Найти тему
Дракон старой гвардии

«Небеса обетованные­». Кто там главный герой. Символизм в фильме и то, чего нельзя представить сейчас

Собралась с силами и пересмотрела один из любимых фильмов, который с годами стал тяжело идти. Жалко всех. В то же время сейчас меня больше всего задел другой фрагмент, об этом позже.

Фильм – интерпретация классического сюжета о никому не нужных людях, магической силой вознесшихся на небо или унесенных инопланетянами. Символично, что это последний фильм, отмеченный как фильм года журналом «Советский экран­». После «Небес­» советского экрана не стало.

Самая обаятельная, на мой взгляд, героиня – это Фима (Лия Ахеджакова), модная и политически грамотная попрошайка. Но самая главная героиня – Катя Иванова (Ольга Волкова).

Я всмотрелась в фильм внимательнее и меня поразил символизм, который постоянно сопутствует Кате. Точнее с момента, когда она становится Катей. Она же теряет память и ее новое имя, придуманное Фимой, это практически крещение!

До перерождения – это просто безымянная «маманя­» двух сыновей: более благополучного, но очень сволочного Кирюшки и сильно пьющего, но чуть более человечного Васьки.

Вася и Кирюша
Вася и Кирюша

Вася (Филиппов) в фильме даже не очень противен, а в трезвые моменты это симпатичный мужик. Кирилл (Арцыбашев) гениально, предельно пошл и омерзителен. (А вот в ролях своих пап наоборот: Кирилл ничего, Василий хуже).

После – «маманя­» попадает на улицу, впервые в жизни дерется за кусок хлеба (прошлая жизнь у нее была сытой), теряет память, получает новое имя, попадает в милицию и учится попрошайничать. По-настоящему Катя в кадре побираться не будет (клянчила только еду и то молча, стыдливо). А вот репетиция оказалась, как сейчас молодежь говорит, кринжовой.

-3

Обратите внимание – в фильме все парочками, а Катя одна. Федя с молодой женой Жанночкой. У Фимы почти роман с полковником Бакуриным. Фима вообще из женщин, которые будут крутить романы даже на паперти и на смертном одре, такая натура. И при любом мужском дефиците ей достанется лучший (как и в фильме, ей достается полковник, благородный офицер с квартирой и машиной). Митя хоть и называет бывшую жену Аглаю чудовищем, однако он – с ней. Соломон противопоставлен Степану, многие бомжи парочками. И только два человека по одиночке: сумасшедший Машинист с паровозом и Катя – она всегда с собаками.

Это образы юродивых, людей «не отсюда­».

Катя больше как будто говорит не с людьми, а с животными. Ее постоянно сопровождают собаки. Сначала она пытается отнять булку у собаки. Потом именно она выпускает огромную псину по имени Лаврентий Павлович (хотя Катя – новый человек в городе-герое «Закат коммунизма­», но собака слушается ее).

-4

На свадьбе, когда приходят с милицией, она ласково тянется именно к собаке. Потом она на паровозе возносится в небеса одна, за ней бегут лишь собаки.

Катя и раньше жила, вроде как обычный человек, но в то же время в своем мире (или не в своем, а вообще в другом). Она сама говорит, что не знала, как живут люди. Как это могло быть? Она ведь у секретаря обкома только работала, но реальную жизнь-то должна была видеть… Но Катя блаженная, даже дети не оставили у нее в душе глубокого следа: она очень легко отрекается от них в новой жизни. Хотя в жизни прошлой суетливо-заботлива и переживает, «как они без нее­».

Все остальные персонажи живут прошлым, их лучшая жизнь осталась там: Митя и Аглая, Фима, Федор, Семен Ефремович, Соломон. И только у Кати прошлая жизнь незначительна и маловесна, а новая стала настоящей.

А теперь про эпизод, который поразил до глубины души. Как уважительно те, кто приехал сносить городок, разговаривают с полковником! «Космонавты­» (ОМОН) помогают ему залезть на машину, чтобы он мог сказать речь. Вы сейчас можете это представить?

-5

Не послушали, правда. Но сам факт, что позволили.

Посмотрите, кстати, чтО он говорит, если не помните. Я совсем забыла, что это было в кино. О том, что нельзя видеть противника в безоружных людях. И это сейчас смотреть просто удивительно!

Почитать еще: