Найти в Дзене
АвтоХанд

АвтоВАЗ сбавляет обороты. Почему дилеры не берут машины, завод переходит на четырёхдневку, а Искра исчезает с радаров?

У АвтоВАЗа — снова полоса турбулентности. Продажи просели, долги растут, и завод готовится перейти на четырёхдневную рабочую неделю. Сборка будет идти в сокращённом режиме с конца сентября — минимум на полгода вперёд. А ведь ещё недавно ситуация была совсем иной: на линии трудились даже по субботам, вводили дополнительные смены, гнали вал — справиться с потоком заказов было непросто. Теперь же — обратная история: производство сбавляет обороты, а официальная статистика говорит о снижении продаж на 25%. И это падение спроса сразу отразилось на логистике: по словам главы компании на складах скопилось около 100 тысяч непроданных машин. И это — только по официальным данным. Независимые источники намекают, что цифра может быть значительно выше. Под Тольятти уже начали осваивать новые площадки под хранение — целые поля уставлены автомобилями, которые никто не спешит забирать. Особенно иронично на фоне того, что в 2023 году всё тормозилось из-за нехватки деталей. Тогда машины собирали не до ко

У АвтоВАЗа — снова полоса турбулентности. Продажи просели, долги растут, и завод готовится перейти на четырёхдневную рабочую неделю. Сборка будет идти в сокращённом режиме с конца сентября — минимум на полгода вперёд.

А ведь ещё недавно ситуация была совсем иной: на линии трудились даже по субботам, вводили дополнительные смены, гнали вал — справиться с потоком заказов было непросто. Теперь же — обратная история: производство сбавляет обороты, а официальная статистика говорит о снижении продаж на 25%.

И это падение спроса сразу отразилось на логистике: по словам главы компании на складах скопилось около 100 тысяч непроданных машин. И это — только по официальным данным. Независимые источники намекают, что цифра может быть значительно выше. Под Тольятти уже начали осваивать новые площадки под хранение — целые поля уставлены автомобилями, которые никто не спешит забирать.

Особенно иронично на фоне того, что в 2023 году всё тормозилось из-за нехватки деталей. Тогда машины собирали не до конца и ждали нужные компоненты, чтобы доделать. Сейчас ситуация иная: автомобили полностью готовы к продаже, но не находят своих покупателей.

С поставками комплектующих проблем почти не осталось — за исключением модели «Искра». Она по-прежнему в дефиците, и история с ней развивается по отдельному сценарию. Остальные же модели доступны, но дилерам просто некуда их девать: стоянки переполнены, а некоторые автосалоны уже отказываются от новых поставок.

По словам представителей дилерской сети, у них на руках остаются машины, собранные ещё в 2024 году. А кое-где обнаруживаются и залежи 2023-го. Например, недавно один покупатель поделился, что наткнулся на «Весту» без системы стабилизации — а такие версии уже давно сняты с производства.

-2

Если заглянуть на сайт Lada, там можно найти акции и скидки не только на свежие модели 2024 года, но и на остатки с прошлогоднего выпуска. Один из менеджеров рассказал, что последняя машина 2023 года — «Веста Sportline» — ушла у них с площадки лишь в мае. Зато нынешнего модельного года автомобилей в избытке — и у дилеров, и на заводских складах.

Скидки вроде бы есть, но россияне не спешат хватать прошлогодние экземпляры. Все хотят что-то поновее, а лучше — уже 2025 года. Особенно большой интерес вызывает «Искра». Вот только найти её в наличии практически невозможно. За три месяца с начала производства собрали менее тысячи штук, а дилерских точек в стране — более трёхсот. Очевидно, таких объёмов недостаточно даже для элементарного присутствия модели на витринах.

Ещё один повод для споров — происхождение деталей у той же «Искры». Один технический блогер разобрал новый экземпляр и обнаружил компоненты с логотипами Renault. Завод пояснил: часть поставщиков осталась со времён, когда над проектом работали с французами. Мол, менять маркировку — дорого и сложно, а уровень локализации, по их версии, превышает 90%.

-3

Однако данные Минпромторга по другой модели — Lada Granta — говорят о локализации в 45,7%. Поэтому сомнения в реальной степени импортозамещения у новой «Искры» остаются. Похоже, часть запчастей всё ещё едет в Россию не по официальным, а по «проверенным» каналам.

Если бы с «Искрой» всё шло по плану, то к старту продаж — 20 июля — её было бы видно на площадках автосалонов. Но пока эту модель можно увидеть разве что на фотографиях.

А пока завод берёт паузу. С 28 июля по 17 августа производство остановят — под предлогом регламентных работ и технического обслуживания. На эти цели выделили 200 миллионов рублей. К слову, подобная остановка уже была весной — тогда конвейеры молчали с конца апреля до середины мая.

На одну только «Искру» потратили порядка 40 миллиардов. Lada Aura, которая в итоге так и не прижилась у покупателей, обошлась ещё в 7,3. Переезд сборки Весты из Ижевска в Тольятти стоил миллиард, а обратный путь Ларгуса — два. Электрический Ларгус, который так и не добрался до конвейера, обошёлся в 7 миллиардов. А ещё — проект кроссовера «Азимут», на который было выделено 20 миллиардов. И это только известные цифры — сколько средств на самом деле ушло на эти инициативы, неизвестно.

-4

Согласно планам, до 2030 года в модернизацию производства хотят вложить 310 миллиардов рублей. Но и долгов при этом к началу 2025 года — почти сотня миллиардов. Обслуживание этого долга обходится в 20 миллиардов в год. В 2024-м компания смогла немного выровнять ситуацию — нагрузку сократили на 37 миллиардов, что говорит о том, что в начале года общий долг переваливал за 130 миллиардов.

Но теперь тенденция снова негативная: продажи идут плохо, склады переполнены, дилеры осторожничают даже с уценёнными машинами. А всё потому, что в сознании потребителей Lada — это честный бюджетный автомобиль. А не продукт за два миллиона.

До тех пор, пока ценник не вернётся к реальному восприятию марки, вернуть прежние объёмы вряд ли получится. Сейчас же складывается парадокс: бренд считается народным, а цены — совсем нет.

А что Вы думаете? Делитесь своим мнением в комментариях!