Найти в Дзене

Пользуясь искусственным интеллектом важно не допустить деградации естественного интеллекта

/начало здесь/ Вообще, ИИ нельзя даже назвать "интеллектом" (качеством психики ЧЕЛОВЕКА). Это лишь некое качество МАШИНЫ, имитирующей интеллектуальную деятельность человека (хотя цель поставлена создавать машины, умеющие "думать и учиться как люди"). Интеллект — производное биологии, живого, эволюции. Никакие машины и алгоритмы никогда не смогут быть разумными. Разумеется, само понятие "искусственный интеллект", конечно, не имеет смысла менять (я к этому и не призываю), как нельзя и препятствовать развитию ИИ Поскольку, его развитие всё равно будет идти - прогресс не остановить. Но, главное, понимать, что под ИИ подразумевается. ИИ никогда не сможет замечать неизвестные закономерности, производить новые знания, открывать новые направления в науке, на что способен только естественный интеллект. В целях ускоренного развития ИИ в России разработана: НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (в ред. Указа Президента РФ от 15.02.2024 №124) В ней дано
Оглавление

/начало здесь/

Искусственный интеллект поторопились назвать "интеллектом".

Вообще, ИИ нельзя даже назвать "интеллектом" (качеством психики ЧЕЛОВЕКА). Это лишь некое качество МАШИНЫ, имитирующей интеллектуальную деятельность человека (хотя цель поставлена создавать машины, умеющие "думать и учиться как люди").

Интеллект — производное биологии, живого, эволюции. Никакие машины и алгоритмы никогда не смогут быть разумными.

Разумеется, само понятие "искусственный интеллект", конечно, не имеет смысла менять (я к этому и не призываю), как нельзя и препятствовать развитию ИИ Поскольку, его развитие всё равно будет идти - прогресс не остановить. Но, главное, понимать, что под ИИ подразумевается.

ИИ никогда не сможет замечать неизвестные закономерности, производить новые знания, открывать новые направления в науке, на что способен только естественный интеллект.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта в России.

В целях ускоренного развития ИИ в России разработана:

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. Указа Президента РФ от 15.02.2024 №124)

В ней дано определение понятия:

"искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений; (в ред. Указа Президента РФ от 15.02.2024 №124)"

Использование слова "имитировать"[когнитивные функции человека] даёт понять, что нельзя возможности ИИ ставить выше возможностей человека.

Искусственный интеллект - помощник, консультант человека, обладающего естественным интеллектом человека.

Искусственный интеллект - лишь помощник, но никак не заменитель интеллекта человека.

/из доступного фонда Яндекс. Картинки/
/из доступного фонда Яндекс. Картинки/

Он для человека как справочник, как консультант, который накапливает, отбирает, обрабатывает информацию, но не мыслит, не делает правильные выводы (ИИ "думает бесчеловечно"). Для этого у него не хватает эмоциональной составляющей мышления (имеющейся только у человека).

"душу и чувства в математические модели пока перевести нельзя".

Сегодня ещё не до конца понято - что такое человеческий интеллект, поэтому, невозможно создать и искусственный интеллект, несмотря на то, что нейросети созданы по принципу организации сетей нервных клеток (нейронов) человеческого мозга.

"Важно, чтобы при использовании искусственного интеллекта (ИИ) люди не потеряли навыки естественного интеллекта."

Искусственный интеллект, как известно, способен к обучению.

Приведу пример, что результаты обучения не всегда бывают адекватны тому, что задумали "учителя".

Прочитала о случае, когда нейросеть обучали распознаванию моделей танков по фото. Но, в результате, как выяснилось позже, нейросеть «научилась» вместо распознавания типов танков, разбираться в разновидностях ландшафта (фона), на котором были изображены танки.)))

Возможно, конечно, что и "учителя" у данной "высокоинтеллектуальной машины" были не слишком интеллектуально развиты.

Сегодня многие ученые высказывают сомнения, что когда-либо можно будет достичь истинного самосознания ИИ, сравнимого с человеческим.

Но, я думаю, надеяться нужно на лучшее.

Риски использования искусственного интеллекта в образовании.

Зная, что к некоторым нашим людям в полной мере применима пословица "Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибёт!", хотелось бы предостеречь всех от некритичного использования ИИ в образовании.

Например, ИИ может помогать студентам в процессе обучения, но писать за них курсовые и дипломные позволять нельзя.

Также опасно, если студенты будут усваивать недостоверные данные или искаженный смысл текста (такое у нейросетей бывает) и использовать их в будущем.

Разве что в изучении иностранных языков (в нашей стране с этим плохо) искусственный интеллект мог бы сегодня помочь, потому что языковые модели считаются лучшими в сфере искусственного интеллекта. Но дело, наверняка, в подготовке кадров.

Учёные отмечают:

Использование обучающимися (школьниками и студентами) для своих ответов искусственного интеллекта вместо самостоятельного поиска, анализа и синтеза информации, составления выводов, способствует деградации личности. Вплоть до сокращения словарного запаса и утраты способности правильно подбирать слова.

Если искусственный интеллект всё будет за студентов решать, они постепенно утратят навыки логического мышления.

_________________

На тему искусственного интеллекта разговоры ещё впереди.

Сегодня же, в этой статье я хотела лишь сказать, что "искусственному интеллекту" ещё нужно дорасти до своего названия, данного ему авансом.

При этом, школьников уже с 6-7-го класса не мешало бы знакомить с основами ИИ, ибо, как сказано в вышеприведённом документе:

"Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации в случае недостаточного развития и использования
конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация
приоритетных направлений научно-технологического развития страны
замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и
технологическое отставание."

Разумеется, что мы не желаем своей стране подобного, негативного, исхода событий.

Однако, при всём при том, даже говоря о необходимости развития сферы информационных технологий и искусственного интеллекта, важно не забывать о развитии естественного интеллекта молодого поколения.

____________

#мышление #искусственный интеллект #естественныйинтеллект #ИИ #образование #эволюция #деградация #развитиеинтеллекта

-2