Вообще, идея увеличить дальность полёта путём дозаправки в воздухе родилась вскоре после появления самолётов. Уже в 1912 году её пытались осуществить путём передачи в воздухе канистр с бензином с одного самолёта на другой. Конечно, ничего толкового из этого не получилось.
Но эмигрировавший после революции в США наш соотечественник, лётчик и изобретатель Александр Северский - вот он со своим построенным в Америке самолётом:
придумал, как это делать с помощью шланга и 27 июня 1923 года первая в истории дозаправка в воздухе произошла
Конечно, дозаправляется в воздухе и так сказать сухопутная авиация, но нас больше интересует морская, т.к. здесь есть свои особенности.
Вот, например, во время операции «Несокрушимая свобода» в конце 2001 года и в течение 2002 года ударные самолёты с американских авианосцев утюжили Афганистан. Путь туда неблизкий, потом там какое-то время свободу ракетами и бомбами обеспечивать и ещё безопасно вернуться. Без дозаправки никак.
И вообще, авианосцы частенько несут свободу туда, куда громоздкие воздушные танкеры посылать нецелесообразно, поэтому на борту должны быть свои заправщики, с соответствующими размерами и характеристиками.
С этой целью первоначально использовались специально переоборудованные палубные штурмовики "Интрудер", получившие обозначение KA-6D. Вот один из них за работой
Первый полет самолет-заправщик KA-6D совершил 16 апреля 1970 года. KA-6D способен передать в заправляемый самолет 7260 кг топлива (это почти полная заправка истребителя F-14) на расстоянии 560 км от авианосца. Первые KA-6D поступили на вооружение эскадрильи VA-176 25 сентября 1970 года. Всего построено 90 экземпляров.
Но время шло, эти самолёты устарели физически. В 1997 году они были сняты с вооружения, а на замену пришёл опять же специально переоборудованный "Викинг". В основном он использовался как противолодочный, но были другие модификации, в том числе и воздушный топливозаправщик. Здесь он дозаправляет своего боевого собрата
Однако пробил и его час, ведь первые полёты "Викингов" были произведены ещё в 1972 году.
Однако переделывать боевые самолёты в заправщики было признано нецелесообразным. А лучше создать такое устройство, которое, будучи подвешенным к любому самолёту, позволило бы перекачивать топливо из его баков тем, кто в нём нуждается.
У нас оно называется УПАЗ - Универсальный подвесной агрегат заправки, а у американцев, например, "Buddy store", я бы вольно перевёл как "Кладовка приятеля". Вот один из вариантов УПАЗ
В верхней части он подключается к топливной системе самолёта-заправщика. Внутри находится топливозаправочный шланг и насос, приводимый в действие турбинкой, вращаемой набегающим потоком воздуха. В нужный момент носовой обтекатель отодвигается и она начинает качать топливо.
Само собой, и у нас для дозаправки использовались боевые палубные самолёты. Вот МиГ-29К с выпущенным из УПАЗ шлангом
Что интересно, разработчиком первого ПАЗ был наш конструктор по фамилии Северин. Это как создатели советских танков, Кошкин и Котин :)
А это внутреннее устройство агрегата
Стрелкой указан патрубок подачи топлива из самолёта-заправщика. На американских "Buddy store" воздушная турбина не прячется, видимо вращение регулируется разворотом лопастей. О его размерах можно судить по этому снимку
В настоящее время ВМС США используют F/A-18 Super Hornet для дозаправки других палубных самолётов
В принципе, он может взлетать с подвесными баками и боезапасом, после заправки баки сбрасывать и продолжать выполнять боевую задачу с остальной группой. Но понятно, что вес его оружия будет меньше ровно на вес перекачанного топлива. Поэтому всё-таки имела место мысль создать специализированный морской топливозаправщик, а поскольку прогресс не стоит на месте, то сделать его беспилотным.
И вот 4 июня этого года палубный беспилотник-заправщик MQ-25 Stingray фирмы Боинг впервые дозаправил в воздухе другой самолет — истребитель F/A-18 Super Hornet
MQ-25 имеет размах крыльев около 23 метров и оснащён двигателем Rolls-Royce AE 3007N. Дрон может перевозить около 7 тонн топлива на расстояние 500 морских миль. Эта возможность критически важна для расширения дальности полёта палубных истребителей ВМС США, таких как F/A-18 Super Hornet и EA-18G Growler производства Boeing.
MQ-25 — беспилотный летательный аппарат, способный взлетать, находиться в воздухе и приземляться без прямого участия человека. Эта автономность позволяет более эффективно выполнять операции в условиях высокой нагрузки.
Хотя его основная функция — дозаправка в воздухе, MQ-25 также оснащён оборудованием для разведки, наблюдения и рекогносцировки. Кроме того, уникальная конструкция позволит Stingray при необходимости выполнять новые задачи. Эта универсальность делает его ценным инструментом в различных оперативных ситуациях.
Boeing в настоящее время выполняет контракт на строительство и поставку первых девяти MQ-25 для ВМС США и двух образцов для наземных испытаний (статических и усталостных).
Планируется достичь начальной боевой готовности в 2026 году. В общей сложности ВМС намерены закупить 76 самолетов MQ-25 Stingray.
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4