которая мне во многом напомнила памятную битву Горы с Оберином, и в финале книги. Как вы догадываетесь, в роль Оберина вжился Дикуша, но голова его при этом не пострадала (он потерял ее несколько раньше). Пострадала в основном только его гордость.
К сожалению, здесь впервые встает в полный рост одна из главных бед "Отблесков". Колоритных и запоминающихся сцен в цикле много, и по отдельности они вполне себе хороши. Особенно ярки были сцены с агарисским кардиналом Левием - добродушным, но справедливым и принципиальным священником, и вернувшимся Сузой-Музой, который после охоты на Свина решил выбрать дичь покрупнее. Вот только, расписывая в подробностях все эти сцены, автор "забивает" на основной сюжет, отчего повествование застаивается. Короче, чтобы показать сволочизм Альдуши и Дикуши, а также задолбанность Робера от творящегося вокруг беспредела, вполне было достаточно двух-трех сцен. Но нет, книга из главы в главу повторяет одно и то же устами разных персонажей. Конечно, сперва весело смотреть на то, как Альдушу и Дикушу макают в грязь лицом судьба и неравнодушные к судьбе Талига и желающие ему блага люди, но потом это начинает надоедать.
С олларианской линией идут две сюжетные линии поменьше - ответвляющаяся от нее сюжетная линия Луизы, и приблудившаяся рядом самостоятельная, но влияющая на олларианскую линия Марселя Валме, который ради спасения Рокэ выходит на тропу войны вместе с Котиком...
Про линию Луизы и ее приключениях в Надоре сказать по итогам четвертой книги ничего нельзя, кроме того, что она желает открутить Альдуше и Дикуше за содеянное башку. И поделом! Как и про линию Валме. Персонаж показывает себя хорошо, как и прикидывающийся пьянчугой отец Бонифаций - мудрый и рассудительный человек в "дурацком колпаке". Однако Валме не успевает совершить каких-либо серьезно влияющих на сюжет действий из-за растянутости повествования.
Параллельно с этим во все еще лояльной Олларам Придде (срисованной с Германии) разгорается морское сражение за крепость Хексберг с враждебными дриксенцами. Мякотка в том, что "Хексберг" можно перевести с немецкого примерно как "Ведьмина гора", и без сверхъестественных помощников тут и вправду не обошлось... Но все решили не только они, а еще и хитрость защитников, заманивших вражеский флот в ловушку. Здесь впервые появляется Ротгер Вальдес - этакий морской Рокэ Алва, которого стоило бы показать еще в третьей книге, чтобы Ворон не выглядел слишком уж всемогущим. Ну, чтобы Рокэ был спецом только по суше, а Ротгер - только по море.
Сражение показывается с двух сторон: со стороны Талига ее освещает капитан Луиджи Джильди, со стороны Дриксена - Руперт фок Фельсенбург, адъютант адмирала Олафа Кальдемеера и Юхан Клюгкатер - контрабандист и капитан реквизированного Дриксеном корабля "Хитрый селезень". За это Юхана я шутливо звал КлюВкатер. Ну а че, где селезень, там и клюв. Битва расписана подробно, даже очень подробно, с полным описанием того, кто кому куда чего и как. Такая дотошность, в одной стороны, хороша, с другой стороны - опять же, растягивает повествование. А еще эта сюжетная линия в этой книге никак не пересекается с основными и смотрелась бы куда лучше как отдельное произведение во вселенной "Отблесков", а не в составе "Из глубин".
Кстати, по Хексбергской битве группа Канцлер Ги сочинила "Романс Ротгера Вальдеса", в которой Ротгер обращается к захваченному в плен адмиралу Олафу, считая его достойным противником и даже немного сочувствуя ему, потому что он честно и преданно сражался за свою страну, просто был не "на той стороне":
"Адмирал, вы разбиты. Как это ни грустно,
Отвернулась удача сегодня от вас;
В вашем сердце темно и пронзительно пусто:
Все как есть - без обид, без прикрас..."
А затем - и самопародию под названием "Романс к бандерлогам", коими являются Альдуша и Дикуша:
"Господа, вы - кретины, как это ни грустно,
Вам нормальных Создатель мозгов не припас,
Оттого в черепах так пронзительно пусто:
Всё как есть - без обид, без прикрас..."
По итогу: книга на самом деле хороша, персонажи и сцены ярки и колоритны, а сюжет логичен. Только вот ее стоило бы сократить вдвое.
А не сегодня все!