Тема государственных наград и наградных знаков, их истории и замечательных награжденных ими современников одна из вечно актуальных тем, ведь награды редко раздавали просто за красивые глаза, и часто за металлическим кружком или пятиконечной звездой были скрыты подлинные истории подвигов простых, но сильных духом русских людей.
Одним из символов героического прошлого нашей страны, а точнее Российской империи среди всего прочего является Георгиевский крест. И сегодня я хотела бы рассмотреть его историю, дабы устранить некоторую путаницу в понятиях, а так же поведать историю своего предка кавалера Георгиевского крести 4й степени.
Георгиевский крест был наградой, учрежденной еще в XVIII веке, предназначенной в первую очередь для офицеров, отличившихся в бою. Главным требованием его получения было мужество и храбрость, проявленные в сражениях, а так же дворянское звание (вот такая социальная несправедливость))). Орден Святого Георгия для офицеров с самого начала шел с степенями.
1. 1-я и 2-я степени изготавливались из золота,
2. 3-я и 4-я степени — из высокопробного серебра.
Георгиевский крест выполнялся в форме креста с медальоном в центре, на котором изображался святой великомученик, а на оборотной стороне – монограмма из букв С. и Г. (Святой Георгий). Лучи креста покрывались белой непрозрачной эмалью. Этот орден положено было носить на особой ленте, получившей название Георгиевской.
Однако для нижних чинов из не дворянского сословия до начала XIX века подобной награды не существовало. В результате в феврале 1807 года Александр Первый подписал манифест о введении «знака отличия Военного ордена» (сокращенно – ЗОВО) для награждения нижних чинов армии и флота. Кресты ЗОВО повелевалось носить на Георгиевской ленте. Эти награды вручались при соблюдении двух условий: во-первых, непосредственное участие в боевых действиях (чтобы исключить награждения тыловых крыс) и, во-вторых, проявленное при этом личное мужество. Быть награжденным таким знаком считалось весьма почетным. Для нижних чинов именно крест ЗОВО стал высшей наградой, которую они могли получить многократно. Стоит отметить, что георгиевскому кавалеру помимо прочих почестей повышалось жалование и предоставлялся ряд личных льгот, например, освобождение от телесных наказаний.
До середины позапрошлого века ЗОВО были безстепенными, однако с марта 1856 года по аналогии с орденом Св. Георгия для офицеров было введено четыре степени знака отличия военного ордена. Очевидно, что это нововведение в наградной системе было вызвано тем, что подвиги солдат были неравнозначны и различались по степени мужества.
Внешний вид крестов ЗОВО особо не изменился, только на нижнем луче добавлялась рельефная надпись с указанием степени (арабской цифрой) в две строки: «1-4 СТЕП». Кресты первой и второй степени изготавливались из золота, а из серебра чеканились знаки только третьей и четвертой степеней.
Простые солдаты именовали Георгиевский крест «Егорием», поскольку его внешний вид повторял композицию ордена Св. Георгия – круглый медальон с рельефным изображением монограммы «СГ» и четыре прямо расширяющихся луча. На медальоне и на лучах креста находится выпуклый ободок. На оборотной стороне медальона находилось выпуклое изображение Св. Георгия (верхом на коне) поражающего змея. К верхнему лучу крепилось ушко для ношения креста на Георгиевской ленте.
В честь празднования трехсотлетия династии Романовых в 1913 году был подготовлен новый статут для ЗОВО. С этого периода солдатская награда стала официально именоваться «Георгиевским крестом». В новом статуте было сказано: «К Военному ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия причисляется Георгиевский крест, установленный для нижних воинских чинов в награду за выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения, против неприятеля в бою оказанные». Нумерация награждений вновь началась заново.
С октября 1916 года в связи с тяжелым экономическим положением Российской империи Георгиевские кресты перестали делать из драгоценных металлов. Кресты 1-й и 2-й степеней чеканились из латуни (томпака) с добавлением в нижних углах горизонтальных лучей букв «Ж» и «М» (жёлтый металл), а кресты 3-й и 4-й степеней — из мельхиора с добавлением в нижних углах горизонтальных лучей букв «Б» и «М» (белый металл).
Награждение производилось последовательно от низшей степени к высшей — 1-й степени. Военнослужащие, награждённые крестом всех четырёх степеней, назывались полными Георгиевскими кавалерами. При утере креста по уважительным причинам можно была запросить его дубликат. В этом случае изготовлялся точно такая же награда, но с точкой после цифр.
Мой прапрадед по материнской линии Федор Васильевич Демидов был награжден серебряным Знаком отличия военного ордена четвертой степени за русско-японскую войну за мужество и храбрость, проявленные им в боях при обороне позиций у деревни Сыфынтай от 16 февраля 1905 года, при взятии стильно укрепленных деревень Сымза и Тутайзы 19 февраля 1905 года, а так же в кровопролитных боях 20-26 февраля того же года. Не простым солдатом был Федор Демидов, а военным санитаром, который в тяжелейших условиях военных действий помогал спасать жизни русским солдатам.
В очерке о войне с Японией начала прошлого века участник тех кровопролитных событий П.Ф. Чесский подробно рассказывает о событиях, в которых ему довелось поучаствовать (П.Ф. Чесский «215-й пехотный Бузулукский полк в войне с Японией 1904-1905 года», С.-Петербург, 1906 год). Так получилось, что в русско-японской войне было развернуто крайне мало полевых госпиталей и лазаретов, и раненых лечили, так сказать, на коленке. А с полей сражений, развернувшихся в указанных локациях мой славный предок, как и десятки других санитаров, вытаскивали раненых в течение всего боя, подвергая опасности свою жизнь.
Примечательно, что в годы Второй мировой войны военным санитаром был моей дед, прошедший от Москвы до Вислы, и не дошедший до Берлина только по причине тяжелейшей контузии, которая аукалась ему всю жизнь
К сожалению, семейные предания не знают, ни где окончил свои дни мой прапрадед Федор Васильевич Демидов, ни что стало с его Георгиевским крестом с порядковым номером 126423. Известно только, что в годы Первой мировой войны мой прапрадед служил в Царскосельском особом эвакуационном лазарете под патронажем самой императрицы Александры Федоровны в должности то ли санитара, то ли охраны. Скорей всего, в гражданскую войну он оказался на стороне «белых» поэтому семейные предания, взращенные в стране советов, вычеркнули его из своей памяти.
На этой грустной ноте раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений. Делитесь в комментариях были ли ваши предки награждены этим почетным знаком или может быть вы находили Георгиевский крест?
Всегда ваша Морозова❤