О том, что Пушкин был остёр на язык, нам хорошо известно. И разыграть мог, и колкую эпиграмму посвятить, и в выражениях не постесняться. Об одном из таких случаев рассказали Александра и Клементий Россеты, брат с сестрой, которые были близки с поэтом. Их воспоминания зафиксированы Петром Бартеневым — одним из основателей пушкинистики.
Коротко скажу об Александре и о Клементии. Александра была подругой и собеседницей Пушкина, которой он посвятил несколько стихотворений, включая строки:
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой чёрной
Писала прямо набело.
Видимо, видел в ней поэт родственную душу. А Клементия Александр Сергеевич просил стать секундантом на дуэли с Дантесом, на что получил отказ по весьма любопытной причине:
«Россет отказывался, говоря, что дело секундантов стараться вначале о примирении противников, а он этого не может сделать, потому что не терпит Дантеса и будет рад, если Пушкин избавит от него петербургское общество» (из книги В. В. Вересаева «Пушкин в жизни. Спутники Пушкина»)
Но это мы отвлеклись. Главной героиней истории, о которой дальше пойдёт речь, стала Наталия Степановна Голицына — фрейлина и кавалерственная дама. Она была внучкой «Усатой княгини» Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом главной героини пушкинской «Пиковой дамы».
Жизнь у фрейлины была долгой и насыщенной. Она прожила 95 лет и, как говорили современники, «до конца дней была весёлого, общительного характера и удивительной доброты». Какая кошка пробежала между ней и Пушкиным, неизвестно до сих пор. Это особенно удивляет ещё и потому, что будущий поэт, вероятно, был знаком с Наталией с детства.
Родители девочки — московский генерал-губернатор Степан Апраксин и княжна Екатерина Голицына — часто принимали гостей и знали толк в культурных развлечениях. Как и многие именитые дворяне, они имели собственный театр. В их московском доме играли лучшие музыканты и актёры, а на балах собиралась почтенная публика. Среди гостей генерал-губернатора были замечены и юный Александр Сергеевич, и его дядя Василий Львович.
В 18 лет высшему свету была представлена старшая дочь Апраксиных Наталия. Девушка быстро очаровала общество: имея приятную наружность, она демонстрировала хорошие манеры, была умна и талантлива. Благодаря воспитанию матери, лично занимавшейся образованием детей, Наталия пела, играла на арфе и даже освоила живопись, став художником-любителем. Считается, что эта картина принадлежит её кисти:
В 23 года Наталия вышла замуж за князя Сергея Голицына, с которым она много путешествовала по Европе. Пара успела пожить в Италии и Франции и посетить придворные балы короля Луи-Филиппа. Впоследствии увлечение Францией и всем французским ей и припомнит Пушкин в своём колком изречении.
В 1821 году Голицыны переехали в Петербург, где Наталия осталась верна традициям родного семейства. Свой дом на Миллионной улице она превратила в салон для избранных, где принимала весь свет петербургской элиты.
Бывал там и Пушкин. На память об одной из встреч поэт оставил в её альбоме строки:
Она одна бы разумела
Стихи неясные мои;
Одна бы в сердце пламенела
Лампадой чистою любви
Из-за написанного впоследствии будут ходить слухи, что Пушкин был увлечён Наталией Степановной, но подтверждения эти слухи не найдут. Да и почва для таких предположений будет уничтожена самим Пушкиным, когда он скажет о княгине не самую приятную фразу:
«Ведь она только так прикидывается, в сущности она русская трупёрда и толпёга; но так как она всё делает по-французски, то мы будем ее звать: là princesse-tolpege» («княгиня толпеж»).
Почему он так сказал? В какой-то момент Наталия перестала приглашать Пушкина, «находя его не совсем приличным». Что уж она подразумевала под этой формулировкой, нам неведомо, но факт остаётся фактом. Как и нелестные слова в адрес княгини из уст Александра Сергеевича. Кстати, знаете, что они означают?
Кто такие «трупёрда» и «толпега»
Сразу скажу, что запоминать эти слова и использовать в речи я не рекомендую. Пару веков назад эти гневные эпитеты были в ходу, их использовал не только Пушкин. Хотя примеры употребления «трупёрды» встречаются даже в литературе конца 90-х годов. «Трупёрдой» называли толстую, неповоротливую и ленивую женщину, а «толпёгой» — бестолкового, грубого, неотёсанного человека.
Очевидно, поэту было очень обидно получить отказ. Теперь его эмоции навсегда запечатлены в колкой цитате в адрес княгини Наталии Степановны Голицыной.
Ваши лайки и комментарии поддерживают моё творчество, спасибо! Приходите ко мне в Telegram: там я публикую то, чего в Дзене не будет.