Найти в Дзене

«Броненосец "Потемкин"». Столетие кинореволюции

Ровно сто лет назад, в 1925 году, на экраны вышел фильм, который навсегда изменил представление о кинематографе. Речь идет о «Броненосце "Потемкин"» Сергея Эйзенштейна — картине, ставшей настоящей вехой в истории мирового кино. Сам Эйзенштейн, гений и классик, ученик и соратник Всеволода Мейерхольда, создал настоящую «азбуку кино», и «Броненосец» стал одним из ее самых ярких проявлений. Название фильма говорит само за себя, повествуя о знаменитом восстании на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». Это событие, произошедшее с 27 июня по 8 июля 1905 года (14–25 июня по старому стилю), стало одним из центральных эпизодов Первой русской революции. Поводом для восстания послужил, казалось бы, прозаический, но для матросов роковой инцидент: обед из испорченного мяса. Отказавшись от еды, возмущенные матросы столкнулись с попыткой командования силой восстановить порядок. Этот конфликт и перерос в вооруженное восстание, которое эхом прокатилось по всей стране. Интересно, что изначально Сергей
Оглавление

Ровно сто лет назад, в 1925 году, на экраны вышел фильм, который навсегда изменил представление о кинематографе. Речь идет о «Броненосце "Потемкин"» Сергея Эйзенштейна — картине, ставшей настоящей вехой в истории мирового кино. Сам Эйзенштейн, гений и классик, ученик и соратник Всеволода Мейерхольда, создал настоящую «азбуку кино», и «Броненосец» стал одним из ее самых ярких проявлений.

Исторический подтекст

Название фильма говорит само за себя, повествуя о знаменитом восстании на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». Это событие, произошедшее с 27 июня по 8 июля 1905 года (14–25 июня по старому стилю), стало одним из центральных эпизодов Первой русской революции.

Поводом для восстания послужил, казалось бы, прозаический, но для матросов роковой инцидент: обед из испорченного мяса. Отказавшись от еды, возмущенные матросы столкнулись с попыткой командования силой восстановить порядок. Этот конфликт и перерос в вооруженное восстание, которое эхом прокатилось по всей стране.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Идея и реализация

Интересно, что изначально Сергей Эйзенштейн планировал гораздо более масштабную картину, посвященную всем событиям революции 1905 года. Однако из-за недостаточного финансирования и ряда других условий этот грандиозный замысел пришлось скорректировать. Режиссер принял решение сосредоточиться на одном, но наиболее символичном эпизоде — восстании на броненосце. Местом съемок была выбрана Одесса, где, по расчетам Эйзенштейна, благоприятный климат гарантировал, что погодные условия не помешают бесперебойной работе над фильмом.

Конечно, нельзя забывать, что это было время активного становления советского кинематографа, и фильм «Броненосец „Потемкин“» в первую очередь был идеологическим кино. В 1925 году иначе быть просто не могло. Но гений Эйзенштейна заключался не только в следовании идеологическому заказу, но и в том, как он смог наполнить его мощной художественной и эмоциональной силой.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Новаторский язык кино: монтаж, символизм и эмоции

20-е годы XX века стали временем активных поисков в области киномонтажа, и Эйзенштейн был одним из главных новаторов этого направления. Его теория аттракциона гласила: фильм должен «цеплять» зрителя, вызывать сильные эмоциональные реакции и удерживать его внимание. И «Броненосец» стал ярчайшим воплощением этого принципа.

Символизм картины глубок: бунт на судне — это метафора бунта народа всей Российской империи против угнетения. Эйзенштейн мастерски использовал крупные планы, чтобы акцентировать внимание на эмоциях героев, передать их боль, страх, гнев или решимость. Он заставлял зрителя чувствовать себя частью происходящего, сопереживать героям на подсознательном уровне.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

В немом кино для объяснения сюжета и диалогов активно использовались так называемые интертитры — текстовые вставки. Однако у Эйзенштейна их было очень мало. Он предпочитал объяснять всё через визуальный ряд, через силу изображения, что делало его фильм по-настоящему универсальным и воздействующим.

Фильм обилует знаками и символами, которые придают повествованию глубину и многослойность. Особое внимание уделялось массовке, которая не просто заполняла кадр, а становилась самостоятельным действующим элементом, выразителем коллективного настроения.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Кульминация

Невозможно говорить о «Броненосце», не упомянув его культовые сцены. Одной из самых знаменитых, безусловно, является эпизод на «Потемкинской лестнице». Хотя в реальной истории события развивались иначе, а лестница сама по себе короче, Эйзенштейн сознательно удлинил ее на экране, создав грандиозное, эпическое полотно трагедии. Этот монтажный прием усилил драматизм и масштаб происходящего.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Сам режиссер вспоминал, что идея родилась в нем, когда он сидел на Одесской лестнице и ел вишню, а косточки, которые он кидал вниз скакали по ступеням.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Операторы Эдуард Тиссэ и Владимир Попов создали потрясающую по своей мощи и выразительности картинку, запечатлев каждый момент, каждую эмоцию. А красный флаг, раскрашенный вручную для фильма, стал одним из самых узнаваемых образов в истории кино, символом борьбы и революции.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

«Броненосец „Потемкин“» — стал настоящим манифестом кинематографа как искусства, способного говорить без слов, влиять на умы и сердца, и оставлять неизгладимый след в культуре.

Спасибо за внимание, дорогие друзья! До новых встреч!