Найти в Дзене
Navygaming Channel

Полуодиночное плавание "a-la Н.В.Гоголь" или как поссорился Леонид Константинович ("Наездник") и Карл Карлович ("Джигит")

Последняя четверть XIX века характеризовалась высокой активностью русского флота на морских просторах, особенно в районах Тихого океана. Русские корабли практически постоянно находились на Дальнем Востоке, при этом часть кораблей совершала переход туда с Балтики, а часть возвращалась обратно. Одними из постоянных "гостей" в дальневосточных и азиатских водах, а также японских и китайских портах были русские парусно-винтовые клиперы (и не только), выполняющие различные задачи. Вспомним, особенности одного из переходов этих кораблей. Героями нашего рассказа будут клипера "Джигит" и "Наездник", возвращающиеся на Родину, а основным источником - воспоминания лейтенанта Г.Ф.Цывинского, бывшего на тот момент минным офицером "Наездника". Весной 1881 года на рейде японского порта Кобэ сосредоточилось несколько русских военных кораблей - клиперы "Наездник", "Джигит", "Пластун", "Стрелок", "Крейсер". Время было не спокойное - русские моряки усердно готовились к войне с Китаем: упражнялись в стрель
Оглавление
Последняя четверть XIX века характеризовалась высокой активностью русского флота на морских просторах, особенно в районах Тихого океана. Русские корабли практически постоянно находились на Дальнем Востоке, при этом часть кораблей совершала переход туда с Балтики, а часть возвращалась обратно. Одними из постоянных "гостей" в дальневосточных и азиатских водах, а также японских и китайских портах были русские парусно-винтовые клиперы (и не только), выполняющие различные задачи. Вспомним, особенности одного из переходов этих кораблей. Героями нашего рассказа будут клипера "Джигит" и "Наездник", возвращающиеся на Родину, а основным источником - воспоминания лейтенанта Г.Ф.Цывинского, бывшего на тот момент минным офицером "Наездника".
Парусно-винтовой клипер «Наездник» в южных морях
Парусно-винтовой клипер «Наездник» в южных морях

Весной 1881 года на рейде японского порта Кобэ сосредоточилось несколько русских военных кораблей - клиперы "Наездник", "Джигит", "Пластун", "Стрелок", "Крейсер". Время было не спокойное - русские моряки усердно готовились к войне с Китаем: упражнялись в стрельбе из орудий, отрабатывали пуски мин Уайтхэда (да, на тот момент они уже были на русских кораблях). Но на тот момент войны экипажи не дождались, но в марте 1881 года пришло известие о смерти императора Александра II, а за ним и приказ адмирала собираться в путь. Всем клиперам было приказано приготовиться к походу и, по мере готовности следовать в Сингапур с заходом в Гонконг. Надо отметить, что к тому времени все офицеры кораблей уже "перезнакомились", дружно отдыхали и совершали прогулки по окрестностям (в свободное от тягот службы время), так что были сформированы добрые дружеские отношения.

Парусно-винтовой клипер «Джигит» в Кронштадте перед уходом в заграничное плавание
Парусно-винтовой клипер «Джигит» в Кронштадте перед уходом в заграничное плавание

Любопытно, что командование русским отрядом не ставило целью групповой переход от Японии в Сингапур, отдавая инициативу командирам кораблей. Клиперы уходили в плавание по одиночке.

1 этап

Парусно-винтовой клипер "Наездник" с Г.Ф.Цывинским вышел в океан 15 марта 1881 года и взял курс на Гонконг, "поймал" попутный NO и шел под парусами, неся брамсели, имея до 10 узлов хода. Переход на юг совершили без приключений и вскоре были на подходах к Гонконгу. За 15 миль до порта клипер закрепил паруса и пошел под парами, войдя в туман. Вскоре в тумане был встречен клипер "Джигит", который шел миль на 10 впереди одним курсом с "Наездником", что не удивительно. Что стало причиной последующих событий - сложно сказать, может самолюбие командира "Наездника" - капитан-лейтенанта Леонида Константиновича Кологераса, может просто желание посоревноваться.

Г.Ф.Цывинский пишет: "...гордясь своей английской машиной, командир и наши механики не могли не погоняться с "Джигитом" и давай прибавлять пару. Заметив, что мы его нагоняем, "Джигит" стал прибавлять ходу, и началась гонка...".

Гонка закончилась благополучно, и победил в ней "Наездник" - перед входом на рейд Гонконга он обогнал соперника и встал на якорь на полчаса раньше "Джигита". Казалось бы - что в этом такого! Но этот случая стал яблоком раздора между двумя клиперами и их экипажами, и в дальнейшем соперничество на пути росло до самого Кронштадта.

"Джигит", его офицеры и команда на тот момент были "старожилами" Тихого океана, отправившись с Балтики в этот район еще в 1878 году (пройдя Магелановым проливом), и "новички" с "Наездника" ценили дружбу с ними. Кают-компании клиперов были очень дружны, но вот после этого случая отношения стали "охлаждаться".

По словам Цывинского: "...на этом рейде наши кают-компании обменялись еще визитами, но уже было заметно охлаждение между нами; в разговорах же о гонке вовсе не упоминалось, как будто ее и не было".

Стоянка в Гонконге была не долгой и вскоре "Наездник" перешел (согласно распоряжению) в Сингапур, где уже были и другие русские корабли - броненосный (полуброненосный) фрегат "Минин", крейсер "Азия", клипера "Джигит" и "Разбойник". После небольшого изучения района Зондских островов и Бенгальского залива, так и не дождавшись войны с Китаем русские корабли получили распоряжение следовать в Россию, причем "Наездник", "Джигит", "Разбойник" и "Минин" должны были возвращаться через Суэц, идя Индийским океаном и Красным морем, по маршруту, учитывающим попутный пассат (по параллели к восточному берегу Африка, а затем на север к Красному морю). Попутчиком "Наездника" снова стал "Джигит".

Полуброненосный фрегат "Минин"
Полуброненосный фрегат "Минин"

2 этап

На этот раз два клипера перешли из Сингапура в Батавию, затем разделились. командиры: капитан-лейтенант Л.К.Кологерас и капитан-лейтенант (с 1 января 1881 года - капитан 1 ранга) Карл Карлович Де-Ливрон ("Джигит") условились идти врозь, не стесняя друг друга, и рандеву назначили в Адене.

Клипер "Наездник" вышел из Батавии 3 мая 1881 года, на день позже "Джигита", и, пройдя Зондским проливом, вышел в Индийский океан. Переход через океан к берегам Африки прошел "штатно" и без приключений. Из развлечений русским моряки могли вспомнить заход на Сейшельские острова и суточный отдых там, да встречу с тучей саранчи к берегов Африки, на подходах к Адену.

На 22-й день плавания от Батавии клипер под вечер вошел на рейд Адена, где встретил уже стоявший там "Джигит".

Цывинский так описал встречу: "...стоит он "именинником", паров у него нет, труба спущена, рангоут выправлен в струнку, и даже борт подправлен свежею краскою; его задорный вид на заинтриговал: если он только вчера сюда пришел, то значит переход сделал в те же 22 дня, что и мы, а между тем мы, идя вдоль берега Африки, формировали парусами так, что рисковали переломать рангоут...".

В этой ситуации командир "Наездника" вновь решил проявить лихость. Л.К.Кологерас решил пробраться на внутренний рейд в самую гущу стоящих там судов, для чего дав полный ход, лихо направился в узкий промежуток между "Джигитом" и соседом-пароходом. На "Джигите" заметили этот маневр, все вышли наверх и, затаив дыхание, молча ожидали момента, когда "Наездник", проходя мимо него заденет своими реями за его рангоут. Что случилось и как -красочно описано В.Пикулем в его сентиментальном романе "Три возраста Окини-сан", правда писатель внес некоторые изменения в детали произошедшего, хотя сущность - передал точно.

Что касается подробностей в действительности, то проходя мимо "Джигита" клипер "Наездник" своим блоков на ноке грот-реи ударил и сшиб лисель-спиртный блок "Джигита", чем командир спокойно отреагировал словами: "Never mind, Captain, all right". В итоге "Наездник" удачно проскочил на внутренний рейд, а на "Джигите" послали людей на рею и за 5 минут заменили сбитый блок. Кстати, командир "Наездника" отложил свой визит командиру "Джигита" Карлу Карловичу Де-Ливрону на завтрак, и кают-компании кораблей не стали торопиться с визитами.

Корабль под лиселями
Корабль под лиселями
Для заметок: У В.Пикуля - лихим командиром, оказался как раз К.К.Де-Ливрон, который в романе был командиром клипера "Разбойник". Старший офицер "Наездника" П.И.Чайковский так его (в книге) охарактеризовал: "Шарло Де-Ливрон подобрал отчаянный экипаж. Даже в сильный ветер не убирают брамселей, катят с большим креном, черпая воду бортами.... Разве за Шарло кто угонится!"
И, то интересно, именно "Разбойник" с Де-Ливроном в романе В.Пикуля ударил своим блоком на ноке грота-реи в бок фока-рея "Наездника", а не наоборот. Причем произошло это в Чифу (по версии Пикуля), а не в Адене. А вот фраза Де-Ливрона у Пикуля передана точно, именно так: "Не беспокойтесь, капитан, все благополучно". Что тут скажешь - роман есть роман.

Кстати, в романе Де-Ливрон прибыл в кают-компанию "Наездника", "выставляя шампанское" за разбитый блок, но в действительности - такого тесного общения не было (по словам Цывинского), сохранялось чувство соревновательности (если не сказать - конкуренции).

Русские парусно-винтовыеклипера "Наездник" и "Разбойник"
Русские парусно-винтовыеклипера "Наездник" и "Разбойник"

Как на следующий день выяснили офицеры "Наездника", клипер "Джигит" только накануне прибыл в Аден, что с учетом стоянки на Сейшелах позволяло выяснить, что "Наездник" прошел маршрут за 21 сутки, а "Джигит" - за 22. правда этой информацией делиться не стали, и на "Джигите" считали, что оба клипера переход сделали с равной скоростью - за 22 дня. Охлаждение между кораблями сохранилось, но было уже не таким резким.

Вскоре клиперы расстались, "Джигит" вновь первым покинул рейда Адена, а следом за ним, на утро следующего дня, 1 июня 1881 года вышел "Наездник". Их новое состязание будут уже скоро.

3 этап

"Наездник" покинул Аден, загруженный углем "под завязку" - предстояло дойти до Суэца форсируя Красное море, где в этот период был совершенный штиль или северные противные ветра. Войдя в Красное море клипер шел при мертвом штиле под двумя котлами, сберегая уголь для длительного (1700 миль) перехода до Суэца, который приходилось совершать под машинами.

На вторую или третью ночь похода под утро далеко впереди был замечен "старый соперник" - клипер "Джигит", который также шел под двумя котлами со скоростью около 8 узлов. На тот момент "Наездник" шел 9 узлов и тоже под двумя котлами. И здесь капитан-лейтенант Л.К.Кологерас, как только ему сообщили о "Джигите" вновь решил устроить гонки - дал команду поднять пар в третьем котле. Механики обрадовались, разгорелся азарт - через час третий котел был введен, дали 75 оборотов (11 узлов) и стали догонять "Джигита". Клипер Де-Ливрона шел спокойно впереди "Наездника" сажен на 500 и курсы двух кораблей, почти параллельные, начали сближаться под очень острым углом. В 7 часов утра нос "Наездника" поравнялся с кормой "Джигита", и расстояние между судами стало таковым, что реи клипера Кологераса вот-вот должны были задеть рангоут "Джигита". Казалось столкновение было неминуемым. Но ни Кологерас, ни Де-Ливрон из азарта или упрямства не желали отвести руль, чтобы избежать столкновения.

Да, есть общепринятые международные правила для таких случаев, согласно ним - за столкновение отвечает обгоняющий! Но, если курсы сходятся под углом, то уступать дорого должен тот кто видит другого по правую от себя сторону. Получается: командир "Джигита" считал, что его обгоняет "Наездник" и поэтому не отводил руля. Командир "Наездника" считал, что "Джигит" видит его по правую сторону, поэтому должен дать "Наезднику" дорогу.

Цывинский писал: "...На обоих судах все вышли наверх и при мертвой тишине ждали неминуемой аварии. Бледный, с горящими глазами, стоял наш командир на мостике, держа руки на машинном телеграфе. На "Джигите" маленький Карл Карлович ("Шарло" - по В.Пикулю) Де-Ливрон влез на возвышенную банкетку на мостике и спокойно смотрел на нок нашего грот-рея, готового сейчас же ударить в его фока-рей и переломать вдребезги весь его передний рангоут. Борта обоих клиперов должны были также неминуемо столкнуться своими скулами. Момент был очень опасный."
Артиллерийские учения на клипере "Джигит"
Артиллерийские учения на клипере "Джигит"

Но в отличие от событий у Пикуля, благоразумие у Де-Ливрона взяло верх над азартом, и он отвел руля, покатившись влево. Кологерас крикнул в машину "Самый полный ход вперед" (зачем кричать, если стоял у машинного телеграфа?), и клипер выскочил сразу вперед, точно "скаковая лошадь" на старте. К вечеру "Наездник" ушел далеко вперед и потерял "Джигит" из виду.

4 этап, итог

Понятно, что еще одна "победа престижа" не добавила дружеских чувств у экипажа "Джигита", но его рядом не было, а "Наездник" лихо шел вперед. Однако вскоре пришла и "расплата".

Через два дня в середине Красного моря задул свежий противный норд, сбивший клиперу ход до 4 узлов. На "Наезднике" вновь ввели третий котел, спустили верхний рангоут, круто обрасопили реи, но ход не поднялся выше пяти узлов. Клипер полз медленно, а расход угля был большим, и начинало приходить осмысление, что если ветер не стихнет, то до Суэца угля не хватит. Так и получилось.

Утром на восьмой день плавания, не доходя 70 миль до входа в Синайский залив, старший механик доложил командиру, что угля осталось не более чем на час хода! Клиперу пришлось свернуть с курса и стать на якорь у песчаного берега Аравийской пустыни. В котлах прекратили пары, ветер стих, вокруг никого не было, с берега ожидать помощи было неоткуда.

Г.Цывинский: "...Палило горячее июньское солнце, справа расстилалась безбрежная пустыня, с севера далеко на горизонте виднелся темный тупой конус Синайской горы на полуострове того же имени..."

Командир "Наездника" решил пушечными выстрелами вызывать помощь у мимо проходящих пароходов; их курс лежал в милях шести от стоянки клипера. Пароходов проходило много, но в первый день ни один из них не обратил на русский клипер внимания. И тут, около шести часов вечера тем же курсом проходил "Джигит". Встреча, которая была вряд ли приятной для "Наездника". Завидя своего соперника, на "Джигите", видимо, догадались в чем дело, и подняли сигнал: "Что случилось"? Командир "Наездника" ожидаемо поднял ответ: "Ничего, все благополучно". "Джигит" продолжил свой путь, а "Наездник" остался ночевать, рассчитывая на удачу в следующий день.

Гардемарин Г.Ф.Цывинский, участник описываемых событий
Гардемарин Г.Ф.Цывинский, участник описываемых событий

Утром следующего дня пушечными выстрелами удалось привлечь внимание проходящего на север мимо парохода австрийского Ллойда "Калипсо". Он подошел к русскому клиперу вплотную, встал на якорь борт о борт и передал "Наезднику" 25 т угля, причем не взяв за него денег. Капитан и офицеры парохода были приглашены на борт клипера, их угостили и подарили подарков на память, а Кологерас при первой возможности донес в Министерство о великодушном поступке капитана и представил его к русскому ордену.

В итоге "Наездник" получил необходимое количество угля, но не от русского военного корабля, а от "нейтрала", и на следующий день прибыл в Суэц своим ходом. Здесь же они вновь встретили "Джигит", который уже ждал своей очереди на вход в Суэцкий канал. Как и следовало ожидать - ни командир, ни офицеры "Наездника" не поехали на "Джигит". С другой стороны - почему они должны были ехать на клипер Де-Ливрона, в тоже время - "Джигит" не прошел мимо, сделав вид, что не заметил, а предложил помощь, которую отвергли. Кто же в этом виноват?

Цывинский подводит итог: "...с тех пор наша была "дружба" прекратилась на все дальнейшее плавание". Так и оказалось.

Вновь о "Джигите" Цывинский в своих воспоминаниях упоминает уже по приходу "Наездника" в Копенгаген, где ожидалось, что он мог бы быть. Как стало известно - "Джигит" на этом участке маршрута зашел в Амстердам (куда русские корабли обычно не заходили), и офицеры "Наездника" считали, что это было сделано, чтобы лишний раз не встречаться с ними.

Конечно, двум кораблям русского флота и их экипажам пришлось встретиться в конечной точке маршрута, в пункте базирования - в Кронштадте, где они прошли царский смотр в составе группы кораблей вернувшихся из заграничного плавания. Что касается нарушенной дружбы - это закономерный результат соперничества, которое часто бывает неизбежным.

В дальнейшем и "Наездник" и "Джигит" еще не раз ходили в дальние походы, но их командиры, в том числе и новые, подобных "соревнований" уже не устраивали. Леонид Константинович Кологерас еще пять лет командовал "Наездником", дослужившись до капитана 1 ранга (за отличие), а Де-Ливрона уже через год на мостике "Джигита" сменил К.П.Миллер.

Оба офицера стали адмиралами, и не мало сделали для развития русского флота, что касается "вражды" - то думаю, это было скорее было своего рода демонстрацией профессионального мастерства, хотя и вызывало негативные эмоции. А их соперничество осталось в истории не только на страницах воспоминаний, но и на страницах художественных произведений.

Клипер "Крейсер" на Балтике
Клипер "Крейсер" на Балтике

В заключении несколько слов о самих кораблях. Клипер "Джигит" принадлежал к клиперам типа "Крейсер", имевшим железный корпус и деревянную обшивку (в два ряда). "Джигит" принадлежал к первой серии из четырех кораблей данного типа, , строился в Петербурге, на Галерном островке, казенными средствами и был спущен на воду в 1876 году. Его паровая машина (1500 и.л.с.) была изготовлена на Ижорских заводах, и на испытаниях он показал скорость 12 узлов. "Наездник" часто относят к следующей серии русских клиперов, считая его головным (из 4 единиц), но по сути - это тот же тип "Крейсер", построенный по смешанной системе (металлический набор и деревянная обшивка корпуса). Клипер "Наездник" также строили в России - в Петербургском Новом Адмиралтействе казенными средствами, а вот его паровая машина была изготовлена в Англии на заводе Пэна (возможно это и сыграло свою роль в противостоянии двух клиперов). Мощность британской машины составила 1700 л.с., что обеспечило клиперу скорость хода 13 узлов. Вот отсюда и его "резвость", ))).

 Затонувший "Джигит" в Порт-Артуре
Затонувший "Джигит" в Порт-Артуре

Получается, что это были почти однотипные корабли, имевшие незначительные отличия. В чем они отличались так это в судьбе: после более чем 25 летней службы "Наездник" в 1903 году бал разобран в Кронштадте, а "Джигит" так и остался на Дальнем Востоке, погибнув на рейде Порт-Артура в декабре 1904 года.