Собралась с силами и пересмотрела один из любимых фильмов, который с годами стал тяжело идти. Жалко всех. В то же время сейчас меня больше всего задел другой фрагмент, об этом позже.
Фильм – интерпретация классического сюжета о никому не нужных людях, магической силой вознесшихся на небо или унесенных инопланетянами. Символично, что это последний фильм, отмеченный как фильм года журналом «Советский экран». После «Небес» советского экрана не стало.
Самая обаятельная, на мой взгляд, героиня – это Фима (Лия Ахеджакова), модная и политически грамотная попрошайка. Но самая главная героиня – Катя Иванова (Ольга Волкова).
Я всмотрелась в фильм внимательнее и меня поразил символизм, который постоянно сопутствует Кате. Точнее с момента, когда она становится Катей. Она же теряет память и ее новое имя, придуманное Фимой, это практически крещение!
До перерождения – это просто безымянная «маманя» двух сыновей: более благополучного, но очень сволочного Кирюшки и сильно пьющего, но чуть более человечного Васьки.
Вася (Филиппов) в фильме даже не очень противен, а в трезвые моменты это симпатичный мужик. Кирилл (Арцыбашев) гениально, предельно пошл и омерзителен. (А вот в ролях своих пап наоборот: Кирилл ничего, Василий хуже).
После – «маманя» попадает на улицу, впервые в жизни дерется за кусок хлеба (прошлая жизнь у нее была сытой), теряет память, получает новое имя, попадает в милицию и учится попрошайничать. По-настоящему Катя в кадре побираться не будет (клянчила только еду и то молча, стыдливо). А вот репетиция оказалась, как сейчас молодежь говорит, кринжовой.
Обратите внимание – в фильме все парочками, а Катя одна. Федя с молодой женой Жанночкой. У Фимы почти роман с полковником Бакуриным. Фима вообще из женщин, которые будут крутить романы даже на паперти и на смертном одре, такая натура. И при любом мужском дефиците ей достанется лучший (как и в фильме, ей достается полковник, благородный офицер с квартирой и машиной). Митя хоть и называет бывшую жену Аглаю чудовищем, однако он – с ней. Соломон противопоставлен Степану, многие бомжи парочками. И только два человека по одиночке: сумасшедший Машинист с паровозом и Катя – она всегда с собаками.
Это образы юродивых, людей «не отсюда».
Катя больше как будто говорит не с людьми, а с животными. Ее постоянно сопровождают собаки. Сначала она пытается отнять булку у собаки. Потом именно она выпускает огромную псину по имени Лаврентий Павлович (хотя Катя – новый человек в городе-герое «Закат коммунизма», но собака слушается ее).
На свадьбе, когда приходят с милицией, она ласково тянется именно к собаке. Потом она на паровозе возносится в небеса одна, за ней бегут лишь собаки.
Катя и раньше жила, вроде как обычный человек, но в то же время в своем мире (или не в своем, а вообще в другом). Она сама говорит, что не знала, как живут люди. Как это могло быть? Она ведь у секретаря обкома только работала, но реальную жизнь-то должна была видеть… Но Катя блаженная, даже дети не оставили у нее в душе глубокого следа: она очень легко отрекается от них в новой жизни. Хотя в жизни прошлой суетливо-заботлива и переживает, «как они без нее».
Все остальные персонажи живут прошлым, их лучшая жизнь осталась там: Митя и Аглая, Фима, Федор, Семен Ефремович, Соломон. И только у Кати прошлая жизнь незначительна и маловесна, а новая стала настоящей.
А теперь про эпизод, который поразил до глубины души. Как уважительно те, кто приехал сносить городок, разговаривают с полковником! «Космонавты» (ОМОН) помогают ему залезть на машину, чтобы он мог сказать речь. Вы сейчас можете это представить?
Не послушали, правда. Но сам факт, что позволили.
Посмотрите, кстати, чтО он говорит, если не помните. Я совсем забыла, что это было в кино. О том, что нельзя видеть противника в безоружных людях. И это сейчас смотреть просто удивительно!
Почитать еще: