А давайте еще поговорим про женскую жизнь. Какой она была не так уж давно.
Есть такой фильм, который многие на Дзене ненавидят и считают антисоветским и лживым (одновременно причем). «Небеса обетованные». Там в комментариях просто бездны:
В фильме есть персонаж: хабалистая учащаяся ПТУ Жанночка, последняя жена старого греховодника Федора Степановича.
Персонаж, можно сказать, отрицательный – ушлая корыстная провинциальная девица, молодая, но уже с богатым прошлым. Но подождите! А так ли все было, как на поверхности?
Во-первых, Жанночка – сирота. У нее только тетка. Помочь особенно некому. Почему девушка примерно 1970 года рождения осталась без родителей? Это не война и не голод, когда сиротами оставались дети из благополучных семей. Это социальное сиротство. Т.е. родители пили или сгинули в тюрьмах. Жизнь Жанны стала неблагополучной не в один момент, она всегда ей была.
Во-вторых, Жанна совершенно справедливо говорит, что с деньгами у нее «очень сложно», и это правда. Она учится в ПТУ, это говорят с ироничным оттенком, потому что у ПТУ всегда была плохая репутация. Что-то вроде отстойника для необучаемых. Хотя это совершенно несправедливо: в ПТУ учились рабочим профессиям, которые всем нужны: и людям и стране. Вот так, государство было «рабочих и крестьян», а рабочих не уважали.
То есть Жанна худо-бедно, а хочет получить какую-то профессию. Идти в ПТУ в поисках богатого жениха было бессмысленно.
Почему она просто не пошла работать? А это главное в этом образе: молодым женщинам тогда работать было почти негде.
Массовой безработицы в начале 90-х не было, но ситуация в экономике была сложная. Заводы останавливались, там задерживали зарплату. Обычные зарплаты обесценивались. Кооперативных кафе и магазинов, наверное, было не так много. Кто тогда мог заработать? Тот, кто оказывал людям нужные услуги! Парикмахеры, водители, продавцы на рынке, те, кто что-то чинит или ремонтирует, медсестры – люди всегда делали уколы и капельницы на дому за наличный расчет. Мужики, которые могли выполнять тяжелую работу, тоже, в основном, могли подкалымить. А молодые девушки, которые не умели ничего, увы, их нигде не ждали.
Жанночка – это символ того, как упала тогда ценность молодой женщины. Буквально свелась к… да, к одной функции.
От безысходности в те годы (90-е) эту профессию часто оправдывали, сочиняли романтические бредни. Потому что, а куда деваться? Обычная защита психики от травмирующего фактора.
Конечно, не все молодые девушки пошли «в древнейшую». Кто-то выбрала честную нищету, типа работы в школе или в детсаду. Кто-то тяжелую работу в коммерческом секторе. У кого были родители, те могли хоть на какую-то поддержку рассчитывать. А без родителей как?
Только пытаться извлечь что-то из внешности. Хорошо рассуждать, что это некрасиво и непорядочно, когда у тебя закрыты все основные потребности, и вообще уже нет такого лютого кризиса в экономике, как тогда.
Жанночка соглашается выйти замуж за сластолюбивого деда. За что? За дачу! Всего-то навсего! Дача, которая якобы принадлежит Федору Степановичу, выглядит как типичная писательская дача в Переделкино. Настолько типичная, что даже на википедии на фото в статье про Переделкино именно такая. Может, и снимали там.
Но это сейчас недвижимость в элитной локации, в черте Москвы, а тогда какая была ее цена? Наверное тоже высокая, но большими деньгами тогда (в 1990 г) на рынке жилья еще не оперировали.
Скорее всего, Жанна хочет просто жить у деда, чтобы он ее кормил, ну а наследство в виде дома – только в перспективе.
По крайней мере, в фильме ничего не говорится о том, что молодая жена собиралась подсыпать Степанычу яда или что-то такое.
Кстати, если у кого возникнет вопрос: если у нее нет денег, что у нее тогда такая рожа раскрашенная, выходит, на краску деньги есть. Друзья, если вы так подумали, вы забыли, как тогда жили. Это сейчас можно краситься, а можно и не краситься – по желанию. Тогда яркий макияж был обязательным. Без макияжа ходили чудачки, неформалки, типа Янки Дягилевой, или затюканные дочки авторитарных мам. Все нормальные девушки красились, больше или меньше.
Есть прямая связь между женской финансовой независимостью и тягой к украшательству. Чем хуже реальное финансовое положение, тем больше женщины склонны краситься – это странный феномен, но он описан в психологии. Чистое лицо – роскошь для финансово-устойчивых и уверенных в себе, тех, кому не надо никого очаровывать, чтобы не умереть от голода.
Герою Басилашвили в этом фильме все обычно сопереживают, по крайней мере те, кому нравится фильм. Его жалко, причем не только в эпизоде с Жанной, а всю жизнь. Сначала сидел ни за что, потом сестра его лишила жилья и сделала бомжом. Потом эта невеста. Потом еще загремит в дом усиленного режима, это где надзирательница будет командовать: подскоком, подскоком пошли!
А так-то не самый приятный тип. Старик Козлодоев. К тому же обманул девушку, хоть и раскаялся потом.
Вот, кстати, актриса Наталья Щукина в фильме «Настя». Продавщицы канцтоваров сидят в пустом магазине: ни товара нет, ни покупателей. В шахматы играют.
ЧтО им там платили? Да ничего. Откуда платить-то? Тяжкое безвременье. Но да, это честные девушки. По фильму у героини Щукиной вся жизнь проходит вне магазина, там все интересное, и кавалеров много. Возможно, кавалеры помогают, только иногда дают в глаз. Темноволосая красивая и серьезная девушка – замужняя. У нее есть муж, который потом влюбится в Настю, когда та будет красоткой. Сама Настя жила с мамой, мама дворник, вдвоем кое-как выживали. Одна пара нарядных туфель на двоих. Если есть муж или мама, можно было выжить. А если мамы совсем нет, то как?
Почитать еще: