Каждый его день был расписан по минутам: репетиции, съёмки, спектакли. Ему казалось, что он должен успеть ещё очень многое. Но организм не выдержал этого ритма...
Медведь из сказки, ставший кумиром страны
В 1978 году страна проснулась и узнала нового кумира. После выхода фильма «Обыкновенное чудо» имя Александра Абдулова знала вся страна. Роль Медведя принесла актёру не просто известность — она сделала его символом романтики и мужественности для целого поколения.
Все трюки в фильме Абдулов выполнял самостоятельно. В юности он занимался фехтованием, был мастером спорта СССР, поэтому на съёмочной площадке обходился без дублёра. Критики отмечали формирование особого актёрского почерка: резкость, угловатость характера героя и неповторимая лирическая интонация.
Миллионы девушек мечтали оказаться на месте принцессы, которую должен был поцеловать этот страстный красавец. Но сердце артиста было занято — там царила актриса Ирина Алфёрова.
Роман века: любовь, которая пережила развод
История любви Абдулова и Алфёровой началась как сказка, но закончилась, как многие истории в мире кино — расставанием. В 1979 году они вместе снимались в картине «С любимыми не расставайтесь», играя супругов, которые разводятся, но продолжают любить друг друга. Жизнь повторила искусство — в 1993 году Ирина и Александр расстались.
Но судьба подарила им ещё одну встречу. В 2007 году, за год до смерти Абдулова, они вновь оказались на одной съёмочной площадке в сериале «Капкан». Режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский долго мечтали поработать с Александром и решились на смелый эксперимент — пригласить бывших супругов играть вместе.
«Я ему звоню: „Саша, а вот такая дикая мысль — давай я приглашу Иру Алфёрову". Была пауза, актёрская, МХАТовская пауза. Он говорит: „Старик, это ведь неплохая мысль"», — вспоминает режиссёр.
Не только герой-любовник: актёр, который умел всё
Александр Абдулов родился в театральной семье. Его отец был режиссёром и воспитывал в сыне отношение к театру как к храму. В 1974 году Марк Захаров пригласил Абдулова в театр имени Ленинского комсомола. С тех пор и до последних дней жизнь актёра была неразрывно связана с «Ленкомом».
В советском кинематографе за Абдуловым прочно закрепилось амплуа героя-любовника. После «Карнавала» Ирину Муравьёву останавливали на улицах и сожалели, что у неё ничего не получилось с красавцем Никитой.
Но Александру было тесно в рамках одного амплуа. Во многих картинах он появлялся в характерных ролях второго плана, исполненных с не меньшим блеском. Фильм «Формула любви» многим запомнился незамысловатой песенкой, которую Абдулов исполнил вместе с Бородиным. Этого могло и не быть — в сценарии песни не было. Актёры сами выучили несколько итальянских слов и создали настоящий хит.
«Ленком» как дом: театральная судьба длиною в жизнь
Одной из самых известных театральных работ Абдулова была роль в рок-опере «Юнона и Авось», которая собирает аншлаги и сегодня. Но сам актёр считал своей самой значительной работой в театре спектакль «Варвар и еретик» — сценическую версию романа Достоевского «Игрок». За эту роль артист был удостоен премии фонда Станиславского и «Хрустальной Турандот».
Абдулов всегда с благодарностью вспоминал коллег, особенно ценил встречи с Евгением Леоновым и Татьяной Пельтцер, с которыми играл в спектакле «Поминальная молитва».
Постоянная занятость в театре и непрерывные предложения сняться в кино нередко становились причиной конфликтов. На одном из собраний театра режиссёр заявил: «Саша, твоих опозданий из-за съёмок мы больше выдержать не можем». Тогда Фаина Раневская встала и сказала: «А на кого зритель будет ходить, если вы его уберёте?»
Сумасшедший ритм: как артист жил на пределе
«Он из себя представлял такой генератор идей, и он же ещё и локомотив, который тащит это всё на себе», — вспоминают коллеги. Абдулов существовал в сумасшедшем ритме, каждый его день был расписан по минутам: репетиции, съёмки, спектакли.
За свою жизнь актёр сыграл более 100 ролей в кино и десятки ролей в театре. Каждой роли он отдавал часть себя, не умея работать по-другому.
В последние годы Абдулов стал пробовать себя в режиссуре. Его дебютной картиной стал фильм «Лузер». Он мечтал снять свою «Иронию судьбы», которая радовала бы зрителей в новогодние праздники. Продюсер говорил, что снять задуманное за 12 дней нереально. Абдулов снял за 15.
Диагноз как приговор: когда болезнь сильнее таланта
Во время работы над «Лузером» Абдулов узнал о страшном диагнозе — рак лёгких четвёртой степени. Это известие он воспринял мужественно и без боя сдаваться не собирался. Он ездил лечиться в Тибет, в Китай, продолжал работать.
Уже на съёмках сериала «Капкан» здоровье подводило актёра, но он никогда не жаловался. У него было воспаление лицевого нерва, болела голова, но он приезжал на площадку вместе со всеми, сидел и ждал своей очереди.
«Просто можно было только поклониться такой выдержке, такому профессионализму», — говорили коллеги.
3 января 2008-го: день, когда ушёл король
3 января 2008 года от рака лёгких скончался Александр Абдулов. Известие о смерти шокировало многих — друзья, коллеги и миллионы поклонников отказывались верить, что этого актёра больше нет.
В театре выстроилась огромная очередь — люди шли отдать дань великому артисту. Зал, балконы — всё было заполнено.
«Мне не хочется думать о плохом, хочется, чтобы он жил, потому что он реально жив в нашем понимании — он столько сделал», — сказал один из коллег.
Что остаётся после артиста: фильмы, роли и память
Александр Абдулов ушел в 54 года, не успев показать переход от молодого человека к пожилому. Он сгорел от любви к искусству, отдав ему всего себя без остатка.
Его герои — от романтичного Медведя до сложного персонажа в «Капкане» — остались с нами навсегда. Фильмы с его участием продолжают воспитывать новые поколения зрителей. В них есть то, что было в самом актере — душевность и сердечность.
«Он конечно себя не жалел, он сгорел. Если бы чуть-чуть помедленнее, может быть, еще жил бы» — эти слова коллег звучат как приговор времени, которое не щадит таланты.
Александр Абдулов был королем актерского мастерства. И короли, как известно, не уходят — они остаются в памяти навсегда.