Сегодня мы празднуем День крещения Руси. Как правило, ежегодно 28 июля в полдень совершают праздничный колокольный звон. В Москве традиционно устраивают крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме и там проводят торжественный молебен. В храмах проходят праздничные службы, которые транслируют на православных телеканалах; в городах выступают официальные лица и устраиваются лекции, концерты и народные гуляния.
Именно от года праздновнания Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году и ведет свое начало Великий Русский Исход. Именно с признания тогда этого факта Россия начала выходить из атеистического состояния, из советского Египта. В 2025 этому событию 1037 лет, что означает, что мы еще в пустыне, но уже на станции 37-ой, на самом входе в Землю Обетованную - Царство Святой Руси.
Христианство на Руси гораздо более древнее
Конечно, с крещения князя Владимира христианство на Руси не вводилось, как новая вера, но утверждалось как вера государственная, как вера все-русская, то есть присущая многим народам Руси. Христианство утверждалось на Руси со времен апостола Андрея Первозванного, труды которого не пропали даром. К сожалению, греческая церковная верхушка, перебравшаясь на Русь в середине 15-го века, после развала Византии, стремилась представить все дело так, что до прихода греков у русских не было ни христианства, ни письменности, ни единого государства. Впрочем, мы уже знаем с вами, что это не так, поэтому вернемся к тому, что произошло в 988 году, и значимость чего невозможно переоценить. (См. например Когда же пришло христианство на Русь?, Христианские варвары, От Светорусья - до Святой Руси, Русь христианская: между крещением апостола Андрея и князя Владимира, Настоящие Деяния Апостола Андрея и др.)
Напомню, что святой равноапостольный князь Владимир был внуком великой княгини Ольги (христианки), сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши (тоже христианки). Он вступил на престол в 17 лет и первые 6 лет провел в походах, успев прославиться как весельчак, любитель шумных застолий и фаворит дружины. Князь Владимир с детских лет воспитывался как христианин, и жил можно сказать целиком в христианском окружении княжьего двора. Христианство это было простое, народное, зачастую идущее рука об руку с ведическими, языческими традициями. Кстати, и после крещения Руси застолья, веселье и празднование князем не прекратились - но только усилились!
Но были тогда и язычники, которые враждебно относились к христианам. По преданию юный князь стал свидетелем того, как язычники учинили расправу над семьей христиан. Он был свидетелем стойкости этих мучеников, и сердце юного князя навсегда отвернулось от язычества и прилепилось к христианству.
Согласно переработанным греками летописям, между 986-м и 987-м годами ко двору киевского князя приходили посольства от разных народов, призывающие Русь обратиться в их веру. Сначала пришли волжские булгары, которые славили мусульманского пророка Магомета, — Владимиру не понравилась аскетичность их богослужений, рассуждения о загробной жизни и женщинах и запрет на вино. Потом приходили католики из Рима и иудеи из Хазарии, но и их веры не пленили князя. Наконец, последним прибыл православный проповедник из Византии, которого и послушали.
Конечно, это легенда, сочиненная греками после того, как Византии не стало - чтобы лучше утвердиться в России. Но легенда эта несет отголосок истины - на Руси во время князя Владимира и задолго до него были хорошо известны и сосуществовали различные монотеистические религии - Единобожие. Но тех огромных различий между этими традициями, которые приведут к падению Византии, на Руси еще не существовало. И выбор князем Владимиром христианства был еще и выбор самой популярной, распространенной монотеистической традиции Руси.
Выбор князя Владимира
Странным кажется выбор князем Владимиром Херсонеса для столь важного события, как княжеское крещение. Но почему Владимир принял решение креститься в Херсонесе? Потому что его крещение в Херсонесе было не признанием авторитета греческой церкви, как пытались потом - очень неуклюже - представить дело греки, но прямым вызовом ей. Владимир не мог не знать греческих законов и порядков, в том числе церковных. Ведь если бы он принял крещение, скажем, в Царьграде, от греческого духовенства, то его княжество автоматически переходило бы не только в юрисдикцию Византийских патриархов (чего на самом деле не произошло до начала 11-го века), но и под юрисдикцию Византийского императора, или Василиска. Русь непременно сделалась бы вассалом Византии – свяжи князь Владимир себя с Византией официальными узами.
Но этого не происходит. Князь выбирает город, духовенство которого было не греческим, а славянским. Да и после Крещения Руси на протяжении многих десятков лет практически все священники на Руси будут из славян - в основном из славян западных, из Болгарии и Моравии.
Итак, ясно, что князь Владимир своим бросал вызов властным притязаниям Византии, а не склонялся перед ними. В чем же тогда значимость крещения князя Владимира, если не оно принесло христианство на Русь? Почему, к примеру, не вспомнить еще его бабку, княгиню Ольгу, которая тоже была христианкой? В чем значимость 988-го года для Руси?
Святая Русь
Когда в 988 году Русь официально приняла христианство - это не было чем-то новым, неожиданным. Христианство вынашивалось в утробе скифских, славянских народов на протяжении девяти столетий - как мать вынашивает дитя девять месяцев. В 988-ом произошло не зачатие, но рождение ребенка - рождение Святой Руси.
Особенность крещения Руси в 988-ом году являет перед нами главные характеристики Святой Руси - того государства, которое родилось с крещения 988 года. И самой первой, главной, бросающейся в глаза особенностью этого события было то, что фактически единоличным "Крестителем" Руси предстает сам князь Владимир! Кроме него нам неизвестны - и неинтересны, по замыслу князя Владимира - прочие участники этого события, например духовенство. Владимир сознательно выбрал в общем провинциальный городок, с провинциальным духовенством, чтобы не вывести духовенство на первый, второй или сколь-либо значимый исторический план. Задумка была радикально смела - крестным отцом Руси является ее князь, или царь. Все. Точка.
Крещение различных народов обычно связывается с деятельностью миссионеров, духовенства той или иной христианской традиции. Таким образом была крещена Испания, Германия, Италия, да в общем и вся Европа и Британия, а вслед за ними и Новый Свет. А вот крещение Руси уникально тем, что оно подчеркнуто является не результатом трудов духовенства, но решением государя! Поэтому от начала роль государя была единственно сакральной ролью на Руси. И хотя позднее и были попытки со стороны духовенства поставить священнический офис наряду с царским, то этого не происходило. Основа традиции, заложенной князем Владимиром, остается неизменной.
В странах Западной Европы государи были подотчетны Папе Римскому в лице его кардиналов и прелатов, которые и были истинными владыками Европы. А на Руси князь Владимир с самого начала расставил верные правила нарушение которых всякий раз приводила к трагедии. Амбиции патриарха Никона привели к величайшему национальному расколу в истории и к не имеющему параллелей геноциду русского народа. Сходным образом амбиции церковных властей времен последнего святого государя привели к еще более трагическим последствиям.
Интересно, что пророчества о Белом царе акцентируют внимание именно на сакральной фигуре царя в противовес духовенству - согласно пророчеств, царь очень активно отстраняет от дел коррумпированное духовенство, которое никакой иной роли, кроме как наказуемых, в возрождении Святой Руси не играет - как не играло оно значимой роли и в рождении той самой первой, еще неумелой формы Святой Руси - с крещением князя Владимира. Святая Русь 2.0 царская есть новая и совершенная версия Святой Руси великокняжеской.
И так же, как князь Владимир крестил Русь водой, то Белый царь крестит Россию Святым Духом. Свою публикацию на День Крещения Руси за 2021 год (Второе Крещение Руси) я закончил следующими словами:
Близится еще одно Великое Крещение Руси. Дело в том, что народ Божий был "крещен" в начале и в конце Исхода. В начале Исхода они перешли через Чермное море - по выходе из Египта. В конце пути они перешли, чудесным образом, через Иордан. Люди, родившиеся в пустыне, приняли тогда крещение впервые. Другие (те, которые вышли из Египта) - во второй раз. Второе и Великое крещение Руси - прямо перед нами. И если Первое крещение принес князь Владимир, то Второе крещение принесет Белый царь.