Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему лососёвые рыбы – вкусные, и почему погибают после нереста

Есть мнение, что блогеры, обобщённо называемые «игорями» станут менее плохими людьми, если в целях просвещения населения поднимут в публикациях тему ликвидации обского муксуна в результате строительства газопровода на порт Сабетта. Это мнение уважаемого участника Станислава Никитина, так что, вот. Сообщаю, что строительство газопровода нанесла большой урон популяции обского муксуна. И сейчас с данной проблемой борются путём выпуска в реку десятков миллионов мальков с рыбозаводов.

Да, собственно, с лососёвыми рыбами везде так. Популяции некоторых видов сокращаются в результате воздействия разного рода антропогенных факторов. Популяции же других видов увеличиваются в следствии введения этих видов в аквакультуру. Без человека сейчас вообще ничего не происходит.

И теперь, когда аудитория по минимуму просвещена в муксунных делах, можно переходить к вопросу интересному. Почему, собственно, нас проблемы муксуна неподдельно беспокоят? Потому что, зараза, вкусный. Причём, это и других лососёвых касается. Как взрослых рыб, так и икры.

Что такого особенного в лососёвых? Ничего, в принципе. Свет на них клином не сошёлся. Есть и много других рыб обладающих замечательными гастрономическими достоинствами. Тем не менее, определённую – эволюционную – закономерность можно уловить и в данном вопросе.

«Фишкой» всех лососёвых рыб являются широкие миграции. Это касается как проходных видов, нагуливающих вес в море, а потом стеной ломящихся в реки, так и пресноводных лососей тоже. Они всё равно мигрируют, хотя и только в пределах реки. На нерест лососёвые прут в быстрые ручьи, – и как можно выше по течению. Причём, не стесняются преодолевать препятствия, – пороги и мели, – в норме для рыб непроходимые.

Для выполнения же программы лососёвым требуется сочетание большой физической силы, – а значит, плотной, развитой мускулатуры, – у иных рыб она дряблая и даже на кисель бывает похожа, – с большими же запасами жира. Походы против течения отнимают много энергии.

Целью же мероприятия является вымётывание икры там, где нет хищников, способных повредить икринкам и малькам. В быстрых ручьях даже планктона нет, – членистоногих снесёт течением. Соответственно, икра может быть крупной, заметной, – никто на неё не покусится. Избыток же кислорода поспособствует развитию зародышей.

Другой вопрос, чем в мелкой реке питаться сравнительно крупным малькам? Ближе к устью, а тем более в море, будет пища, но там же водятся и хищники… И вот из этих соображений эволюция не стремится сохранить жизнь взрослым лососёвым после нереста. Производители бы пригодились чтобы выметать икру и на следующий год, но… для сохранения вида лучше будет, если горючего у рыб только в один конец.

Мёртвые лососи сносятся течением, могут буквально запрудить его, покрывают дно, и обеспечивают кормовую базу массы перерабатывающих падаль беспозвоночных. Ими в реке и питаются вылупившиеся мальки, быстро подрастая до размеров, позволяющих свести количество естественных врагов к разумному минимуму.