Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Москва – Санкт-Петербург: железная дорога, соединившая две столицы

Железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой до 1855 называлась Санкт-Петербурго-Московской, затем Николаевской, а с 1923 была переименована в Октябрьскую. В 1842 указ о её строительстве подписал Николай I: Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности. Оба вокзала – в Москве и в Петербурге – спроектировал архитектор Константин Тон, ректор Императорской академии художеств, построивший Большой Кремлёвский дворец, Оружейную палату и храм Христа Спасителя. Строительство обоих зданий началось одновременно, в 1844. Тон создал проекты в стиле неоренессанса: фасады с двухъярусными часовыми башнями и большими венецианскими окнами. При строительстве использовались чугунные колонны и перекрытия – инженерное достижение того времени. Два здания очень похожи. Кроме вокзалов, К.А. Тон построил здание Веерного депо Николаевской железной дороги в Москве: Всего на маршруте Петербург – Москва было построено девять таких рото

Железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой до 1855 называлась Санкт-Петербурго-Московской, затем Николаевской, а с 1923 была переименована в Октябрьскую. В 1842 указ о её строительстве подписал Николай I:

Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности.
Ленинградский вокзал в Москве. Фото 2024 года, сейчас здание вокзала находится на реконструкции.
Ленинградский вокзал в Москве. Фото 2024 года, сейчас здание вокзала находится на реконструкции.

Оба вокзала – в Москве и в Петербурге – спроектировал архитектор Константин Тон, ректор Императорской академии художеств, построивший Большой Кремлёвский дворец, Оружейную палату и храм Христа Спасителя.

Строительство обоих зданий началось одновременно, в 1844. Тон создал проекты в стиле неоренессанса: фасады с двухъярусными часовыми башнями и большими венецианскими окнами. При строительстве использовались чугунные колонны и перекрытия – инженерное достижение того времени. Два здания очень похожи.

Кроме вокзалов, К.А. Тон построил здание Веерного депо Николаевской железной дороги в Москве:

-4

Всего на маршруте Петербург – Москва было построено девять таких ротонд, увенчанных куполами и предназначенных для технического обслуживания и ремонта паровозов:

Посмотрите, как красиво выглядит веерное депо издали на старом фото:

Станция Окуловка и железнодорожное веерное депо Николаевской железной дороги.
Станция Окуловка и железнодорожное веерное депо Николаевской железной дороги.

Движение на отдельных участках железной дороги началось уже в 1846, а в 1851 состоялось официальное открытие: по новой дороге отправили первый «всенародный поезд» для пассажиров. «Санкт-Петербургские ведомости» писали:

1 ноября останется днём, навсегда памятным для России: в этот день происходило ... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы – голову и сердце России.
На гравюре «Санкт-Петербурго - Московская железная дорога»
изображён выезд одного из первых поездов из Николаевского вокзала.
На гравюре «Санкт-Петербурго - Московская железная дорога» изображён выезд одного из первых поездов из Николаевского вокзала.

Первый поезд состоял из паровоза, двух мягких, трёх жёстких и одного багажного вагона. В первый рейс отправились 192 пассажира. Поезд вышел из Петербурга в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. Общее время в пути составило 21 час 45 минут.

Но это официальное открытие. А самыми первыми пассажирами были не обычные горожане, а солдаты императорского полка. Когда убедились, что поездка безопасна, на поезде из Петербурга в Москву поехал сам Николай I с семьёй и приближёнными. И только после этого поехали первые пассажиры.

В 1860-х по новой железной дороге из Петербурга в Москву выехал французский поэт и путешественник Теофиль Готье. Он был поражён: в поезде прекрасно кормили (из еды он запомнил щи и жаркое из рябчика) и подавали лучшие французские вина.

Также его поразила архитектура станций:

Построенные по единому плану станции великолепны. В их архитектуре удачно сочетаются красные тона кирпича и белый камень. Но тот, кто видел одну из них, видел их все.
Т. Готье «Путешествие в Россию»
Станция Крюково Николаевской железной дороги.
Станция Крюково Николаевской железной дороги.

Готье описал пассажирский вагон первого класса как нечто похожее на квартиру с прихожей и туалетной комнатой:

Я очутился как бы в доме на колёсах, и тяготы путешествия в карете мне не грозили. Я мог встать, походить, пройти из одной комнаты в другую с той свободой движений, коей лишён несчастный, зажатый в дилижансе, в почтовой карете или в таком вагоне, какими их ещё делают во Франции.
...Русские поезда топятся дровами, а не каменным углем. Берёзовые или сосновые поленья уложены в поленницы на тендере, и запас их пополняется на станциях, где устроены дровяные склады.
...Улегшись на диван головой на сумку со спальными принадлежностями, укрывшись шубой, я быстро заснул в этом совершенном уюте, укачиваемый мерными потряхиваниями поезда.

В 1858 из Петербурга в Москву отправился писатель Александр Дюма. Ему поездка по Николаевской железной дороге не понравилась:

...дорога из Санкт-Петербурга в Москву тянется то степью, то бесконечными лесами; нет ни малейшей возвышенности, которая придала бы пейзажу живописность»...

Сетовал на плохую организацию и медлительность передвижения, хотя это была совершенная в техническом отношении железная дорога. Единственное, что развлекло Дюма во время поездки, – это вид лесного пожара.

Расстояние между Петербургом и Москвой по прямой составляет 598 верст (634 километра), железная дорога получилась длиной в 604 версты (644 километра). Это расстояние поезда проходили тогда за двадцать с лишним часов. Средняя скорость поезда составляла 29,6 км/ч.

На станциях поезда надолго останавливались, чтобы поменять паровоз, проверить техническое обеспечение, дать возможность отдохнуть машинистам.

Железная дорога воспринимались тогда как чудо

Кстати, башни с часами были не просто украшением двух вокзальных зданий. Их можно считать символом наступающей новой эры, эры машин и новых скоростей.

Для сравнения: тройка лошадей развивала скорость не более 45-50 км/ч и, конечно, не могла постоянно держать такую скорость, да и доступна была не всем. Крестьяне добирались до ближайших городов пешком или на телегах.

Скорость «почтовых» составляла 11-13 км/ч летом и 8 км/ч – зимой. Лошадей приходилось часто менять, а значит, терять время на станции.

В 1742 Елизавета Петровна доехала из Петербурга на свою коронацию в Москву за три дня вот на таком возке:

Возок Елизаветы Петровны из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.
Возок Елизаветы Петровны из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.

Ехали днём, ночью отдыхали. Но это был рекорд. Императрица торопилась, загнали много лошадей.

У А.С. Пушкина, часто ездившего между двумя столицами, дорога занимала примерно пять дней. В непогоду и распутицу – больше: «Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумёртвый», – писал Александр Сергеевич в очерке «Путешествие из Москвы в Петербург».

Мы живём в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги... то моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.

Александру Сергеевичу не довелось увидеть чугунную дорогу и проехать по ней на поезде. Уже после его кончины брат Лев Сергеевич писал в 1842:

От Петербурга до Москвы через четыре года будет окончена железная дорога. Но улучшение дорог внутренних губерний не предполагается. Эта местная отрывочная роскошь у меня с ума не идёт. 52 губернии в продолжение нескольких месяцев в году между собой почти без сообщения, а столицы соединены железными полосами. Россия словно нищий в лохмотьях и белых лайковых перчатках.

А вскоре уже и он сам, и его племянники, дети Александра Сергеевича, и Наталья Николаевна совершали переезды из одной столицы в другую по железной дороге...

Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось.

У пассажирских поездов 1920-х среднее время в пути составляло 15 часов.

Сегодня Сапсан преодолевает расстояние между двумя столицами за три часа 50 минут.

К концу 2027 будет запущена новая магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой: время пути составит 2,5 часа.