Найти тему
Москва, любовь моя

Об утраченном веерном депо Николаевской железной дороги

Никогда не узнала бы о нём, если бы не проехала мимо на электричке. Красивое и очень необычное здание - увенчанная куполом ротонда, - оно мелькнуло в окне и исчезло, на фото получилось лишь частично:

Здание находится рядом с Комсомольской площадью, между железнодорожными путями Ленинградского и Ярославского вокзалов. Это веерное депо Николаевской железной дороги, построенное в 1846 - 1851 по проекту К.А. Тона, ректора Императорской академии художеств, построившего Большой Кремлёвский дворец, Оружейную палату и храм Христа Спасителя.

Дорога соединяла две столицы, а строилась она по указу Николая I, потому и называлась Николаевской. Всего на маршруте Петербург - Москва было построено девять таких ротонд, предназначенных для технического обслуживания и ремонта паровозов. Три года над строительством работали К.А. Тон и его ученик, архитектор Департамента железнодорожного транспорта, уроженец Варшавы Р.А. Желязевич.

На старом рисунке видно, что здание стояло на берегу водоёма, посмотрите, какая красота:

-2

Водоём этот - Красный пруд. Самый большой в Москве: 23 гектара! На его берегу находилось древнее Красное село. Названы и пруд, и село Красными из-за того, что местность была очень живописной. Но со строительством Николаевской железной дороги и вокзалов - Николаевского (это будущий Ленинградский) и (будущего) Ярославского - пруд постепенно засыпáли.

До поры до времени его спасало то, что он был водохранилищем. Но с появлением водопровода Красный пруд потерял своё значение и был засыпан окончательно. Его перестали указывать на картах Москвы с 1911.

РЖД не церемонится ни со сносом зданий, ни с уничтожением водоёмов - они алчные и быстрые на расправу.

А память о Красном селе осталась в названии Красносельского района Москвы.

Вернувшись в Москву, пошла искать эту чудесную ротонду, там между путями двух вокзалов её и обнаружила. Но сейчас это полный новодел:

А раньше... Кирпичное здание диаметром 64 метра когда-то было перекрыто огромным куполом со световым фонарём в центре и окнами по бокам. Высота свода 32 метра - восьмиэтажный дом!

Внутри это был огромный круглый ангар. В центре – рельсовый поворотный круг, на который въезжали паровозы - по одному из четырёх сквозных выездов. Благодаря движению механической рамы в центре круга, они вставали на ремонт в одно из 22 "стойл". Рельсы, действительно, расположены веером - поэтому здание круглое и называлось "веерное депо":

-5

По соседству, через дорогу, находится водонапорная башня. Она тоже присутствует на старинном рисунке (см. выше). В обязательный инфраструктурный набор каждого такого железнодорожного комплекса входила помимо депо ещё и водонапорная башня. Воду черпали из Красного пруда.

-6

Башня и ротонда представляли единый архитектурный ансамбль и объединены общими архитектурными деталями - сдвоенными арочными окнами, фигурными кирпичными карнизами. Их внешний облик ассоциируется с крепостью или замком:

-7

Из метро Комсомольская (выход 2), надо обойти фонтан с Георгием Победоносцем справа и пройти между административным зданием Ленинградского вокзала и ж/д путями вокзала Ярославского.

-8

В ротонду доступа нет, её можно просто обойти кругом. А вот в башню можно не только войти, но и на неё подняться. Внутри работают какие-то учреждения. Вид у всего этого - крайне заброшенный.

Вот как эти два здания показаны на Яндекс.Картах, среди железнодорожных путей двух вокзалов:

-10

За долгое время своего существования здание, конечно, претерпело ряд перестроек, пока использовалось по назначению. Но времена менялись, прогресс наступал, паровозы уходили в прошлое.

С наступлением эры электричества большинство императорских депо были заброшены. Московское депо превратили сначала - в завод "Макет", входящий в железнодорожную инфраструктуру. В 1995 предприятие приватизировали, оно перешло в частные руки и на его территории возник рынок.

Были утрачены металлический купол и поворотный круг, разобраны рельсы. В здании установили межэтажные перекрытия, которые разделили высокий ангар на три этажа и бесчисленное количество комнат, которые сдавалось под торговые павильоны. В стены были кое-как врезаны окна, а вокруг появились многочисленные пристройки.

Но время шло, постепенно здание ветшало, дошло до аварийного состояния и тогда опустело. Долгие годы стояло заброшенным.

В 2011 бывшее веерное депо было выкуплено у частных собственников. Специалисты Москомнаследия провели обследование и оказалось, что оно разрушено до такой степени, что реставрировать там уже нечего. Поэтому была проведена реконструкция: пригнали экскаваторы и бо́льшая часть исторического здания была снесена, остался только каркас "рёбер":

-11

Затем на этом месте было построено новое здание, которое лишь выглядит, как старое, историческое, а по сути - новодел. Называется "восстановили исторический облик здания".

Очень жаль.

Одно время после реконструкции в здании располагалась книжная ярмарка. Сейчас оно пустует и зарастает травой и деревьями.

Реконструкция - хорошо это или плохо? Трудно сказать. Но если бы не реконструкция, то здание просто сравняли бы с землёй. А так будет хоть память о том, что здесь было когда-то.

Как вы считаете?

Адрес депо: Комсомольская площадь, д. 3/30, стр. 1.

Адрес башни: проезд Комсомольской площади, д. 12.