Возвращаемся на выставку «Иван Шультце. Магия люминизма» в галерее «Центр Искусств. Москва» на Волхонке. Эта статья для тех, у кого не было возможности посетить экспозицию и для тех, кто хочет вспомнить великолепные произведения «волшебника света». Начало рассказа про выставку в моей предыдущей статье /ссылку на неё, как и на публикации о жизни и творчестве мастера оставлю, как всегда, внизу/
Проект, организованный «Фондом имени И.Ф. Шультце» к 150-летию со дня рождения художника, располагался в двух залах, и сегодня мы заходим во второй зал. А по дороге обращаем внимание на чудесный зимний пейзаж, который нас встречает перед выставкой в фойе галереи.
Художественный критик Николай Брешко-Брешковский назвал Ивана Федоровича Шультце (1874-1939) «поэтом снега и солнца». И в этом можно было убедиться, посмотрев картины мастера во втором зале экспозиции.
Живописец провел много дней в солнечной долине Энгадина, где расположен популярный горнолыжный курорт Санкт-Мориц. Здесь он изучал световые эффекты написания снега и создавал удивительно реалистичные изображения пушистых сугробов, заснеженных тропинок и утопающих в снегу вершин швейцарских Альп.
После грандиозных выставок, прошедших в США в 1928 и 1929 годах, пейзажи Шультце пользовались огромной популярностью в Америке. И картина «После снегопада» была написана специально по заказу американского банкира и коллекционера Джула Семона Бейча.
Не менее реален снег и при лунном освещении.
Также очень интересен зимний морской пейзаж «Дом при лунном свете». Художник мастерски противопоставил холодный лунный свет теплу домашнего очага.
И остатки снега можно рассмотреть в очень симпатичном пейзаже «Весна в Энгадине. Швейцария», которую можно было увидеть в фойе. Возле небольшой церквушки в долине Фекс, на цветущей полянке пасётся милая белая овечка. О том, насколько правдоподобна живопись Шультце, написал в 1927 году один из британских критиков: «Если бы Иван Шультце написал морковку, ослик гарантированно бы попытался укусить холст».
В продолжение курортной темы – картина «Глицинии», показывающая, в каких роскошных условиях отдыхали аристократы на лучших курортах Средиземноморья.
Также в этом зале были представлены картины, выполненные по впечатлениям от поездок в Египет. В эту африканскую страну художник отправился после своих Арктических экспедиций. В противоположность северным пейзажам в Египте Шультце изучал световые эффекты южной природы: звездную ночь, знойный день и магические закаты. Он создал множество этюдов, по которым позже написал серию картин, посвященную стране пирамид.
Ещё одна картина, привезенная из путешествия, только уже по Италии – «Сумерки на берегу реки». В этой работе Шультце изобразил замок Дориа ХII века и старинный каменный мост ХV века, расположенные на франко-итальянской границе недалеко от Лигурийской границы и вдохновлявшие в своё время Клода Моне и Исаака Левитана. Мастер люминизма, используя эффект контраста, с помощью темных красок передает ощущение таинственности древнего замка и словно переносит нас на века в прошлое.
И любопытны работы, созданные уже за рубежом, но изображающие природу России.
После успеха на Парижском салоне в 1922 году картины «Ноябрьский вечер» художник стал использовать этот сюжет и в других своих работах. Уходящая вдаль река создает глубину и перспективу, а светящиеся розовато-оранжевые краски придают картине «Мартовский вечер в России» особый шарм и сияние.
Работы «Зимний пейзаж» и «Зимний пейзаж у реки» – более ранние вариации на тему картины «Ноябрьский вечер».
В картине «Приближающаяся буря» Шультце удалось уловить очень красивый момент, как сквозь грозовые тучи пробивается солнечный свет.
И замечательно передано тревожное состояние природы в картине «Надвигающаяся гроза». Для этого художник использовал не только правильно подобранное цветовое и световое решение, но и приемы, характерные для русской пейзажной живописи: тщательно прописанные листья деревьев и травы, движение темных туч, рябь на воде.
Совершенно изумительный «Осенний пейзаж» напоминает нам о том, что осень у Шультце – это всегда свет и радость. Он начал работать над осенней темой ещё в России, в своем имении в селе Тростянец в Харьковской губернии и продолжил искать яркие краски и световые эффекты в Париже в Булонском лесу.
Ностальгические ноты по родной России звучат также в картине «Закат на пруду».
И в завершение, ещё две работы с изображением заходящего солнечного света. Обе картины созданы ещё на родине. Первая – «Закат над рекой» – просто волшебная, олицетворение тишины, покоя и удивительной красоты окружающего мира.
А «Летний пейзаж на закате» написан на пленэре под Петербургом. В тот период художник создал целый цикл произведений, посвященных хвойному лесу. Здесь та же композиция, что и в картине «Солнце в лесу» из первой публикации – мы не видим верхушек деревьев, а лишь тщательно прописанную нижнюю часть стволов и ветвей и весь акцент сделан на удивительно красивой игре света и тени.
На этом наше путешествие по выставке Ивана Шультце подошло к концу.
Буду признательна, если в комментариях вы напишите, нужны ли такие полные виртуальные экскурсии уже после окончания выставок или интереснее краткий анонс ещё действующих проектов.
С любовью, ваша Света В.
Начало путешествия по выставке «Иван Шультце. Магия люминизма» в статье
Подробный рассказ о творчестве Ивана Шультце можно найти в публикациях
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Если вы будете на него подписаны, то никогда не пропустите новые публикаций и ещё много всего интересного