"Божественная комедия" Данте Алигьери - величайший памятник мировой культуры. Ведь это произведение настоящая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний Средневековья.
Несомненная заслуга Данте в том, что он строит новую духовную картину мира, опираясь одновременно на языческое наследие и христианскую теологию.
И ярким примером соединения античности и христианства в "Божественной комедии" является Харон.
С Хароном Данте, Вергилий и читатель встречаются в третьей песни "Ада", после того как проходят врата ада с надписью «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
Перед ними открывается вид на Ахерон — реку скорби, которая отделяет внешний круг от настоящих глубин ада. Именно здесь души умерших собираются, чтобы быть перевезёнными на другой берег — в темные царства мучений.
И вот в ладье навстречу нам плывет
Старик, поросший древней сединою
(перевод М. Лозинского)
Это и есть Харон. Образ Харона уходит корнями в древнегреческую мифологию. В античном представлении он — старик-перевозчик, переправляющий души умерших через Стикс или Ахерон в подземный мир Аида. Он не судит, не наказывает, а лишь исполняет функцию — разделяет живых и мёртвых, пуская в лодку только тех, кто оплатил переправу монетой (обычно клали под язык покойному).
Однако у Данте Харон получает новое, христианское измерение. Он не просто выполняет роль перевозчика — теперь он сам судит, решая кого переправить в Ад.
Тут надо заметить, что в древнегреческой мифологии не было разделения на рай и ад. Был всего лишь подземный мир, которым правил Аид. И Харон перевозил души умерших.
У Данте тоже есть указание на это. Харон не желает переправить на другой берег живого Данте.
А ты уйди, тебе нельзя тут быть,
Живой душе, средь мертвых!
(перевод М. Лозинского)
Но Вергилий указывает на то, что путь Данте указали высшие силы. И не Харону решать это.
Образ Харона подчёркивает главную идею Данте: всякая сила — даже древняя и темная — подчинена порядку, установленному Богом.
В античной мифологии Харон - бог, сын Эреба и Нюкты. Изображался мрачным старцем в рубище.
Данте представляет Харона не просто перевозчиком душ, а стражем Божественного закона, грозным и неумолимым. Он уже представляется неким демоническим существом.
Недвижен стал шерстистый лик ужасный
У лодочника сумрачной реки,
Но вкруг очей змеился пламень красный.
(перевод М. Лозинского)
И определение ему Данте дает чисто христианское - "бес Харон" с соответствующими атрибутами - "взор, как уголья в золе".
Так что видим, что Харон у Данте — персонаж с двойной природой. Он пришёл из древнегреческих мифов, но был переосмыслен сквозь призму христианского мировоззрения. Это не просто перевозчик душ — это страж Божественного закона, грозный и неумолимый.
Харон — напоминание о том, что границы между мирами существуют, и перейти их можно только по воле высшей силы.