Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Образ Харона в «Божественной комедии» Данте

"Божественная комедия" Данте Алигьери - величайший памятник мировой культуры. Ведь это произведение настоящая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний Средневековья.

Несомненная заслуга Данте в том, что он строит новую духовную картину мира, опираясь одновременно на языческое наследие и христианскую теологию.

И ярким примером соединения античности и христианства в "Божественной комедии" является Харон.

С Хароном Данте, Вергилий и читатель встречаются в третьей песни "Ада", после того как проходят врата ада с надписью «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Уильям Блейк. Данте и Вергилий у Врат Ада
Уильям Блейк. Данте и Вергилий у Врат Ада

Перед ними открывается вид на Ахерон — реку скорби, которая отделяет внешний круг от настоящих глубин ада. Именно здесь души умерших собираются, чтобы быть перевезёнными на другой берег — в темные царства мучений.

И вот в ладье навстречу нам плывет
Старик, поросший древней сединою

(перевод М. Лозинского)

Гюстав Доре. Харон, 1885
Гюстав Доре. Харон, 1885

Это и есть Харон. Образ Харона уходит корнями в древнегреческую мифологию. В античном представлении он — старик-перевозчик, переправляющий души умерших через Стикс или Ахерон в подземный мир Аида. Он не судит, не наказывает, а лишь исполняет функцию — разделяет живых и мёртвых, пуская в лодку только тех, кто оплатил переправу монетой (обычно клали под язык покойному).

Однако у Данте Харон получает новое, христианское измерение. Он не просто выполняет роль перевозчика — теперь он сам судит, решая кого переправить в Ад.

Константин Померанцев. Харон, Данте и Вергилий,1863. Нижегородский государственный художественный музей
Константин Померанцев. Харон, Данте и Вергилий,1863. Нижегородский государственный художественный музей

Тут надо заметить, что в древнегреческой мифологии не было разделения на рай и ад. Был всего лишь подземный мир, которым правил Аид. И Харон перевозил души умерших.

У Данте тоже есть указание на это. Харон не желает переправить на другой берег живого Данте.

А ты уйди, тебе нельзя тут быть,
Живой душе, средь мертвых!

(перевод М. Лозинского)

Паоло Ветри. Лодка Харона, 1874. Галерея современного искусства Сант-Анна, Палермо, Италия
Паоло Ветри. Лодка Харона, 1874. Галерея современного искусства Сант-Анна, Палермо, Италия
Эжен Делакруа. Барка Данте,
Эжен Делакруа. Барка Данте,

Но Вергилий указывает на то, что путь Данте указали высшие силы. И не Харону решать это.

Образ Харона подчёркивает главную идею Данте: всякая сила — даже древняя и темная — подчинена порядку, установленному Богом.

В античной мифологии Харон - бог, сын Эреба и Нюкты. Изображался мрачным старцем в рубище.

Данте представляет Харона не просто перевозчиком душ, а стражем Божественного закона, грозным и неумолимым. Он уже представляется неким демоническим существом.

Недвижен стал шерстистый лик ужасный
У лодочника сумрачной реки,
Но вкруг очей змеился пламень красный.

(перевод М. Лозинского)

И определение ему Данте дает чисто христианское - "бес Харон" с соответствующими атрибутами - "взор, как уголья в золе".

Федерико Цуккаро. Харон, 1586. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Федерико Цуккаро. Харон, 1586. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Якопо Лигоцци. Харон, 1587. Частная коллекция
Якопо Лигоцци. Харон, 1587. Частная коллекция
Якопо Лигоцци. Харон, 1587. Частная коллекция
Якопо Лигоцци. Харон, 1587. Частная коллекция
Лука Синьорелли. Сцена из "Божественной комедии",ок. 1500. Часовня Сан-Бризио, Италия
Лука Синьорелли. Сцена из "Божественной комедии",ок. 1500. Часовня Сан-Бризио, Италия

Так что видим, что Харон у Данте — персонаж с двойной природой. Он пришёл из древнегреческих мифов, но был переосмыслен сквозь призму христианского мировоззрения. Это не просто перевозчик душ — это страж Божественного закона, грозный и неумолимый.

Харон — напоминание о том, что границы между мирами существуют, и перейти их можно только по воле высшей силы.