Найти в Дзене

«Если бы Иван Шультце написал морковку, ослик гарантированно бы попытался укусить холст». Ещё 53 фотографии с выставки мастера

Возвращаемся на выставку «Иван Шультце. Магия люминизма» в галерее «Центр Искусств. Москва» на Волхонке. Эта статья для тех, у кого не было возможности посетить экспозицию и для тех, кто хочет вспомнить великолепные произведения «волшебника света». Начало рассказа про выставку в моей предыдущей статье /ссылку на неё, как и на публикации о жизни и творчестве мастера оставлю, как всегда, внизу/ Проект, организованный «Фондом имени И.Ф. Шультце» к 150-летию со дня рождения художника, располагался в двух залах, и сегодня мы заходим во второй зал. А по дороге обращаем внимание на чудесный зимний пейзаж, который нас встречает перед выставкой в фойе галереи. Художественный критик Николай Брешко-Брешковский назвал Ивана Федоровича Шультце (1874-1939) «поэтом снега и солнца». И в этом можно было убедиться, посмотрев картины мастера во втором зале экспозиции. Живописец провел много дней в солнечной долине Энгадина, где расположен популярный горнолыжный курорт Санкт-Мориц. Здесь он изучал световы

Возвращаемся на выставку «Иван Шультце. Магия люминизма» в галерее «Центр Искусств. Москва» на Волхонке. Эта статья для тех, у кого не было возможности посетить экспозицию и для тех, кто хочет вспомнить великолепные произведения «волшебника света». Начало рассказа про выставку в моей предыдущей статье /ссылку на неё, как и на публикации о жизни и творчестве мастера оставлю, как всегда, внизу/

Проект, организованный «Фондом имени И.Ф. Шультце» к 150-летию со дня рождения художника, располагался в двух залах, и сегодня мы заходим во второй зал. А по дороге обращаем внимание на чудесный зимний пейзаж, который нас встречает перед выставкой в фойе галереи.

Иван Шультце. Снежные вершины, Давос. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Снежные вершины, Давос. Холст, масло. Частное собрание

Художественный критик Николай Брешко-Брешковский назвал Ивана Федоровича Шультце (1874-1939) «поэтом снега и солнца». И в этом можно было убедиться, посмотрев картины мастера во втором зале экспозиции.

-2
-3
Иван Шультце. Снежные вершины. 1930-е. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Снежные вершины. 1930-е. Холст, масло. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Снежные вершины»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Снежные вершины»

Живописец провел много дней в солнечной долине Энгадина, где расположен популярный горнолыжный курорт Санкт-Мориц. Здесь он изучал световые эффекты написания снега и создавал удивительно реалистичные изображения пушистых сугробов, заснеженных тропинок и утопающих в снегу вершин швейцарских Альп.

Иван Шультце. Зима в Энгадине, Швейцария. 1924. Холст, масло. 60 х 73. Частное собрание
Иван Шультце. Зима в Энгадине, Швейцария. 1924. Холст, масло. 60 х 73. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Зима в Энгадине, Швейцария»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Зима в Энгадине, Швейцария»
Иван Шультце. Вершина в Энгадине. Около 1930. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Вершина в Энгадине. Около 1930. Холст, масло. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Вершина в Энгадине»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Вершина в Энгадине»
Иван Шультце. Зимнее утро. Санкт-Мориц. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Зимнее утро. Санкт-Мориц. Холст, масло. Частное собрание

После грандиозных выставок, прошедших в США в 1928 и 1929 годах, пейзажи Шультце пользовались огромной популярностью в Америке. И картина «После снегопада» была написана специально по заказу американского банкира и коллекционера Джула Семона Бейча.

Иван Шультце. После снегопада. Около 1927-1930. Холст, масло. 38 х 45. Частное собрание
Иван Шультце. После снегопада. Около 1927-1930. Холст, масло. 38 х 45. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «После снегопада»
Фрагмент картины Ивана Шультце «После снегопада»
Иван Шультце. Симфония синего и белого. Около 1926-1927. Холст, масло. 65 х 65. Частное собрание
Иван Шультце. Симфония синего и белого. Около 1926-1927. Холст, масло. 65 х 65. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Симфония синего и белого»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Симфония синего и белого»
Иван Шультце. Зимний вечер. Энгадин. Около 1930. Картон, масло. 33 х 24. Частное собрание
Иван Шультце. Зимний вечер. Энгадин. Около 1930. Картон, масло. 33 х 24. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Зимний вечер. Энгадин»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Зимний вечер. Энгадин»

Не менее реален снег и при лунном освещении.

Иван Шультце. Лунный пейзаж. Около 1927-1930. Холст, масло. 33 х 24. Частное собрание
Иван Шультце. Лунный пейзаж. Около 1927-1930. Холст, масло. 33 х 24. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Лунный пейзаж»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Лунный пейзаж»

Также очень интересен зимний морской пейзаж «Дом при лунном свете». Художник мастерски противопоставил холодный лунный свет теплу домашнего очага.

Иван Шультце. Дом при лунном свете. Около 1927-1930. Холст, масло. 38 х 46. Частное собрание
Иван Шультце. Дом при лунном свете. Около 1927-1930. Холст, масло. 38 х 46. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Дом при лунном свете»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Дом при лунном свете»

И остатки снега можно рассмотреть в очень симпатичном пейзаже «Весна в Энгадине. Швейцария», которую можно было увидеть в фойе. Возле небольшой церквушки в долине Фекс, на цветущей полянке пасётся милая белая овечка. О том, насколько правдоподобна живопись Шультце, написал в 1927 году один из британских критиков: «Если бы Иван Шультце написал морковку, ослик гарантированно бы попытался укусить холст».

Иван Шультце. Весна в Энгадине. Швейцария. 1926-1927. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Весна в Энгадине. Швейцария. 1926-1927. Холст, масло. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Весна в Энгадине. Швейцария»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Весна в Энгадине. Швейцария»

В продолжение курортной темы – картина «Глицинии», показывающая, в каких роскошных условиях отдыхали аристократы на лучших курортах Средиземноморья.

Иван Шультце. Глицинии. 1920-е. Холст, масло. 46 х 38. Частное собрание
Иван Шультце. Глицинии. 1920-е. Холст, масло. 46 х 38. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Глицинии»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Глицинии»

Также в этом зале были представлены картины, выполненные по впечатлениям от поездок в Египет. В эту африканскую страну художник отправился после своих Арктических экспедиций. В противоположность северным пейзажам в Египте Шультце изучал световые эффекты южной природы: звездную ночь, знойный день и магические закаты. Он создал множество этюдов, по которым позже написал серию картин, посвященную стране пирамид.

Иван Шультце. Подъём на гору Синай. 1910. Частное собрание
Иван Шультце. Подъём на гору Синай. 1910. Частное собрание
Иван Шультце. Разрушенный храм Ком Омбо (Египет). 1920-е годы. Холст, масло. 73 х 92. Частное собрание
Иван Шультце. Разрушенный храм Ком Омбо (Египет). 1920-е годы. Холст, масло. 73 х 92. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Разрушенный храм Ком Омбо»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Разрушенный храм Ком Омбо»
Иван Шультце. Египет. Около 1930. Холст, масло. 45 х 45. Частное собрание
Иван Шультце. Египет. Около 1930. Холст, масло. 45 х 45. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Египет»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Египет»

Ещё одна картина, привезенная из путешествия, только уже по Италии – «Сумерки на берегу реки». В этой работе Шультце изобразил замок Дориа ХII века и старинный каменный мост ХV века, расположенные на франко-итальянской границе недалеко от Лигурийской границы и вдохновлявшие в своё время Клода Моне и Исаака Левитана. Мастер люминизма, используя эффект контраста, с помощью темных красок передает ощущение таинственности древнего замка и словно переносит нас на века в прошлое.

Иван Шультце. Сумерки на берегу реки. Дольчеаква. 1923. Холст, масло. 63 х 48. Частное собрание
Иван Шультце. Сумерки на берегу реки. Дольчеаква. 1923. Холст, масло. 63 х 48. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Сумерки на берегу реки. Дольчеаква»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Сумерки на берегу реки. Дольчеаква»

И любопытны работы, созданные уже за рубежом, но изображающие природу России.

-32
-33

После успеха на Парижском салоне в 1922 году картины «Ноябрьский вечер» художник стал использовать этот сюжет и в других своих работах. Уходящая вдаль река создает глубину и перспективу, а светящиеся розовато-оранжевые краски придают картине «Мартовский вечер в России» особый шарм и сияние.

Иван Шультце. Мартовский вечер в России (Вечерний пейзаж). Около 1927-1930. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Мартовский вечер в России (Вечерний пейзаж). Около 1927-1930. Холст, масло. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Мартовский вечер в России»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Мартовский вечер в России»

Работы «Зимний пейзаж» и «Зимний пейзаж у реки» – более ранние вариации на тему картины «Ноябрьский вечер».

Иван Шультце. Зимний пейзаж. 1920-е. Холст, масло. 77 х 86. Частное собрание
Иван Шультце. Зимний пейзаж. 1920-е. Холст, масло. 77 х 86. Частное собрание
Иван Шультце. Зимний пейзаж у реки. Около 1922-1925. Частное собрание
Иван Шультце. Зимний пейзаж у реки. Около 1922-1925. Частное собрание

В картине «Приближающаяся буря» Шультце удалось уловить очень красивый момент, как сквозь грозовые тучи пробивается солнечный свет.

Иван Шультце. Приближающаяся буря. Около 1927-1930. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Приближающаяся буря. Около 1927-1930. Холст, масло. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Приближающаяся буря»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Приближающаяся буря»

И замечательно передано тревожное состояние природы в картине «Надвигающаяся гроза». Для этого художник использовал не только правильно подобранное цветовое и световое решение, но и приемы, характерные для русской пейзажной живописи: тщательно прописанные листья деревьев и травы, движение темных туч, рябь на воде.

Иван Шультце. Надвигающаяся гроза. Около 1925-1927. Холст, масло. 54 х 65. Частное собрание
Иван Шультце. Надвигающаяся гроза. Около 1925-1927. Холст, масло. 54 х 65. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Надвигающаяся гроза»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Надвигающаяся гроза»

Совершенно изумительный «Осенний пейзаж» напоминает нам о том, что осень у Шультце – это всегда свет и радость. Он начал работать над осенней темой ещё в России, в своем имении в селе Тростянец в Харьковской губернии и продолжил искать яркие краски и световые эффекты в Париже в Булонском лесу.

Иван Шультце. Осенний пейзаж. 1924. Холст, масло. 58 х 80. Частное собрание
Иван Шультце. Осенний пейзаж. 1924. Холст, масло. 58 х 80. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Осенний пейзаж»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Осенний пейзаж»
Иван Шультце. Осень. 1929-1930. Холст, масло. Частное собрание
Иван Шультце. Осень. 1929-1930. Холст, масло. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Осень»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Осень»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Осень»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Осень»

Ностальгические ноты по родной России звучат также в картине «Закат на пруду».

Иван Шультце. Закат на пруду. 1927-1930. Холст, масло. 65 х 81. Частное собрание
Иван Шультце. Закат на пруду. 1927-1930. Холст, масло. 65 х 81. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Закат на пруду»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Закат на пруду»

И в завершение, ещё две работы с изображением заходящего солнечного света. Обе картины созданы ещё на родине. Первая – «Закат над рекой» – просто волшебная, олицетворение тишины, покоя и удивительной красоты окружающего мира.

Иван Шультце. Закат над рекой. 1917. Холст, масло. 71 х 91. Частное собрание
Иван Шультце. Закат над рекой. 1917. Холст, масло. 71 х 91. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Закат над рекой»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Закат над рекой»

А «Летний пейзаж на закате» написан на пленэре под Петербургом. В тот период художник создал целый цикл произведений, посвященных хвойному лесу. Здесь та же композиция, что и в картине «Солнце в лесу» из первой публикации – мы не видим верхушек деревьев, а лишь тщательно прописанную нижнюю часть стволов и ветвей и весь акцент сделан на удивительно красивой игре света и тени.

Иван Шультце. Летний пейзаж на закате. 1915. Холст, масло. 85 х 120. Частное собрание
Иван Шультце. Летний пейзаж на закате. 1915. Холст, масло. 85 х 120. Частное собрание
Фрагмент картины Ивана Шультце «Летний пейзаж на закате»
Фрагмент картины Ивана Шультце «Летний пейзаж на закате»

На этом наше путешествие по выставке Ивана Шультце подошло к концу.

Так художник подписывал свои картины после эмиграции во Францию
Так художник подписывал свои картины после эмиграции во Францию

Буду признательна, если в комментариях вы напишите, нужны ли такие полные виртуальные экскурсии уже после окончания выставок или интереснее краткий анонс ещё действующих проектов.

С любовью, ваша Света В.

Начало путешествия по выставке «Иван Шультце. Магия люминизма» в статье

Подробный рассказ о творчестве Ивана Шультце можно найти в публикациях

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Если вы будете на него подписаны, то никогда не пропустите новые публикаций и ещё много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве