Найти в Дзене

Как не выгореть на работе: советы психолога для медиков и всех, кто работает с людьми

Почему врачи уходят из профессии? Не потому, что им не хватает знаний или опыта. А потому что они выгорают. Постоянный стресс, отсутствие поддержки, эмоционально заряжённые пациенты, переработки, ночные дежурства… Всё это выматывает не только тело, но и душу. Ирина Прокопенко — психолог, схема-терапевт, клинический тренер и эксперт нашей программы «Забота о медиках» — делится практическими рекомендациями, как не просто справляться, а выстраивать эмоциональную устойчивость. Эти советы подойдут не только врачам, но и любому, кто ежедневно «горит» на работе, отдавая себя людям. По отношению к медикам обычные люди высказывают три варианта мнений. Первое — негативное: потому, что их не выслушали, не поговорили, не сказали что-то. Второе — с небольшим креном в долженствование: медики «должны». Третий вариант — позитивный: выслушали, помогли. Во всех вариантах людям важно, как общался медик с ними, и дал ли что хочет человек. Часто бывает, что общаться почти невозможно: пациент сильно взволно
Оглавление

Почему врачи уходят из профессии? Не потому, что им не хватает знаний или опыта. А потому что они выгорают. Постоянный стресс, отсутствие поддержки, эмоционально заряжённые пациенты, переработки, ночные дежурства… Всё это выматывает не только тело, но и душу.

Ирина Прокопенко — психолог, схема-терапевт, клинический тренер и эксперт нашей программы «Забота о медиках» — делится практическими рекомендациями, как не просто справляться, а выстраивать эмоциональную устойчивость. Эти советы подойдут не только врачам, но и любому, кто ежедневно «горит» на работе, отдавая себя людям.

-2

Что говорит Ирина Прокопенко:

По отношению к медикам обычные люди высказывают три варианта мнений. Первое — негативное: потому, что их не выслушали, не поговорили, не сказали что-то. Второе — с небольшим креном в долженствование: медики «должны». Третий вариант — позитивный: выслушали, помогли.

Во всех вариантах людям важно, как общался медик с ними, и дал ли что хочет человек. Часто бывает, что общаться почти невозможно: пациент сильно взволнован, не слышит, иногда кричит. А в большинстве случаев медики просто не успевают уделить время всем, его очень мало или уже нет сил.

Поэтому хочу дать рекомендации для тех, кто в строю и кому сложно, плохо и некем их заменить. Без предисловий и банальностей в роде «пейте больше воды» или «высыпайтесь».

1. Профессиональная позиция.

Оцените «кем» вы ходите на работу. Если вы приходите на работу и не превращаетесь в доктора Марию Ивановну или медсестру Ольгу Петровну, а остаетесь Машей и Олей, есть большая вероятность очень быстро выгореть. Профессиональная позиция — особое состояние, которое включает нашу профессиональную субличность. Ваша профессиональная позиция формируется, когда вы сознательно выделяете в своем поведении отдельную роль — в данном случае, медсестры или врача. Вам нужно максимально «вжиться» в эту роль, понимая, что теперь ваши реакции будут другими.

  • Безопасный внешний вид и выражение лица
  • Четкие личные и профессиональные границы
  • Ограничения на выражение эмоций и повышенная бдительность
  • Реакция на неадекватное поведение пациента исходя из коммуникативной потребности пациента, его безопасности и комфорта

Умение четко выстроить границы с пациентом позволят вам не выгореть и получать удовольствие от работы.

Как понять, что у вас сформирована профессиональная позиция?

  • Вы чувствуете себя наставником и помощником пациента, а не начальником или служанкой.
  • У вас не возникает обиды на пациентов, которые грубят или ведут себя неадекватно.
  • В процессе разговора вам удается одновременно замечать состояние пациента, свое состояние и поддерживая разговор, планировать ваши действия.

2. Оцените, как вы спите.

Не только сколько, но и как. Важно, чтобы было прохладно, темно и не было отвлекающих факторов, таких как светящая реклама за окном, луна, которая светит в глаза, зеркало в спальне, горящий красный глаз светодиода от телевизора. Все это активирует ориентировочный рефлекс и выдергивает вас из глубокого сна в поверхностный. А потом ваши часы показывают, что вы не просто мало спали, но и сон был поверхностный. Вы почти не отдохнули! Попробуйте сделать себе уютную норку, где можно расслабиться.

3. Время с детьми.

Оцените, кто проводит с вашими детьми, вечерние ритуалы. Если у вас маленькие дети, они требуют очень большого внимания. Попробуйте разделить ответственность с близкими в том, чтобы уложить детей. Вам очень нужно время выдохнуть и побыть на едине с собой.

4. Микро-ритуалы переключения.

Перед входом в отделение или после сложного пациента важно осознанно "стряхнуть" напряжение (физический жест, как будто сбрасываешь груз). Это создает условный рефлекс: "я оставляю стресс здесь".

5. Включайте мышцы.

Если вы работаете в отделении, где вы можете расслабиться 15 минут в кабинете или сестринской, попробуйте снизить мышечное напряжение не расслаблением, а наоборот напряжением определенных мышц. Сначала сильно сожмите пальцы на ногах, подержите несколько секунд потом расслабьте. Так же сделайте с икрами, сожмите и расслабьте бедра, руки, плечи и, наконец, лицо. Скорчите гримасу на лице, сожмите нос, губы, как будто вам противно, а затем расслабьте лицо — и вы заметите, как расслабляется все тело.

6. Любимый аромат против стресса

Если у вас есть любимые духи или туалетная вода, нанесите их на руку. Вы сможете поднести руку к лицу и вдохнуть запах, который вас успокаивает и вам станет легче.

7. Делитесь переживаниями

Расскажите кому-нибудь о том, что у вас происходит. Пусть это будет подруга/друг или дневник. Сгрузите ваше напряжение и сомнения и вам станет легче.

8. Выражайте гнев без гнева.

В медицине часто работают люди, которые не умеют выражать гнев. Они очень долго терпят и потом взрываются. Если вы такой человек, проанализируйте, как вы выражаете гнев и когда это было в последний раз. Часто людям рекомендуют выразить гнев в том, чтобы бить подушку. Но это не приносит облегчения, потому что подушка не дает сдачи. Возьмите пустую двухлитровую бутылку, откройте ее и двумя руками пытайтесь скрутить или сжать. При этому думайте о той неприятной ситуации, где хотите выразить гнев. Бутылка жесткая, и вы почувствуете сопротивление. Тем самым вы сможете выразить свои чувства гнева, а после почувствуете облегчение.

Забота о себе — это не слабость, а профессиональный навык

Эмоциональное выгорание — это не миф и не просто усталость. Это состояние, которое разрушает лучших специалистов и может навсегда оттолкнуть от любимого дела. Умение восстанавливаться, переключаться, соблюдать границы — жизненно важные навыки, особенно для тех, кто работает с людьми.