Железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой до 1855 называлась Санкт-Петербурго-Московской, затем Николаевской, а с 1923 была переименована в Октябрьскую. В 1842 указ о её строительстве подписал Николай I:
Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности.
Оба вокзала – в Москве и в Петербурге – спроектировал архитектор Константин Тон, ректор Императорской академии художеств, построивший Большой Кремлёвский дворец, Оружейную палату и храм Христа Спасителя.
Строительство обоих зданий началось одновременно, в 1844. Тон создал проекты в стиле неоренессанса: фасады с двухъярусными часовыми башнями и большими венецианскими окнами. При строительстве использовались чугунные колонны и перекрытия – инженерное достижение того времени. Два здания очень похожи.
Кроме вокзалов, К.А. Тон построил здание Веерного депо Николаевской железной дороги в Москве:
Всего на маршруте Петербург – Москва было построено девять таких ротонд, увенчанных куполами и предназначенных для технического обслуживания и ремонта паровозов:
Посмотрите, как красиво выглядит веерное депо издали на старом фото:
Движение на отдельных участках железной дороги началось уже в 1846, а в 1851 состоялось официальное открытие: по новой дороге отправили первый «всенародный поезд» для пассажиров. «Санкт-Петербургские ведомости» писали:
1 ноября останется днём, навсегда памятным для России: в этот день происходило ... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы – голову и сердце России.
Первый поезд состоял из паровоза, двух мягких, трёх жёстких и одного багажного вагона. В первый рейс отправились 192 пассажира. Поезд вышел из Петербурга в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. Общее время в пути составило 21 час 45 минут.
Но это официальное открытие. А самыми первыми пассажирами были не обычные горожане, а солдаты императорского полка. Когда убедились, что поездка безопасна, на поезде из Петербурга в Москву поехал сам Николай I с семьёй и приближёнными. И только после этого поехали первые пассажиры.
В 1860-х по новой железной дороге из Петербурга в Москву выехал французский поэт и путешественник Теофиль Готье. Он был поражён: в поезде прекрасно кормили (из еды он запомнил щи и жаркое из рябчика) и подавали лучшие французские вина.
Также его поразила архитектура станций:
Построенные по единому плану станции великолепны. В их архитектуре удачно сочетаются красные тона кирпича и белый камень. Но тот, кто видел одну из них, видел их все.
Т. Готье «Путешествие в Россию»
Готье описал пассажирский вагон первого класса как нечто похожее на квартиру с прихожей и туалетной комнатой:
Я очутился как бы в доме на колёсах, и тяготы путешествия в карете мне не грозили. Я мог встать, походить, пройти из одной комнаты в другую с той свободой движений, коей лишён несчастный, зажатый в дилижансе, в почтовой карете или в таком вагоне, какими их ещё делают во Франции.
...Русские поезда топятся дровами, а не каменным углем. Берёзовые или сосновые поленья уложены в поленницы на тендере, и запас их пополняется на станциях, где устроены дровяные склады.
...Улегшись на диван головой на сумку со спальными принадлежностями, укрывшись шубой, я быстро заснул в этом совершенном уюте, укачиваемый мерными потряхиваниями поезда.
В 1858 из Петербурга в Москву отправился писатель Александр Дюма. Ему поездка по Николаевской железной дороге не понравилась:
...дорога из Санкт-Петербурга в Москву тянется то степью, то бесконечными лесами; нет ни малейшей возвышенности, которая придала бы пейзажу живописность»...
Сетовал на плохую организацию и медлительность передвижения, хотя это была совершенная в техническом отношении железная дорога. Единственное, что развлекло Дюма во время поездки, – это вид лесного пожара.
Расстояние между Петербургом и Москвой по прямой составляет 598 верст (634 километра), железная дорога получилась длиной в 604 версты (644 километра). Это расстояние поезда проходили тогда за двадцать с лишним часов. Средняя скорость поезда составляла 29,6 км/ч.
На станциях поезда надолго останавливались, чтобы поменять паровоз, проверить техническое обеспечение, дать возможность отдохнуть машинистам.
Железная дорога воспринимались тогда как чудо
Кстати, башни с часами были не просто украшением двух вокзальных зданий. Их можно считать символом наступающей новой эры, эры машин и новых скоростей.
Для сравнения: тройка лошадей развивала скорость не более 45-50 км/ч и, конечно, не могла постоянно держать такую скорость, да и доступна была не всем. Крестьяне добирались до ближайших городов пешком или на телегах.
Скорость «почтовых» составляла 11-13 км/ч летом и 8 км/ч – зимой. Лошадей приходилось часто менять, а значит, терять время на станции.
В 1742 Елизавета Петровна доехала из Петербурга на свою коронацию в Москву за три дня вот на таком возке:
Ехали днём, ночью отдыхали. Но это был рекорд. Императрица торопилась, загнали много лошадей.
У А.С. Пушкина, часто ездившего между двумя столицами, дорога занимала примерно пять дней. В непогоду и распутицу – больше: «Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумёртвый», – писал Александр Сергеевич в очерке «Путешествие из Москвы в Петербург».
Мы живём в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги... то моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.
Александру Сергеевичу не довелось увидеть чугунную дорогу и проехать по ней на поезде. Уже после его кончины брат Лев Сергеевич писал в 1842:
От Петербурга до Москвы через четыре года будет окончена железная дорога. Но улучшение дорог внутренних губерний не предполагается. Эта местная отрывочная роскошь у меня с ума не идёт. 52 губернии в продолжение нескольких месяцев в году между собой почти без сообщения, а столицы соединены железными полосами. Россия словно нищий в лохмотьях и белых лайковых перчатках.
А вскоре уже и он сам, и его племянники, дети Александра Сергеевича, и Наталья Николаевна совершали переезды из одной столицы в другую по железной дороге...
Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось.
У пассажирских поездов 1920-х среднее время в пути составляло 15 часов.
Сегодня Сапсан преодолевает расстояние между двумя столицами за три часа 50 минут.
К концу 2027 будет запущена новая магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой: время пути составит 2,5 часа.