Надо сделать некоторую историческую справочку, весьма существенную для нашего повествования. Скифы были одними из первых племен язычников, кто принял христианство.
Когда Христианство на самом деле пришло на Русь?
Они обрели свою веру не столько с проповедью епископа Вульфилы (Волчонка), которого современником был наш вымышленный герой, великий Белый царь Хельге, и его невымышленный сын Хейна. Все началось раньше, гораздо раньше – думаю, с того самого Первого, самого памятного Рождества, вскоре после которого братья-скифы поклялись служить новорожденному Царю и Его Царству. Вы в курсе, если вы читали мои предыдущие публикации о скифах.
Но вера, как сказано, от слышания, а слышание – от Слова Божия. А у Слова Божия есть проповедники, апостолы, которых их Господин Иисус Христос послал по всему миру. И скифов Господь не забыл. И никогда не забывал – даже когда они сами забыли, кто они такие. Так вот, приход христианства на Русь, или в Великую Скифию, обычно – и, думаю, по праву связывают с апостолом Андреем Первозванным.
Множество исторических фигур, о которых мы имеем хоть какие-то упоминания у позднейших историков, смело занимают свое место в истории. Так почему же в этом отказано апостолу Андрею, о скифских путешествиях которого свидетельствует несколько хроник? Кратко рассмотрим имеющиеся данные.
Апостол Андрей Первозванный – не миф
Апо́стол Андрей, больше известный как апостол Андре́й Первозва́нный был одним из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Андрей был первым, согласно Евангелию от Иоанна, призванным на служение Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. Апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса. Согласно этому повествованию апостол Андрей был вначале учеником Иоанна Крестителя. Согласно Преданию, апостол Андрей был первым, кто проповедовал Евангелие в землях славян.
В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, как Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Византии, Фракии, Эллады и Скифии. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).
Также и Евсевий Кесарийский в первой половине IV века, ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии. Ориген, согласно Евсевию, утверждал, что для определения направления своей миссионерской деятельности 12 апостолов бросили жребий. Так Петру выпало проповедничество в Риме, Матфею — в Палестине, Марку — в Египте, Иоанну — в Малой Азии, Фоме — в Парфии, а Андрею — во Фракии и Скифии.
Предание о жребии апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о нём пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года».
Предание гласит, что апостол Андрей решил пройти в Рим через земли Варяжские. Прийдя из Синопа в Херсонес Таврический или Корсунь, отсюда с учениками своими он отправился по Днепру на север. Случайно, «по приключаю Божию», останавливается он на ночлег на отмели под нагорным берегом Днепра на месте будущего Киева, «Заутра встав», он указывает ученикам своим на близ лежащие горы, предсказывает об имеющем быть здесь граде великом и церквах многих, поднимается на горы, благословляет их и ставит крест, а затем продолжает путь свой до Новгорода, где… дивится банному самоистязанию, о чем и рассказывает по приходе в Рим.[1]
Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, называется Андреевским крестом.
Распятие это считается совершившимся около 67-го года[6]. Недалеко от места распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. На предполагаемом месте распятия святого Андрея находится источник, находящийся рядом со старым храмом апостола Андрея.
Предание об Андрее Первозванном невозможно ни доказать, ни опровергнуть – как, впрочем, почти все в истории. Кто-то в нем совершенно уверен. Кто-то может посмеяться ему. Но нет дыма без огня. И вот с чем нельзя не согласиться, рассматривая этот, да и многие другие средневековые древние документы. Предание это имеет четкую идейную направленность - она направлена против греческой Церкви и идейно укрепляет самостоятельную и самобытную русскую Церковь. [2] "Московские книжники всегда любили подчеркнуть, что русская Церковь знатностью происхождения не уступает греческой, что христианство появилось на Руси ещё в первом веке благодаря проповедническим усилиям посетившего русские земли апостола Андрея...".[3]
Очень примечательным в документах об апостоле Андрее Первозванном является упоминание Херсонеса в связи с ним и его учениками. Хорсонес был славянским городом. И именно оттуда апостол Андрей отправился в путешествие по землям русским. Также и с князем Владимиром именно Херсонес, который Владимир снова взял тогда под свою защиту, был ключом к официальному принятию христианства.
Предание об Андрее Первозванном при всей своей недоказуемости тем не менее являлось одним из столпов самосознания русского народа. И хотя механизм преемственности от апостола Андрея как-то никогда не прорабатывался в русских церковных кругах, славянскому христианству присуще было понимание своей органической связи с Апостолом Андреем. Орден Святого апостола Андрея Первозванного — считался одной из высших наград России.
А еще скажу, что практически все народы Европы, потомки десяти других скифских племен, ассоциируют принятие христианства их страной через одного из апостолов. Трудно доказать, насколько это исторически верно или не верно. Но богословских противоречий тут нет: ученики просто сделали то, что велел им их Господин. Да и ветхозаветные пророчества о возвращении к Богу потерянных колен, превращающихся теперь в христианские народы-царства, должны были быть исполнены в то время. Вот они, я думаю, и исполнились.
Мученики и миссионеры
В 988-ом году Русь пошла гораздо дальше, чем Константин Великий, объявивший в 313-ом году христианство «терпимой» религией. С каких пор христианство было «терпимой» на Руси – сказать невозможно. Скорее всего, с момента своего проникновения на Русь с апостолом Андреем, о чем мы говорили в предыдущей публикации. И оно не рассеялось тогда без следа, не ушло – вместе с апостолом Андреем.
С точки зрения епископского преемства, которая в первую очередь и занимает официальную церковь, в том числе и Русскую Православную, трудно и невозможно говорить о преемстве русского христианства от апостола Андрея – потому что не сохранилась в архивах та золотая цепочка имен пастырей, которая потянулась тогда от апостола Андрея и дотянулась до церковных епископов сегодняшних дней. Поэтому и мало интересует Русскую Православную церковь древняя русская история.
Ведя счет своему епископству от греков, от Византии десятого-одиннадцатого веков, церковь мало задумывается о том, что было здесь, на Руси раньше. Ей не надо об этом задумываться – потому что в тот период, как считается, не было еще на Руси апостольской преемственности. И если уж Церковь не интересуется древней историей христианства на Руси, то кому еще это надо? Заказа нету. Скорее – наоборот. Наложено было негласное табу на эту тему, а с приходом атеизма это табу сделалось еще жестче. Потому мы не находим ни интереса к истории русского христианства, ни по настоящему глубокого, профессионального подхода к изучении ранних веков истории христианства на Руси. Уверен, если бы Церковь в свое время была заинтересована в таком исследовании, материалов было бы предостаточно. Но интереса не было. Более того, старые рукописи – по признанию всех историков – подвергались жесткому пересмотру и переделке греческими цензорами. Много внутренних документов было уничтожено. И у нас осталось в основном только то, что было зафиксировано о христианстве на Руси сторонними обозревателями – источниками, до которых не могли добраться греки, ревниво претендующие на роль наставника Руси в вере. Но так ли это? Неужели умерло христианство апостола Андрея? Неужели вера готов, которые по крайней мере на протяжении четырех веков оставались еще одним народом со славянами, не оставила никакого следа? Оставила, да столько следов, что их потом приходилось старательно заметать греческим цензорам.
«Холода Скифии пылают жаром веры». Так писал о славянских племенах живший в пятом веке церковный историк Иероним. Нельзя забывать о том, что христианство – это живая религия, это религия отважных миссионеров и мучеников, несущих свет евангелия в самые мрачные места. Либо потому, что их туда посылают, либо потому, что они сами туда идут. И таких людей на Русь, на Великую Скифию приходило много – вот только имен мы мало помним. Но кого-то все-таки помним, за счет международной памяти в основном, к примеру – ученика апостола Петра, Климента Римского.
Климент стал спутником Апостола Петра, разделяя с ним его труды и страдания. Апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил Климента пресвитером одной из церквей города Рима. Климент был епископом примерно с 92 по 101 год от Р.Х. Климент, возможно, был знаком и с другими апостолами, например, многие считают, что апостол Павел упоминает его: "Также, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни" (Фил.4:3).
Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг Климента обратили многих ко Христу. Язычники же, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на него императору Траяну (98 - 117), обвинив в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на каторжные работы в инкерманские каменоломни недалеко от славянского города Херсонеса.
Многие из учеников святителя последовали за ним. Прибыв на место ссылки, Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях. Возможно, эти христиане были крещены при посещении этих земель ранее апостолом Андреем. Климент лично организовал более 75 домашних церквей в округе каменоломней. Там же, в каменоломнях, был вырублен дом, в котором собиралась домашняя церковь, и где Климент служил пастором.
Евангелизационная деятельность Климента вызвала сильный гнев императора Траяна, когда он узнал о ней, и он приказал утопить Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году или несколькими годами позже в районе Херсонеса (совр. Севастополь).
Климент широко почитался в Древней Руси. Он и до сих пор почитаем в Православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.
Ученики Климента и многие обращенные им из язычников, по смерти наставника, продолжили нести весть Евангелия и пошли на север в Таврийские степи, на северо-запад - на Подолье и Прикарпаття, а так же на северо-восток в Приазовье. И сколько было таких Климентов – Господь лишь ведает. Но они, конечно, были. И через это семя евангелистов и мучеников, через скифский Херсонес, Евангелие проникало в Скифию, на просторы Руси. Но чтобы ребенку полностью сформироваться и родиться, потребуется еще немало времени, как мы отмечали.
Позвольте здесь обратиться за советом к себе как богослову. За много веков до прихода в мир Иисуса Христа Бог в утробе Египта соткал Израиль – и на это у Него ушло четыре с половиной столетия. Четыре с половиной столетия потомки Иакова вызревали в Египте в новый народ, народ Богоносец. Новозаветные же типологические периоды истории (соответствующие периодам истории ветхозаветного Израиля) – превосходнее и в два раза протяжённее. Об этом вы можете прочитать в моей книге «Откровение Мучеников», в разделе о семи церквах. Неудивительно поэтому, что христианская Русь «ткалась» в утробе Скифии вдвое дольше, чем Израиль ветхозаветный. Да и выходить скифам никуда не надо было – разве что из своего язычества. Слава Богу, христиан у скифов не притесняли. Варяжские князья были гарантом этому.
Кто-то спросит: а важно ли все это? Ведь по-настоящему важен лишь день рождения, или год – не так ли? Может, и так. Но для меня не менее важно, как для историка и христианина, наблюдать – от какого семени происходит христианская традиция на Руси, и как она ткалась, как формировалась в течении столетий. Разве это не важно? Именно тогда сформировались уже какие-то главные черты славянского христианства. Давайте попробуем начать отслеживать это таинство формирования христианского народа. Не уходите далеко. В следующих главах я постараюсь ответить на те вопросы, которые у вас наверняка возникли.
Заказать книгу можно написав сообщение в группе "Открытая семинария"
-------
Понравилась статья? Не пожалейте сил нажать "палец вверх", поделиться статьёй с друзьями или прокомментировать! А чтобы не пропускать новые статьи, подпишитесь на мой канал и/или заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
[1] Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. т. 1. С.41.
[2] Г.Г.Прошин. Как была крещена Русь. Второе крещение. М., 1988. С.10-199. Цит. по С.В.Бушуев, Г.Е.Миронов. История государства Российского. Кн.1. IX – XVI вв. С. 84.
[3] В.П. Оргиш "Древняя Русь", стр. 31.